
В Сургуте подводят первые промежуточные итоги транспортной реформы. В частности, администрация города отчиталась о росте количества поездок на городских автобусах на 1,25 млн (до 15 млн) с января по сентябрь, при условии, что к этому моменту новая маршрутная сеть действовала около трех месяцев летом – она была запущена в середине мая. Тем не менее, свой пост покидает главный куратор реформы – директор департамента городского хозяйства Кирилл Киселев. Как было заявлено официально, он по своей инициативе перешел на должность гендиректора муниципального перевозчика – СПОПАТ. Как это следует понимать – обсудили ведущие «О чем говорят» Дмитрий Щеглов и Тарас Самборский.
Дмитрий Щеглов: Меня зовут Дмитрий Щеглов, мы продолжаем. Это «О чем говорят». В первой части, в первом эпизоде мы обсудили вандалов, которые у нас обрушиваются на городские остановки зачастую в последнее время, и от этого очень сильно страдает городская администрация и говорит, что вот, не надо так делать. А мы поговорили о том, что следует сделать, чтобы подобного ничего не происходило.
Сейчас поговорим про вторую тему, она очень важная, она у нас продолжается многие-многие месяцы – это транспортная реформа. Несколько пунктов, которые мы бы хотели обсудить, потому что они стали более актуальны, чем ранее. Пункт первый: когда приезжала Наталья Комарова в Сургут, Андрей Филатов анонсировал покупку сорока новых автобусов в городской парк. Это усилит парк автобусов города Сургут на, примерно, тридцать процентов, что довольно немало, и, плюсом к тому, это выходит десять автобусов будут куплены просто за бюджетные деньги города Сургута, тридцать автобусов – это будет лизинговый контракт со «Сбером». Все хорошо, зафиксировали.
Также администрация города поделилась статистикой, что регулярно автобусами сейчас пользуются тридцать пять тысяч сургутян. Жалоб поступило, именно жалоб, что касается «отмените реформу и верните старую маршрутную сеть обратно» или там «мне как-то нехорошо едет автобус» и так далее – полторы тысячи. Вот из тридцати пяти тысяч тех, кто активно пользуется, полторы тысячи активно жалуются. То есть это тоже стоит зафиксировать.
И в Сургуте стало на миллион двести пятьдесят тысяч поездок больше только за январь-сентябрь этого года. При условии, что транспортная реформа была запущена в мае, когда еще народ более-менее даже еще на автобусах не катается и где-то там занимается своими летними делами. То есть какие-то эффекты есть.
Но при этом автор реформы, точнее, ее инициатор и ее главный куратор – Кирилл Киселев – покинул городскую администрацию, точнее департамент городского хозяйства – он был его директором. Теперь он станет директором СПОПАТа. Это наш городской муниципальный перевозчик, который, собственно, занимается этими самыми автобусами. Давай оценим комплекс этих событий, комплекс всего этого происходящего. Что теперь можно сказать про транспортную реформу, про судьбу, аппаратную и политическую, Кирилла Киселева. И про будущее всего этого процесса.
Тарас Самборский: Проект реформы общественного транспорта Сургута – это необходимая и неизбежная вещь в жизни города. Потому что маршрутная сеть и вообще вся система обеспечения транспортных муниципальных пассажирских перевозок сформировалась в далекие 80-е годы фактически. Ну, может быть, с определенным развитием в середине 90-х годов. Вот, больше тридцати лет Сургут пользуется той системой общественного транспорта, которая... Вот этой системой общественного транспорта.
Ясно, что за эти годы город разросся территориально, разросся количественно по населению и очень изменился в смысловом. Потому что население, во-первых, изменилось по своему составу: трудовому, по благосостоянию, больше людей с личным транспортом стало, чем это было в советские годы и в начале 90-х годов. В общем много очень изменений, которые влияют самым непосредственным образом на транспортную ситуацию, и не учитывать эти изменения дальше уже просто было невозможно.
