16+
	array(0) {
}
	array(0) {
}
	NULL
Больше новостей
Больше опросов

​Татьяна Захожая: «Нельзя спешить с отменой 11 класса − это лишь создаст больше проблем»

Интервью с проректором СурГПУ о сокращении обучения с 11 до 10 классов

​Татьяна Захожая: «Нельзя спешить с отменой 11 класса − это лишь создаст больше проблем»
Фото спикера

В последнее время активно обсуждается вопрос реформы образования. Например, предлагается сократить обучение с 11 до 10 классов − якобы это «непозволительная роскошь» в условиях современных требований рынка труда. Эта и другие идеи вызывают широкий резонанс среди педагогов, родителей и экспертов. В интервью siapress.ru проректор Сургутского государственного педагогического университета Татьяна Захожая поделилась своими мыслями, насколько оправданы подобные изменения, какие риски они несут для учащихся, и как нововведения могут повлиять на систему образования в целом.

− Появилось предложение сократить школьное обучение с 11 до 10 классов, мотивируя это тем, что 11 класс якобы бесполезен, и школьники просто повторяют материал, готовясь к ЕГЭ. Как вы относитесь к этому предложению? Действительно ли 11 класс не нужен?

− Мне представляется, что это предложение является несколько эмоциональным, поспешным и сиюминутным. Говорить о том, что 11 класс бесполезен и его нужно отменить только потому, что ученики ничего нового не узнают, а только тратят время на подготовку к ЕГЭ, это непрофессиональный подход. В настоящее время утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего, среднего (полного) общего образования, в которых четко сформулированы обязательные требования к результатам обучения, имеются образовательные программы, утвержденные Министерством просвещения и региональными органами управления образованием. Они включают как результаты, так и сроки их достижения, распределенные по годам. Поэтому предложение сократить школьное обучение до 10 классов требует не просто формальной отмены одного года. Это подразумевает пересмотр всей системы: образовательных стандартов, содержания программ, учебных планов.

− То есть это не так просто, как кажется?

− Конечно, нельзя просто «урезать» один класс. Необходимо понять, когда этот материал, который сейчас осваивается школьниками в 11 классе, будет изучаться? В какой год обучения – в 10-й, 9-й или 8-й? Это требует кардинального пересмотра образовательных программ, изменения нормативной базы, содержания образования, результатов, системы контроля качества и т.д. Это вопрос принципиального изменения существующей системы обучения в старшей школе. И конечно, этот формальный отказ от 11 класса не решит вопрос нехватки рабочих рук на рынке труда.

Что же касается вопроса более раннего выбора профессии, то здесь мне кажется стоит уделить внимание профориентации в школе. С 2023 года в школах вводится Единая модель профориентации, которая предполагает разнообразную деятельность – и профильные и предпрофессиональные классы, и внеурочную деятельность, и профессиональные пробы, дни открытых дверей в колледжах и вузах, встречи с представителями разных профессий, конкурсы профориентационной направленности и т.д., в том числе с использованием современных информационных технологий. Это несомненно позволит более предметно говорить со школьниками именно о востребованных профессиях на современном рынке труда. И, безусловно, именно эта деятельность и будет способствовать ранней профориентации и осознанному выбору профессии. И сегодня эта профориентация начинается уже с 5-6 класса. Пусть эта программа заработает в полную силу. Ее результаты мы увидим уже через несколько лет.

− Школа − это не только получение знаний, но и процесс становления личности. Сокращение ведь может повлиять и на это?

− Безусловно. Ведь цель школьного образования − не подготовка к ЕГЭ, а формирование и развитие личности ребенка, создание условий для освоения им способов деятельности в окружающем мире, освоение того багажа культуры, который наработало человечество. Конечно, кажется, что это высокие слова, но именно в школе дети и подростки учатся реализовывать себя, овладевают навыками коммуникации, взаимодействия, а не только получают конкретные знания по определенным предметам, хотя это тоже очень важно. Но, повторюсь, это все прописано в Федеральных государственных образовательных стандартах и, если мы хотим, что-то изменить, нам надо сначала говорить об изменении ФГОС.

Если же обратить внимание на утверждение о том, что школьники тратят весь 11 класс только на подготовку к ЕГЭ, то это скорее вопрос к организации учебного процесса в конкретной школе, к деятельности конкретного учителя.

И наконец, при таком формальном подходе, если мы уберем 11 класс, то подготовка к ЕГЭ просто может переместиться на 10 класс. Без изменения содержания образования и требований к учебной программе ничего не изменится, а стресс и нагрузка на школьников возрастут. Это повлияет на качество образования не в лучшую сторону, скорее, наоборот.

