ХХ век. Вторая половина шестидесятых. В Сургуте уже появились десятки промышленных и строительных предприятий, идет сооружение большого речного порта. Население составляет восемнадцать с половиной тысяч жителей.
Бурное развитие Сургута требует и соответствующей перестройки торговли. На первых порах эта задача легла на плечи рыболовецкой потребительской кооперации. Вскоре в торговое обслуживание сургутян включились еще пять организаций: ОРСы нефтепромыслового управления «Сургутнефть», нефтеразведочной экспедиции, треста «Сургутгазстрой», речного порта и леспромхоза.
Казалось бы, неплохо, однако ожидаемых результатов это не принесло. И как констатировал по этому поводу в 1967 году председатель исполкома Сургутского городского совета депутатов и трудящихся Петр Александрович Мунарев, много системность сразу же стала тормозом на пути нормального обслуживания населения: «На завоз товаров жаловаться не приходится. Если раньше они прибывали к нам только в навигацию, то теперь поступают круглый год. Летом – водным путем, зимой – самолетами. Но чрезвычайно медленными темпами расширяется материально-техническая база торговли и общественного питания. Строить магазины и столовые по идее должны целых шесть торговых организаций, но по-настоящему не заботиться об этом ни одна. ОРС нефтеразведочной экспедиции, например, имеет в Сургуте семь магазинов, но в них всего лишь девять рабочих мест. ОРС леспромхоза располагает и вовсе единственным магазином. Одной из наиболее крупных организаций остается Райрыболовпотребсоюз. Но главная его задача - обслуживать не городское, а сельское население, следовательно, много с него не спросишь. Вот и получается: у семи нянек дитя без глазу».
Есть в Сургуте несколько пекарен. Общая их производственная мощность довольно велика, но в магазинах создаются очереди за хлебом, да к тому же выбор хлебобулочных изделий не богат. Почему? Дело в том, что пекарни подчиняются разным ведомствам и одно надеется на другое. В итоге предприятия работают с недостаточной нагрузкой. «Если бы передать их одному хозяину», - предлагал председатель Сургутского исполкома, - то хлебопекарные печи наверняка эксплуатировались эффективнее, лучше учитывался спрос».
К тому же, в разных концах города размещены многочисленные торговые склады, но все они очень малой вместимости. Перед руководством стоит вопрос о создании крупного современного складского хозяйства. В генеральном плане строительства речного порта предусматривалось для него место, но проектная документация не заказана. И опять одно ведомство кивало на другое.
В новом магазине ОРСа № 6 за Саймой. Сургут, 1966 г. Фото А. Мясникова
Важно отметить, что в те годы в нашем городе нагрузка на одного продавца в три раза превышала разумную, вдвое больше нормы посетителей на одно место в столовых. Действующие магазины и точки общественного питания в большинстве своем размещались в старых деревянных домах, практически не оборудованных. В таких условиях перейти на прогрессивные формы обслуживания населения крайне трудно.
И так, начало стремительного роста населения за счет приезжающих специалистов крайне обостряло социальные проблемы, включая торговлю.
Очень сильно сомневаюсь в этом. Потому что сегодня есть логистика. А в 1967 году логистики не было от слова совсем. Навигация и воздушный транспорт. И все. И советский директор совхоза из Таджикистана товарищ Эмомали Рахмонов фрукты и овощи вёз на московские и другие колхозные рынки, а не в сургутскую потребкооперацию и в ОРС в Сургут. Почему то ни одного колхозного торговца овощами из Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, Грузии, Азербайджана, Армении в Сургуте тогда не наблюдалось. А сегодня их столько, что Нотариальная контора Югры «льёт крокодиловы слезы» из-за плохого знания таджикского языка. Республики Средней Азии в советский период имели развитое сельское хозяйство и даже в Душанбе играла колхозная футбольная команда, выступающая в первой лиге Чемпионата СССР по футболу под названием «Колхозчи», то есть «Колхозник». Не хилые бы эти «таджикские колхозники» арендовать Ан-12 и возить бы круглодично овощи, фрукты, молоко, сметанку и так далее в Сургут. А то тут на днях Эмомали Рахмон обижался, что тогда в советский период таджик «молоко давай», «сметану давай». И где эта было таджикское «молоко, сметана давай»?.