Поэтому глава города Андрей Филатов, или любой бы другой мэр, это начал делать, потому что это неизбежная вещь. Просто Филатов приступил наконец к этому необходимому процессу. Реформа была бы неизбежна. Реформа важна. Реформа задевает психологические струны израненных сургутских душ. Потому что люди вот недовольны многие. Но опять-таки, что называть многими? Полторы тысячи сургутян, которые обращаются в городскую администрацию с конкретными замечаниями, из тридцати пяти тысяч постоянных пассажиров – это вроде, а тем более от четырехсот тысяч населения, это вроде бы немного. В абсолютном выражении это много. Но обращаются всегда единицы в процентах от общей массы имеющих то или иное мнение. Поэтому можно предположить, что, наверное, многие, а может быть даже большинство сургутян, относятся к транспортной реформе если не негативно, то как минимум с вопросами.
Но это понятная совершенно ситуация при проведении любой реформы. Вот всегда так бывает. Что будет с реформой парковочного пространства, что будет с реформой, я не знаю, организации движения во дворах, внутриквартально – это все будет вызывать безусловное раздражение у людей. А потом, когда восстановится порядок, или установится порядок удобный для граждан, они, может быть, «спасибо» не скажут, так уж устроена человеческая натура, к сожалению, но с удовольствием буду пользоваться благами и результатами вот этой реформы. Итак, реформа очень важная. Реформа, которая при ее успешном завершении, проведении, будет таким очень важным, серьезным местом в портфолио Андрея Филатова. Потому что с такими проектами хорошо делать карьеру – это понятно.
Значит, кто может возглавить эту реформу? Формально – да – ее возглавляет господин Киселев, как куратор городского хозяйства сургутского, но надо понимать, что СПОПАТ... Что такое СПОПАТ? СПОПАТ – это вечный трагический пример воровства и бесхозяйственности муниципального в Сургуте. Вот всю жизнь, сколько существует этот несчастный СПОПАТ, о нем только и разговоров, что там вор на воре сидит, вором погоняет. Что там менеджмент тупой, который не знает элементарных основ предпринимательской деятельности и экономики. Не знают, что такое амортизация средств. Там совершенно чудовищные были мне известные примеры использования ресурсов предприятия, финансовых ресурсов предприятия для обогащения вышки менеджмента. При этом сами рядовые работники: водители, кондуктора, автослесари – они получали какие-то копеечные зарплаты. А генералитет себе начислял тринадцатые зарплаты только в объеме трех месячных зарплат.
В общем вот это вот просто какая-то бездонная бочка с хозяйственным ужасом. Как можно делать такую важную реформу городскую (еще раз, она очень важна) она важна не Филатову, она важна для пассажиров, которые пользуются общественным транспортом. Люди с невысоким достатком, которые не ездят на личных машинах: пенсионеры, большое количество бюджетников, студенты, школьники – ну вот она – категория, которую обслуживает городская сеть транспортная. И поручать это, основывать это на вот таком предприятии, в котором какая-то каша-малаша – это неразумно. Это любой бы толковый руководитель понял бы сразу.
Господин Киселев имеет репутацию, как я понимаю, руководителя толкового, грамотного, сильного специалиста в своей сфере. Я знаю, что у Филатова с ним просто личные отношения очень доверительные, такие, основательные. И для меня кажется более чем логичным перемещение Киселева на позицию руководителя вот этого ключевого звена при проведении реформы транспортной системы. При этом я не вижу в этом никакого понижения статуса. То есть из топ-менеджеров городской администрации он переходит в руководители муниципального предприятия.