Я думаю, что обучение в 11 классе и подготовка к экзаменам − это пересекающиеся, но не полностью совпадающие процессы. Все зависит от подхода школы, учителей и профориентации.

− А как вы относитесь к обсуждениям о ликвидации бакалавриата и магистратуры?

− В настоящее время согласно Указу Президента о совершенствование системы высшего образования, вышедшего в 2023 году, в ближайшие 2 года на базе нескольких пилотных вузов будет разрабатываться новая система уровней высшего образования, которые должны будут изменить существующую систему бакалавриата и магистратуры. Предлагается введение базового и специализированного высшего образования, и отдельного уровня профессионального образования − аспирантуры. При этом предлагается установить сроки обучения на базовом уровне – от 4 до 6 лет, на уровне, специализированном − от 1 года до 3 лет. Так что, уменьшение сроков обучения не предполагается. Скорее наоборот. При этом пилотные вузы, участвующие в эксперименте, говорят о кардинально новом подходе к содержанию образования, который предполагает для одних программ значительное усиление фундаментальной подготовки, для других − увеличение практической составляющей в зависимости от требований рынка туда.

В настоящее время пилотные вузы предлагают к обсуждению свои программы, но на нормативном уровне пока не разработаны требования к новым ФГОС. Конечно, сейчас идет очень бурное обсуждение, проводятся конференции, семинары, мастер-классы, в рамках которых представляются результаты, полученные экспериментальными университетами.

− То есть сейчас идет эксперимент, и окончательных решений пока нет?

− Совершенно верно. Вузы реализовывают эту новую систему только год. В апреле 2024 года на базе СурГПУ было проведено большое совещание с участием Московского педагогического государственного университета, который является пилотным вузом для педагогических направлений подготовки, экспериментальной площадкой для этой новой системы. Преподаватели МПГУ представил свои новые программы, обосновали их содержание, состоялась серьезная дискуссия по этому вопросу. Представители МПГУ предлагают шестилетнее образование для подготовки учителя сразу по трем профилям. Но это только один из вариантов. Мы ждем завершения эксперимента и изменения нормативных документов.

− А как общественность относится к таким предложениям?

− Мнения разные. Многих не устроило четырехлетнее образование бакалавра, поскольку специалисты считают, что этого недостаточно для получения профессии. И предлагается увеличение сроков для получения профессии на уровне базового образования. И вот опять появляется новое предложение о сокращении сроков обучения. Мне представляется, что это непродуманное предложение и для системы высшей школы.

− В последнее время все больше обсуждают необходимость вернуться к советской системе образования. Как вы относитесь к этому мнению?

− Я думаю, что каждому времени − «свое» образование. Советское образование соответствовало своему времени, когда существовала плановая экономика, определенный уровень развития производства и технологий. Оно было рассчитано на потребности того времени. Мне кажется, что перенести образовательные требования и подходы Советского Союза в наше время невозможно. Раньше было четкое планирование, распределение выпускников по местам работы, что сейчас в России отсутствует. Сегодня мы ориентируемся на рынок труда, и системы плановой экономики больше не существует. Современные педагогические технологии ничуть не хуже тех, что применялись в советское время, просто требования и потребности общества изменились. Поэтому я не согласна с тем, что возвращение к советской системе автоматически приведет к улучшению образования.

− То есть, нельзя однозначно утверждать, что советская система была лучше?

− Конечно, нет. В советской системе образования имеются свои значительны плюсы, которые характеризуют именно ее! Это, прежде всего, фундаментальность. Но и сегодняшняя система образования характеризуется большими плюсами – я думаю, что это как раз вариативность нашего образования, мобильность системы, большой упор на практическую подготовку, во всяком случае в педагогическом образовании. Суммарно практически целый год обучения будущие педагоги проходят практику в различных формах. Вероятно, нам необходимо найти баланс фундаментальности и практики. Некоторые программы требуют быстрого выхода на рынок труда, другие − более глубокого образования. А лучше или хуже – это зависит от того, что мы поставим во главу угла!

− Болонская система также подвергается критике. Как вы оцениваете ее влияние на российскую образовательную систему? Некоторые эксперты считают, что следует отказаться от этой системы, чтобы остановить отток кадров из России.

