В инаугурационной речи Руслана Кухарука при вступлении в должность губернатора прозвучал интересный практический аспект о транспортной связности Югры с важными точками на карте. «С учетом географических особенностей нашего региона, больших пространств и расстояний возникали вопросы, связанные с развитием авиасообщения. Особый запрос жителей муниципалитетов – открытие новых воздушных коридоров и увеличение частоты рейсов в Москву, Екатеринбург, Казань, а чаще всего звучала Тюмень», – сказал избранный глава Югры.
Кто-то, вспоминая карьеру Руслана Кухарука в Тюмени, съехидничает, типа «новый губернатор хочет с удобством перемещаться в привычную среду». Но мне это видится реальной точкой общественного интереса. Даже лично для меня еще в бытность жителем Сургута транспортная доступность областной столицы была вопросом отчасти болезненным. Этот жуткий поезд, который раньше мог тащиться до Тюмени 18 часов (а значит, до других городов и еще дольше), или, не дай бог, перелеты по конским ценам. Альтернативой было путешествие по «дороге смерти» (скажите в присутствии автомобилистов из Югры слова «Уват-Салым», и с высочайшей долей вероятности произнесут именно это словосочетание). А еще до появления моста через Обь была баржа, которая связывала Сургут с «большой землей».
Впрочем, с тех пор жизнь не стояла на месте. На поезде между Сургутом и Тюменью уже можно прокатиться «с ветерком» – буквально за 11-12 часов. Дороги более-менее привели в порядок – хотя, как я смотрю по новостным заголовкам, на трассе между Салымом и Уватом до сих пор часто происходят аварии, так что от прежнего устрашающего эпитета этот участок так и не избавился.
Но с самолетами все примерно так же – перелет в две стороны между Сургутом и Тюменью будет стоить порядка 13-14 тысяч рублей. То есть в Москву слетать если не дешевле, то плюс-минус столько же – с той разницей, что расстояние по воздуху до областной столицы 640 километров, а до федеральной – 2,1 тысячи километров.
Не будучи экспертом, не буду рассуждать о сложной системе ценообразования в авиапассажирских перевозках. Упомяну только, как представители ЮТэйр мне объясняли, как каждый новый рейс планируется, запускается, затем на нем месяцами формируется поток людей, который позволяет вывести направление хотя бы в ноль, а затем в плюс. По всей видимости, тот же ЮТэйр знает свою работу, все уже кучу раз проанализировал, и поэтому не видит экономической целесообразности в дальнейшем развитии сообщения между Сургутом и Тюменью, где у нас нынче два рейса в день.
Выскажу осторожные предположения. Если отраженные в пожеланиях югорчан намерения Руслана Кухарука усилить и углубить авиационные контакты между городами Югры и той же Тюменью (а еще Екатеринбургом, Казанью, тут можно продолжать) найдут свое воплощение, то это будет круто. Это значит, что наши люди смогут легче перемещаться в интересные города, смотреть на них, участвовать в разных событиях, находить рабочие, культурные, дружеские, бизнес-контакты. А жители тех городов, в свою очередь, смогут кататься в гости в Югру, стимулируя местную туристическую и событийную отрасли. Вообще, как метко сравнил эксперт по городской среде Василий Вишневский, транспорт – это та же кровеносная система городов, регионов и страны, как водо- или электроснабжение. Чем больше логистических артерий и «капилляров», тем лучше питается и становится бодрее региональный организм.
Хоть я уже не житель Сургута, но буду рад за малую родину, если она получит новые транспортные связи хоть с Тюменью, хоть с Екатеринбургом, хоть с другими миллионниками и не очень. Разнообразие, контакты, совместная работа – это прекрасно.
В период «холодных отношений» Югры и Тюмени региональные перевозки Ютейр всё-таки выполнялись, но ровно столько, сколько дотировали Тюмень и Югра и по высоким для пассажирам ценам билетов. К примеру, на родину Руслана Кухарука- в Урай, сегодня можно слетать из Тюмени (расстояние 327 км), два раза в неделю по цене 3100 руб., а билет до Сургута обойдётся ему - 7500 р.
Однако произошло знаковое событие, когда после завершения торжественной церемонии вступления в должность Губернатора Югры Руслана Кухарука Полпред УрФО Владимир Якушев, Губернатор Тюменской области Александр Моор, Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, Губернатор Ямала Дмитрий Артюхов, экс-губернатор Ямала Юрий Неелов, экс-Губернатор Тюменской области Юрий Шафраник, вице-Губернатор Тюменской области и Югры Сергей Сарычев, Генеральный директор ПАО СНГ Владимир Богданов провели встречу в Доме Правительством Югры.