Население Сургута того времени росло космическими темпами. В августе 1965 года в Сургуте было 11 тыс. 700 жителей, а в 1967 году уже 18 тыс. 500 жителей, а в 1979 году уже перевалило за 100 тысяч человек. Средний годовой темп прироста - 7-8 тысяч человек.
Так по воспоминаниям, прибывшего в Сургут в 1964 году главного инженера НПУ «Сургутнефть» (впоследствии начальника Объединения «Тюменьнефтегаз» в г. Сургуте и впоследствии последнего Министра нефтяной промышленности СССР) Льва Дмитриевича Чурилова его жена в 1965 году посадила на участке при коттедже в посёлке нефтяников посадила и собрала небольшой свой урожай помидор, которые Лев Дмитриевич потом показывал в райкоме партии.
А где же в то время были товарищи наши «таджикские колхозники» с помидорами и овощами? Да их в то время и палкой не загонишь дальше Москвы!
Зато сегодня в Сургуте функционирует таджикская диаспора и наши педагоги обучают детей русскому языку в средних школах города.
Конечно, скажут что какие могут быть сейчас претензии к таджикским и прочим товарищам их советского Востока.
Претензия одна. Каждый работающий в РСФСР из 5 заработанных рублей 1 рубль отдавал на развитие республик Средней Азии, Закавказья и Прибалтики.
Ну да ладно.
Трудностей продовольственного снабжения Сургута того времени были даже не в логистике, а в хранении завезённого в Сургут продовольствия. Не было складских помещений, складских холодильников и торгового холодильного оборудования для скоропортящейся продукции.
По его словам, того же Льва Чурилова, вызвало удивление у местных жителей и его холодильник, который он привёз в Сургут в 1964 году из города Октябрьска БашАССР. Что в нем хранить то?
Поэтому снабженцы старались завозить в Сургут продовольствие длительного хранения, не требующего охлаждения, то есть в стеклянно-баночной таре.
Понятно, что в таких условиях снабжением города осуществлялось государственными системами и как бы сейчас сказали «федеральной системой» потребкооперции через Сургутский Рыбкооп и Райрыболовпотребсоюз.
Но львиную долю обслуживали население города обеспечивали вновь созданные Отделы рабочего снабжения (ОРС) при ведомствах: нефтяников, строителей, геологов, леспромхоза и водников. В дальнейшем появились в Сургуте ещё несколько ОРС: СМП-330, ПО «Сургуттрансгаз», треста «Запсибэлектросетьстрой», ОРС-6 и других. Склады этих ОРС первоначально ( многие помнят) располагались по проспекту Набережному.
Видимо поэтому в 1967 году проблемы обеспечения хлебом, магазинами, складскими помещениями, холодильниками были актуальны и были первейшей заботой городских властей.
Действительно важность города в добыче нефти в Центре понимали и обеспечивали городу выделение всех необходимых продовольственных фондов, но принять их, хранить их где-то и реализовать их в современных оборудованных магазинах не было ещё возможности.
Тем не менее все недостатки в снабжении населения не замалчивались, жалобы по недостаткам публиковались в печати и местные власти реагировали на них, не в пример сегодняшней реакции властей на жалобы населения в «свободных» СМИ.
Сегодня СМИ сообщили о новых рейсах ЮТЕЙР в Фергану, в Душанбе, в Баку, в Худжанда, в Бишкек и другие города Средней или Центральной Азии. Кто и зачем едет сегодня в Сургут и что везёт он для продажи, если вся продовольственная линейка овощей и фруктов из Турции, ЮАР, Эквадора, Индии, Австралии и так далее по географическому списку? Для чего люди отрываются от своих «хлопковых, овощных и фруктовых» - «колхозных плантаций» и едут в Сургут ?
Есть русская хорошая пословица: «Хороша ложка к обеду».
В 1967 году Сургут готов был принять всех «трудящихся Средней Азии» и Закавказья и даже без овощей и фруктов.
Нужны были тупо рабочие руки.
А когда все построено и обустроено на халяву вдруг хлынул поток бывших дехкан- советских колхозников из Центральной Азии в Сургут.
Правда везут они товар с других плантаций.
Но это тема отдельного разговора.