Потому что к данному проекту отношение как к проекту. Это вот важный муниципальный проект на сегодняшний день. Это, кстати, очень грамотный подход – решать проблемы путем проектирования. То есть открывается проект, под этот проект идут финансы, кадровые ресурсы выделяются. И проект осуществился, после этого освободившееся все ресурсы направляются на какой-то следующий проект. Это нормально, это такой правильный бизнес-подход, и в вопросах управления городскими процессами он работает ничуть не хуже, чем в управлении процессами какой-нибудь компании. Вот эта проектная вещь, туда переходит Киселев осуществлять непосредственно руководство данным проектом, находясь, скажем так, в гуще событий. И я думаю, что это сулит определенное... Это дает надежду, что будут результаты быстрые, осязаемые, и реформа общественного транспорта придет к тому, что не только на миллион двести поездок будет рост, а еще на большее количество. А недовольных будет меньше. Кстати, вот эта вот циферка – миллион двести поездок – за один месяц, ты говоришь, увеличилась, да?
Д.Щ.: Нет-нет, это не за один месяц, конечно. Это где-то, месяца за три, летних.
Т.С.: Ну хорошо. А от какой цифры пляшет?
Д.Щ.: Стало пятнадцать миллионов. Было, получается, там тринадцать с чем-то, тринадцать с половиной, условно говоря.
Т.С.: Ну вот, рост за какой-то там отрезок десять процентов, да? Я не знаю, я не специалист в транспортной системе, вот абсолютно, но, если так вот навскидку посмотреть, то, наверное, это говорит о том, что новая маршрутная сеть, которую внедрила мэрия, попала в новые районы, и новые пользователи транспортной сети ею воспользовались, собственно, то есть. А расширение транспортной сети, увеличение пассажиропотока, естественным образом улучшает экономику транспортной компании.
Д.Щ.: Да.
Т.С.: Как любая система. Чем больше субъектов задействованы в систему экономически платежеспособных, тем системе лучше становится. То есть чем больше пассажиров, которые платят за поездку, будут попадать в эту систему, тем лучше СПОПАТу и всей транспортной сургутской сети.
Д.Щ.: Вопрос: не стоило ли в таком случае сначала купить дополнительные сорок автобусов, а потом проводить транспортную реформу, в этом смысле. Это вообще автобусов уже было бы больше и так далее.
Т.С.: Я не знаю. Я не могу ответить на этот вопрос, потому что, повторюсь, я могу как наблюдатель за общегородскими процессами говорить, но не за такими специализированными как городские пассажирские автоперевозки. Может быть стоило. Но, еще раз, это же проект. В проекте есть стратегическая цель, есть задачи, которые требуют выполнения для достижения этой цели, есть средства, есть финансовое обеспечение, есть кадровое обеспечение, другие ресурсные обеспечения. И это, как карта, я не знаю, боевых действий, над которой стоят генералы и указками передвигают полки, солдат, какие-то вот эти вот все свои ресурсы. То есть сегодня выяснилось, что надо сорок автобусов. Может быть, это было ясно и на старте этой реформы.
Вероятно, но, может быть, выполнение этой задачи стало возможным сегодня благодаря финансовым резервам появившимся. Может быть, предварительный анализ первых итогов реформы показал какие-то ее слабые места, и вот в этом проекте пошли соответствующие решения. Проект – это что такое? Вот как мы обсуждаем вот эту схему. Это же очень мобильная вещь. Мы по ходу действий можем выявлять недостатки и оперативно их решать. То есть это не классическая там тема: я не знаю, городской закон выделил бюджет на строительство школы, определен подрядчик, или какое-нибудь там концессионное соглашение, или частно-государственное партнерство, и там шаг влево, шаг вправо – там все – там расстрел просто начинается. Потому что тебе выделены деньги, обозначены контрактные сроки, пойди попробуй не сделай, не освой, не сдай. Никакой гибкости.