− Болонская система была введена в России в 2003 году с подписанием соответствующих соглашений. Так у нас появились уровни бакалавриата и магистратуры. По ряду направлений подготовки сохранился пятилетний специалитет. Система предполагала, что выпускники российских вузов смогут найти работу или менять уровень образования в европейских государствах. Но, как оказалось, для этого недостаточно подписания Болонской декларации, необходимы было подписывать договоры между государствами о признании дипломов и т.д. Не все европейские государства признавали дипломы Российской федерации, не все европейские вузы признавали документы наших университетов. Хотя следует сказать, что в целом упростилась процедура обмена специалистами. Студенты РФ могли поступать в европейские вузы, но все равно это был очень небольшой процент обучающихся. Поэтому я не думаю, что именно это привело к оттоку кадров. На отток специалистов в зарубежные страны повлияла экономическая ситуация в Европе и России. Все-таки этот процесс связан с получением работы, определенным уровнем заработной платы, возможностями реализации собственных интересов. И по большому счету те принципы, которые были заложены в нормативную базу в связи с принятием Болонской Декларации в 2003 году, так и остались на бумаге, кроме введения новых уровней образования.

− Обсуждение изменений в образовательной системе влияет на университеты? В целом, вузы активно участвуют в различных дискуссиях на эту тему?

− На данный момент все это лишь предложения к изменениям. Когда они будут оформлены в виде проектов нормативных документов, можно будет говорить более предметно. Но обсуждение идет на всех уровнях. Эксперимент по внедрению новой системы высшего образования продолжается, и мы участвуем в этом процессе. Проводятся мастер-классы, конференции, происходит обмен опытом. Все это помогает выработать новые подходы к образованию. Но важно помнить, что система образования это один из системообразующих компонентов государства. Эта система характеризуется большой стабильностью, что вероятно и является одной из положительных ее характеристик. И очень бы хотелось, чтобы систему не расшатывали. Любые изменения должны быть обоснованными и тщательно продуманными, чтобы не нарушить стабильность образования.



06 октября 2024 в 11:13, просмотров: 3430, комментариев: 3


Комментарии:
Альберт Леонов
Все можно и нужно сделать!
Толку от 11 летнего образования нет! Лишний год только в школе сидят. Могли бы профессию получить..
Alkonowa1ow
Все эти рассуждения и обоснования в пользу 11-летнего обучения в школе оторваны от экономики страны и от ее затрат на школьное образование. Кажется, что мы настолько богаты, что можем лишний год держать ученика в школе, а затем гарантировать ему ещё трансфер в высшее учебное заведение, где он будет ещё 5-6 лет учится. На примере Сургута видно, что сокращение обучения в школе только на один год сократит расходы бюджета города на сотни миллионов, а может на миллиарды рублей. 11- классники не будут занимать места в школьных зданиях, а значит это опять же экономия на строительстве новых школ в городе. Окончив школу на один год раньше, юноши и девушки могут раньше вступить во взрослую жизнь, приобретая нужную стране профессию с среднем специальном учебном заведении или поступив в ВУЗ. Зачем держать в стенах школы лишний год молодых людей? Зачем, когда по сути они уже сформировавшийся физиологически взрослые люди? Нет, инфантильность никто не отменял, но это недостаток воспитания на совести родителей. Так можно и до 30-40 лет родителям содержать взрослое дитя, которое не хочет брать ответственность за создание семьи и взять ответственность за воспитание своих детей. 11- летнее образование и вся это болонская и неболонская система образования нацелена на поколение чайлдфри. ГД решила на днях бороться с идеологией «бездетности» с помощью штрафов, а нужно всего-то перейти на 10-летнее школьное образование. Вся нынешняя система школьного образования доведёт страну до цугундера. «Позвольте пару слов сказать без протокола: чему нас учит семья и школа?». Так вот без протокола, нынешняя школа ничему не учит, ибо не способна закрыть потребности страны в трудовых ресурсах, потребности страны в обороне и в безопасности. Потому что на днях МИД Таджикистана выразил обеспокоенность нарушением прав и свобод таджиков- мигрантов в России. Никогда такого не было. И мы ничего не можем им ответить, потому что наша школа строителей и дворников не готовит. Хотя мэр Москвы Лужков в своё время подрабатывал дворником и не считал это занятие, как западло. Наши молодые мамаши едут рожать в Аргентину, чтобы новорожденный смог получить аргентинское гражданство. Как говорится, приехали. Хорошо что не в Гвинею-Папуа. А тем временем из Средней Азии к нам едут бесплатно рожать в мировом Центре родовспоможения и получать здесь гражданство со всеми преференциями. Так на заседании бюджетного комитета Думы Югры госпожа Дюдина не смогла объяснить, почему за полугодие значительного выросли расходы выплаты мам и детей до 5,7 миллиардов рублей, а количество получателей выплат возросло со 100 тысяч человек до 152 тысяч человек. На 52 тысячи человек за первое полугодие возросло число получателей семейных льгот! И никто не смог объяснить. Хотя ответ напрашивается однозначный. Средняя Азия и ближайшие зарубежье воспользовалось нашей добротой. А наши будущие мамочки кинулись рожать в Аргентину. А школа за патриотическое воспитание не несет никакой ответственности. По крайней мере такой, какая была в Советской школе. Так кого же готовит современная 11-классная школа? И зачем бюджет страны тратит лишние десятки миллиардов рублей, заставляя учеников еще один ходить в среднюю школу в 11-й класс? Вопрос этот к министру школьного образования господину Кравцову? «Боливар двух не выдержит». Пусть лучше одиннадцатиклассник освободит место в школе первокласснику. Право всем от этого будет лучше, а главное лучше будет самим переросшим школу и давно не школьникам юношам и девушкам.
Ильнар Салахов
Зачем вводили 4 класс, непонятно? Отлично было с 10-летним образованием и 5-летним в университете. Добавили год к школе и год к Универу. А знаний в работе не прибавилось у молодежи. Учебная программа оторвана от реальности.
Показать все комментарии (3)