Какие вопросы там обсуждались остаётся неизвестно и без официальных комментариев.
Но то что эта встреча разрушила «берлинскую стену» между Югрой, Тюменской областью и ее соседями, то это точно.
Потому что от этой «берлинской стены» страдала прежде всего экономика Югры. В теории передачи сигналов (ТПС) есть эффект корреляции сигналов, на основе которых разработана передача шумоподобных сигналов. Сегодня Югра «шумит» в одиночку, Тюмень «шумит» в одиночку, но усиленного эффекта от их «шума» нет, «шумим братцы, шумим». Сегодня при объединении этих одиночных «шумов» Югры и Тюмени, возникнет эффект корреляции «шумов», превосходящий усилия одиночных «шумов» на 6 порядков: и в экономике, и в культуре, и в образовании, и в комфортной среде и так далее.
Поэтому региональные перевозки между Тюменью, Ураем, Березово, Игримом, Ханты-Мансийском, Сургутом и Нижневартовском, я уверен, будут при Руслане Кухаруке без «воздушных ям», «выкопанных» прежним руководством Югры. Интеграцию никто в мире ещё не отменял, по крайней мере, экономическую. Мы вот по Генплану в Сургуте нарастим население ещё на 170 тысяч человек. А где им, бедняжкам, работать? Этого «генплановики» из СПб не согласовали с Губернатором Югры, а ему ведь их придётся обеспечивать работой, то есть создавать под них промышленность и рабочие места. Он должен под них создавать социальную сферу. А на какие «шиши»? Время фонтанов и легкой нефти давно прошло. Сегодня помогать нужно нефтяникам. Им надо сохранять рабочие коллективы, когда приходится останавливать скважины и выводить их из работы. Однако развитие авиатранспортной сети между Тюменью и Сургутом, и не только, позволит решить и эту проблему, включая и проблемы нового 170 тысячного «города в городе». Вы думаете у этого 170-тысячного города не будет проблем? Ошибаетесь. Для того, чтобы они могли каждый день кушать, им нужна будет работа. А волка, как известно, ноги кормят. Поэтому трудовые ресурсы не должны сидеть в «гетто муравейниках» «имени Сибпромстроя» в Сургуте и ждать когда им найдут и преподнесут работу «на тарелочке с голубой каемочкой». Поэтому трудовые ресурсы должны быть мобильные и прежде всего внутри региона. А сегодня и Тюмени, и в Супгуте избыток трудовых ресурсов, в виде фрилансеров и самозанятых, а иностранных трудовых мигрантов мы возим на стройки Сургута и Югры из Средней Азии. Эти трудовые иностранные мигранты уже начали жаловаться мировой общественности, что труд в Москве, в СПб, в Тюмени и в Сургуте уже подорвал их здоровье. Намёк на то, что им пора давать прибавки к зарплате, северные преференции и путевки в санатории? Откуда взялась эта тема: дефицит трудовых ресурсов? Да просто из Тюмени в Сургут и обратно трудовые ресурсы не перетекают и не обмениваются. Этому мешает административная «берлинская стена» и плохая транспортная доступность. Потому что в Югре, на Ямале развитие железных дорог застыло в ступоре, а авиаперевозчики не могут работать в региональном секторе себе в убыток. Сегодня консолидированный бюджет трёх субъектов «тюменской матрёшки» достигает почти одного триллиона рублей. Отсюда и ответ на вопрос: «Могут ли региональные власти вложить бюджетные средства в региональные перевозки? Однозначно, да. Достаточно даже 1% от консолидированного бюджета трех субъектов вложить в Ютейр для повышения на порядок уровень региональных и местных перевозок.
Поэтому жить можно в одном городе, работать в другом, учиться в третьем. Потому что мобильность должна стать нашим образом жизни. Потому что этот новый «город в городе» на 170 тысяч человек и на фиг не нужен Сургуту. Здесь одни жилые кварталы без «заводских и фабричных труб». А потому велкам, жители «нового города», в Арктику, на строительство СевСиба, на Приполярный Урал и так далее.
Поэтому то, что намерен сделать Руслан Кухарук в отношении снижения стоимости авиабилетов на региональные перевозки - это деньги потраченные из окружного бюджета и Программы Сотрудничество направлены для людей и это надо приветствовать.