Это, кстати, мое представление о том, как осуществляется вот эта реформа сургутская транспортная. Может быть, оно совсем не так осуществляется. Может быть, гораздо более жестко. Но, по-моему, это похоже все на элементарное проектное решение и проектное финансирование. Потому что в транспортную систему входят же дороги там всякие, я не знаю, еще какие-то логистические вещи. Вот этим щупом надо сначала найти проблему, посмотреть, где там плохо, куда направлять имеющиеся ресурсы, отрабатывать эту больную точку, двигаться к следующей. Таким образом делать любую реформу правильней. Да, людям многие решения могут показаться такими спорадическими, спонтанными, непонятными: «А что это вы сразу так не сделали?» «А что нам сразу не могли сказать, что ли?» Но все нюансы большого, многослойного проекта на старте предусмотреть нельзя. На старте можно только предусмотреть несколько стратегических вещей.
Первое, как я говорю. А цель этой реформы какая? Нормальные проектировщик, он не пишет: цель – улучшить пассажирские перевозки в городе Сургуте. Это очень обще, оно ни о чем. Эту цель выполнить невозможно. Дураку понятно, что они должны быть хорошими. Значит, там в цели должно что-то содержаться, какие-то совершенно четкие, внятные, определенные количественные параметры. Определили. Под эту цель пошли, так: задача один; задача два; задача три; задача, там, сто двадцать три. Расписывают соответственно. И вот, еще раз говорю, и ты начинаешь, как в «пятнашках», двигать каждую имеющуюся у тебя позицию, которые ты располагаешь, ресурсную позицию. Пошли сюда – так, получилось, встала на место, сошелся пазл, закрыли этот файл, пошли к следующему. Вот так вот осуществляется комплексная, большая, долгосрочная реформа. Так я вижу осуществление этой транспортной реформы.
Поэтому, именно только по этой причине, я сегодня не отношусь к стану критиков этой реформы. Вот в моем круге, даже у меня там товарищ есть, который говорит: «А, это все очередная лабуда, освоение денег, сейчас там наворуют, сделают три новых маршрута – на этом все закончится». Я так не воспринимаю этот процесс. Мне кажется, пока еще, и переход господина Киселева на должность директора СПОПАТа подтверждает мои такие догадки, что это действительно реформа, у которой есть целеполагание, у которой есть прописанный план действий. При этом гибкий, допускающий замену одной задачи на другую, или сроков задач, или объемов финансирования. Ну, в общем это, как еще раз говорю, как в любом бизнес-плане.
Ты берешь, делаешь стартап, этот стартап имеет цели и задачи, но по ходу его выполнения ты начинаешь производить необходимые корректировки. То есть ты не можешь быть таким твердолобым каким-то, упертым бюрократом, который вот держится за эту бумажку, и шаг влево, шаг вправо боится осуществить и сделать. Нет, это очень гибкий процесс. И вот единственный недостаток, который я бы, может быть, сейчас недостаток как публичного проекта обозначил – это не очень сильное объяснение того, что происходит. Даже вот эти вот лавирования внутри реформы, они должны носить более такой профессиональный, городской диспут, что ли. То есть это надо выбрасывать в городскую аудиторию, толковать: почему сорок автобусов, почему не тридцать девять, почему сейчас, почему не завтра, не позавчера – все-таки цель этой самой реформы какова. То есть чуть больше надо делать такого правильного, умного, не топорного пиара в этой сфере. Но это другой разговор. А если говорить о сути, то мы видим, что реформа идет, в реформе прощупываются разные возможности. И надеюсь, что все это закончится к всеобщему пассажирскому счастью.
Д.Щ.: Да. Ну что ж, хорошо. Мы еще посвятим какое-то время этому процессу, я думаю. И не один раз еще поговорим про него. Будем завершать. Подписывайтесь на наш Youtube-канал, ставьте лайки, подписывайтесь на наш Telegram, там тоже много чего происходит., и siapress.ru читайте обязательно. До новых встреч через неделю.