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт

	array(0) {
}
	array(0) {
}
	NULL
	array(0) {
}
	array(0) {
}
	NULL
	array(0) {
}
	array(0) {
}
	NULL

	array(0) {
}
	array(0) {
}
	NULL

Топ 10

  1. Кто стоит за женской пилотажной группой «Барсы» // ONLINE 1010
  2. Завораживающий юг: художница из Москвы о своей выставке «Пересекая экватор» в «Стерхе» // ONLINE 837
  3. ​В Сургуте готовят площадку под новую школу: убирают деревья, проектируют спортядро, переселяют кедры 548
  4. ​Сургутян предупредили об ужесточении наказания за нарушение при обработке персональных данных 539
  5. ​В Сургуте начали благоустройство Чернореченского кладбища 536
  6. Инвесторам на заметку: акционерам «Газпрома» предложили не делиться дивидендами 530
  7. Михаил Сердюк сохранил пост председателя регионального отделения «Справедливая Россия – За Правду» в Югре 523
  8. Крупный мусорный полигон в Югре работал с грубыми нарушениями 514
  9. ​Сургут получит 18 новых газомоторных автобусов до конца года 494
  10. ​В Югре назначили нового директора департамента региональной безопасности 493
  1. ​«До 45 лет детей не родил? Ты кастрат или больной?» Протоиерей Андрей Ткачёв предложил ввести в России налог на бездетность для мужчин 2621
  2. ​История на колесах: в Сургут прибыл «Эшелон Победы» // ФОТОРЕПОРТАЖ 2217
  3. ​Спорт, экология и добрые дела: в Сургуте пройдет «Зеленый марафон» 2214
  4. ​Ретропоезд «Эшелон Победы» прибудет в Сургут сегодня: экспозицию можно увидеть с 13:00 до 18:00 1944
  5. ​«Сначала ищут место для музея, а потом сносят прошлое»: жители Ханты-Мансийска возмутились сносом исторического дома 1906
  6. Удивительно, что сургутяне проявили такой слабый интерес к застройке ядра центра города. Общественный контроль за этим проектом должен быть тщательным 1795
  7. ​Главный коммунальщик Сургута Сергей Алексеев покидает свой пост 1739
  8. ​Сажайте по-человечески 1710
  9. ​Прокуратура: котельные Сургута годами загрязняли воздух без контроля 1692
  10. ​В Югре больше средств направят на здравоохранение, соцподдержку и строительство моста через Обь 1677
  1. ​Куда сходить в Сургуте на выходных 1-4 мая? // АФИША 8317
  2. ​Центральный рынок Сургута начали реконструировать: к осени обещают обновленную крышу 7162
  3. ​Человеческое пространство 6893
  4. ​Паводок диктует сроки: в Сургуте ускорили строительство набережной Кривули 6730
  5. ​Куда сходить в Сургуте на выходных 8-11 мая? // АФИША 5492
  6. ​В Сургуте пошла река Обь // ФОТОФАКТ 4966
  7. ​Куда не проехать 9 мая: власти Сургута сообщили об изменениях перекрытия движения 4945
  8. ​Сургут массово отпразднует 80-летие Победы: шествие «Бессмертного полка», ретро-авто и праздничные концерты 4810
  9. ​Югорчанам запретили держать дома львов, змей и даже сов 4477
  10. В Сургуте отметят День Победы тематическими выставками, мастер-классами и праздничными концертами 3855