Когда писал текст про «Европейскую неделю мобильности», а затем обсуждал эту же тему в «О чем говорят» с Тарасом Самборским (скоро опубликуем видео и расшифровку), возникла одна мысль. Мне кажется, что власти и активной городской общественности Сургута нужно выстроить диалог по поводу автомобилизации и того, что с ней делать.
Пунктом номер ноль должна стать официально высказанная из третьего этажа администрации Сургута позиция примерно в такой формулировке: мы осознаем, что стимулировать пользование личным автомобилем город больше не может. По целому комплексу причин – в первую очередь, финансовых (дорогие строительство, ремонт и содержание дорог и парковок) и организационных (создаваемые машинами пробки, которые нужно разруливать), и еще по целой пачке – экологических, медицинских и так далее. Когда это, наконец, будет артикулировано и высказано с высокой трибуны – можно переходить к следующему пункту программы.
И это уже будет конкретный и предметный разговор по широкому спектру городских проблем. Отталкиваясь от тезиса власти: «Мы будем планомерно сокращать удобство и возможности использования личного автотранспорта и создавать соответствующие альтернативы», разные жители Сургута смогут задать встречные вопросы.
Например: «Хорошо, а как вы предлагаете нам ездить на велосипедах вместо машин, если у нас нет велодорожек, а схема укладки бордюров такая, что проще убиться, чем проехать по городу?» Резонный вопрос? Более чем.
Или: «Как вы предлагаете нам ходить по городу пешком зимой, когда у нас тротуары плохо чистятся, и еще их посыпают непонятно чем, из-за чего мы приходим домой в неизменно грязной обуви?» Имеет право такой вопрос? Еще как.
А еще: «Как так получается, что на некоторых улицах после дождя именно пешеходные переходы затоплены водой, о чем постоянно пишет общественник Альберт Леонов? Вы предлагаете нам ходить пешком – тогда или убирайте лужи, или выдавайте каждому по две пары резиновых сапог».
Таких вопросов могут быть сотни. И задавать их городской власти – нормально. Даже если она пока еще не заявит о политике мягкой деавтомобилизации (впрочем, можно потянуть еще несколько лет и прийти к необходимости жесткой и стремительной деавтомобилизации, тогда будет сложнее).
Но нужно все-таки понять, в какой системе координат мы работаем – пытаемся, как раньше, ставить во главу угла автомобили, или двигаемся по альтернативному пути, к которому, так или иначе, приходят все цивилизованные города. Усидеть на двух стульях (и даже на одном левом, который про личные автомобили) не получится – организационных мощностей и денег не хватит. Придется делать правильный выбор, грамотно его презентовать и отстаивать в будущем.
Что сейчас мешает организовывать на СИА-ПРЕСС материалы и интервью на действительно актуальные и интересные темы, когда комментарии уже больше года фактически перекрыты? Что мешает тому же Дмитрию Щеглову взбодриться: как плохому танцору – яйцы? Но нет, мастерство ведь его как известно даже не пропьешь.
- «Бюджет города несет непомерно большие траты на содержание служебного и персонального транспорта для аппарата чиновников. Поэтому парк автотранспорта будет сокращён и персональный автомобиль остаётся только у Главе города и Председателю городской Думы. Всем остальным чиновникам автомобиль по статусу не положен».
А как же им передвигаться по городу, спросите Вы ? На общественном транспорте, включая такси. Может в результате такой «людоедской» жесточайшей меры городской общественный транспорт начнёт развиваться в духе 21 века. Лишь тогда чиновники будут иметь право на «деавтомобилизацию» и ограничение личных авто на улицах города. Может тогда чиновники сделают на дорогах выделенные полосы для движения общественного транспорта, потеснив автомобильное «стадо» на одну полосу. Может тогда чиновники задумаются о реализации в городе «наземном метро» или скоростном трамвая. Может тогда у них придёт мысль не урезать маршруты городских автобусов, а расширять их и делать остановки у каждого дома, если не у каждого подъезда, чтобы «люди в тапочках» могли съездить в «Сити-Молл» и другие «торговые Моллы» города, а дети и Родители могли бы на общественном транспорте попасть и в школы, и в садики. Потому что в городе людям по сути и ездить особо не куда: ездят по торговым шопингам, на работу, подвозят детей в школы и в садики. Смотрите. Городской общественный транспорт в виде автобуса-маршрутки №12 идёт из одного конца города («Марьина Гора», ул. Сосновая) через весь город со всеми остановками до п. Юность всего за 53 минуты. 53 минуты, господа! Меньше часа идёт автобус, без выделенной полосы, идёт в пробках и в общем автомобильном «стаде» меньше 1 часа. Да при налаженном общественном транспорте в городе личному автомобилю на улицах и делать нечего! Он просто должен стать «персоной нон-грат» на улицах города. Тем более, что 50% жителей города с утра и до позднего вечера ПАО «СНГ» вывозится автобусами на рабочие места за пределы города. Кому в городе ездить днём на автомобилях? Только чиновникам, мелкому и среднему бизнесу, нарождающейся «креативной индустрии» и праздношатающимся ? Довольно странное явление наблюдается ныне днём на улицах города. В рабочий день город заполнен автомобилями. Торговые центры заполнены. Кто же работает наконец? Сургут занимает четвёртое место по ВВП стране. Кто создаёт это ВВП, если в городе нет ниодного производства, а город заполнен праздношатающимися людьми в рабочее время? Впрочем в Когалыме и в Лангепаса в дневное время город безлюдный, от слова СОВСЕМ. А Сургуте только иностранцев 50%, кто-то и работает, а кто-то и праздно шатается по городу и совершает криминал. Надо с этим разбираться и что-то делать. И начинать надо прежде всего с деавтомобилизации города, потому что «стадо» автомобилей в городе в 6 раз повышает стадо оленей во всей Югре. И с этим что-то надо делать! Либо проводить деавтомобилизацию в городе, либо увеличивать кратно поголовье в стаде оленей в Югре.
Ну или утонут, но про это писать как-то не очень хочется, да?
Прекрасные теоретические аргументы, но с ними одна беда - уровень целеполагания примерно такой же, как в конце 80х в спорах о рынке. О невидимой руке рынке, самоорганизации, баланса спроса-предложения без необходимости вмешательства государства. Если все сделать так, как предлагает автор, то итог будет закономерен и предсказуем.
Платные парковки с конским тарифом появятся в совершенно дурацких местах, а общественный транспорт улучшится "Может быть когда-нибудь".
Но ведь, если первым делом выстраивать альтернативу, это работать надо. А работать вы не умеете, умеете только в урвать грошик на основе платных парковок.