Между тем в заполярном Норильске с его 182 тысячи жителей местный «НПОПАТ» ( «Норильский СПОПАТ») с парком более 300 автобусов, в том числе 250 большой вместимости (90-110) МАЗ-103 жители совершает 25 млн поездок. Город Магнитогорск с его 410 тысячами жителей только на Магнитогорском трамвае совершает 25 млн поездок и ещё 5 млн поездок совершают жители на автобусах в том числе и большой вместимости (117 пассажиров) ЛиАЗ -5292 - 65, которых администрация 2023 году закупила 13 единиц. И те 30 автобусов модели ЛиАЗ-5242 средней вместимости (75 пассажиров) которые Губернатор Югры и Глава города анонсировали приобрести до февраля будущего года лишь закроют дыры в существующих перевозках из новых микрорайонов и как-то нивелируют провал реформы городского общественного транспорта. При этом 10 автобусов город приобретёт за свой счёт - за счёт бюджета, а 20 за счёт кредита СБЕРа по лизинговой схеме. Реформа не решила и экономию на школьных перевозках, где бюджет тратит 73-83 млн рублей и ежегодно арендуется до 30 автобусов у коммерческих частных перевозчиков. По сути по развитию городского общественного транспорта город остаётся на уровне 80- х годов, когда сформировалась стратегия городских пассажирских перевозок и была создана материально-техническая база и головное предприятие по городским пассажирским перевозкам Сургутское Производственное объединение Пассажирского автомобильного транспорта (СПОПАТ), которое стало подчиняться созданному в Сургуте объединению «Севертюменьавтотранс», под руководством Генерального Директора Леонида Скворковского. С тех пор много воды утекло. Само объединение уехало в Ханты-Мансийск. СПОПАТ последовательно превратилось в МУП, а затем в АО. Построенная база «СПОПАТ» на 30-лет Победы- Маяковского снесена. Здание «Севертюменьавтотранса» занял «Ханты-Мансийский банк». А сам СПОПАТ все эти годы влачил бедственное существование под руководством постоянно меняющегося топ-менеджмента. И как правило его возглавляли далеко не профессионалы его, и даже Олег Лапин, бывший заместителем главы города при Дмитрии Попове. Но перемен к лучшему в работе СПОПАТ, как-то не наблюдалось. И поэтому начинать реформу,: по хорошему, надо бы со СПОПАТ. К примеру в Норильске Глава города Н. Карасёв начал реформу с увеличения заработной платы водителям НПОПАТ с 82 тысяч рублей до 135 тысяч рублей. Кадры решают все. В 2022 году за счёт города Норильск приобрёл 20 новых автобуса большой вместимости. И это называется ещё не реформа, а укрепление кадрового и материального потенциала для работы городского общественного транспорта Норильска. Это как пример подхода к решению любой проблемы. Начинать надо с кадров. Конечно господин Киселев укрепит топ- менеджмент СПОПАТ. Но господин Киселев не сядет за руль 166 автобусов СПОПАТ. И господин Киселев не будет «обилечивать» 25 млн пассажиров за скромную зарплату. И с парком автобусов пробег некоторых приближается к 700 тысячам км далеко не уедешь и в мороз не наработаешь без схода с линий из-за технических неисправностей. Если бы инициаторы реформы поставили цель уменьшить срок эксплуатации автобусов в СПОПАТ до 3-5 лет, то это была бы реформа и им можно было бы поаплодировать.
А пока в после проведения реформы общественного транспорта в городе вопросов больше чем ответов. И впереди осталось непаханое поле работы для создания всё-таки современного, комфортного городского общественного транспорта для полумиллионного города.
Главный перевозчик городского ОТ: СПОПАТ» имеет более чем 60 летнюю историю.
В ноябре 1962 года приказом №307 от 13.11. 1962 года по Тюменскому областному автотранспортному тресту в районном посёлке Сургут была организована автоколонна в составе Ханты-Мансийского автопредприятия. Сургутская автоколонна имела 2 автобуса марки «ПАЗ» для перевозки пассажиров и 3 единицы грузовой техники. Численность работников автоколонны составляла 25 человек.
Сегодня в АО «СПОПАТ» трудится 591 человек из них: 184 водителя и и 148 кондукторов (в н/ р происходит последовательное их сокращение).
Таким образом на городских автобусных маршрутах с эмблемой СПОПАТ ежегодно выходит более 166 автобусов большой и средней вместимости, не считая автобусы средней и малой вместимости субподрядчиков на регулируемых и на нерегулируемым городских автобусных маршрутах.
Приблизительно общее количество автобусов большой, средней и малой вместимости на 37 городских автобусных маршрутах можно оценить в 300 транспортных единиц.
Много это или мало для 430 тысячного Сургута, а если включить и агломерационные посёлки Сургутского района, как Белый Яр, Солнечный, Барсово и другие то все 500 тысяч обслуживаемого ОТ населения города и пригородных посёлков.
Согласно нормативов Минтранса РФ обеспеченность автобусным парком для маршрутов городского ОТ крупных городов- 100 автобусов на 100 тысяч населения или 1 автобус/ 1 тыс. населения. При наличии в крупном городе других видов ОТ: метро, городской электрички, трамвая, троллейбуса количество автобусов на 100 тысяч жителей пропорционально сокращается. Это видно на примере наличия автобусного парка крупных города РФ:
-Москва (12,5 млн жителей) - 5000 автобусов ( плюс: метро, городские электрички, трамвай, электробус);
- Санкт-Петербург (4,5 млн жителей) - 3500 автобусов ( плюс: метро, трамвай, троллейбус- электробус);
- Екатеринбург (1,5 млн жителей) - 1500 автобусов ( плюс: метро, трамвай, троллейбус- электробус);
- Нижний Новгород (1,2 млн жителей) - 1200 автобусов ( плюс: метро, трамвай, троллейбус, электробус)
- Тюмень (830 тысяч жителей) - 1200 автобусов ( минус: троллейбус ликвидирован в 2009 году);
- Сургут ( 500 тысяч жителей с агломерацией) - 300 автобусов (минус: троллейбус в городе не состоялся).
Достаточно взглянуть на эти цифры, чтобы спросить самого себя:
«А что это такое творится в Сургуте?»
Смотрите.
В 1962 году на 5 тысяч жителей Сургута, тогда ещё посёлка было 2 городских автобуса, но тогда ОТ в посёлке вообще не существовало. Но на каждые 2,5 тысяч жителей приходился один автобус средней вместимости ПАЗ-651.
Сегодня на же на 500 тысяч жителей крупнейшего города РФ приходится 166 автобусов СПОПАТ, или один автобус большой или средней вместимости на 3 тысячи человек. При этом длина маршрутов городского ОТ в городе давно перевалила уже далеко за 300 км.
Даже в городах с альтернативными видами общественного транспорта таких, как Екатеринбург или Нижний Новгород на 100 тысяч жителей четко приходится по 100 автобусов.
Но для Сургута, где нет альтернативных видов ОТ нужно брать за образец Тюмень, где каждые на каждые 100 тысяч жителей приходится 150 автобусов.
Исходя из таких аналогий, просто необходимо в Сургуте иметь автобусный парк для обслуживания пассажиров: от 430- 500 транспортных единиц(столичный стандарт) до 600-700 транспортных единиц (Тюменский стандарт). Грубо говоря ежегодно на маршрутах городского ОТ Сургута должно работать не менее 500 автобусов.
Идём дальше.
СПОПАТ разместил в 2023 году тендер на 545 млн рублей для приобретения 20 новых автобусов ЛиАЗ -529260 средней вместимости.
Вместе с тем анализируя тендерные закупки в 2023 году, видим, что десятки миллионов рублей тратятся на приобретение запчастей, в том числе к белорусским автобусам МАЗ-103 и МАЗ-106 и другим. Это говорит о том, что автобусы имеют большой срок эксплуатации и по- хорошему все десятилетним автобусы СПОПАТ нужно списать или продать по тендеру. Потому что дальнейшая их эксплуатация в условиях Севера несут одни затраты на запчасти и оплаты ремонтному персоналу.
Тендеры по закупке дизтоплива, бензина и ГСМ - это тоже самая большая статья расходов СПОПАТ после зарплаты. А сокращение статьи по ГСМ возможно путём приобретения автобусов на природном газе типа ЛиАЗ-529267.
Заработная плата водителей низкая: от 80-120 тысяч руб, а ремонтников от 60- 90 тысяч руб. И поэтому возник хронический дефицит водителей и ремонтного персонала.
Однако несмотря даже такие трудности, судя по бухотчету 2019 года. СПОПАТ «умудрилось» отработать год с валовой прибью ( доходы минус расходы) в 28 млн рублей. Это была ещё старая дореформенная маршрутная схема ОТ с 45 прямыми беспересадочными маршрутами.
Хотя количество перевозимых пассажиров и не соответствовало никогда росту населения города. В 2012 году, к примеру было перевезено 11,5 млн пассажиров и выполнено за год 292 тысячи рейсов автобусов, а 2023 году планируют перевезти 18, 5 млн человек. Таким образом за десять лет рост числа перевозок пассажиров составил 7 млн человек или ежегодный прирост составил 0,7 млн.
О чем говорят эти цифры?
Они говорят о том, что городской ОТ в Сургуте все эти годы находился в глубокой стагнации.
Казалось бы, реформа городского ОТ должна была вывести городской общественный транспорт из стагнации и направить его на рост и развитие.
Однако получилось то, что получилось.
Потому что реформаторы исходили из имеющихся ресурсов и перестроили маршрутную сеть, чтобы как-то закрыть дыры в транспортном обслуживании новых быстрорастущих жилых микрорайонов города.
Как известно «от перемены мест слагаемых сумма не изменяется». Перераспределил вот те три сотни автобусов по новым маршрутам, но «автобусы то не резиновые» и перевести бОльшее количество пассажиров они физически не смогут.
Поэтому первоочерёдные задачи по реформе городского ОТ транспорта сегодня видятся такие:
- обновление автобусного парка СПОПАТ, путём вывода из эксплуатации изношенных автобусов с 10-летним сроком эксплуатации и пробегом в 700 тыс км;
- доведение автобусного парка города до нормативного для РФ:
_ на 100 тыс. населения - 450- 500 автобусов большой и средней вместимости;
- реорганизация маршрутной сети ОТ для максимальной доступности его населению;
- внедрение передовых методов оплаты проезда и качества обслуживания пассажиров без присутствия на автобусах кондукторов;
- повышение оплаты труда водителей и ремонтного персонала для ликвидации дефицита кадров.
Это программный минимум без которого двигаться дальше в реформировании ОТ в городе будет не только трудно, практически невозможно и даже вредно.
«Можно конечно долго смотреть на горящий огонь или долго смотреть на текущую воду, можно и долго смотреть на жалобы жителей на работу городского ОТ».
Но рано или поздно терпению обывателей может придти конец и по предложению Губернатора Югры Натальи Комаровой жители могут тупо выйти на митинг против проводимой и не имеющий позитивного конца реформы городского ОТ.
Неужели нужно ждать такого финала?
Ведь «под лежачий камень вода не течёт» и те 200 недостающих в городе автобусов, не упадут сверху, как «манна небесная».
И ещё.
«Дитя не плачет, а Губернатор Югры не разумеет».
Поэтому пора «заплакать громко», чтобы разбудить тех, кому положено по должности закупить для города прямыми поставками те недостающие 200 автобусов, которые требуются для настоящей реформы ОТ.
А проведение имитации реформы для затыкание дыр в системе городского ОТ быстрорастущего города - это кризисная мера, которая чревата непредсказуемыми последствиями в ближайшей перспективе. .