
Не так давно в Грузии произошли массовые волнения и столкновения с полицией на фоне попытки вставить в местное законодательство понятия «иностранный агент». Тогда официальные российские лица и СМИ сошлись во мнении, что все это – страшный «майдан», который движется к свержению действующей власти и прихода каких-то нехороших людей, и все вплоть до военного похода Грузии на Абхазию и Южную Осетию. Я тогда написал, что после отзыва закона все успокоятся и будут жить свою мирную жизнь. И кто же оказался прав?
Прошло два месяца с момента «победы майдана», и совершенно внезапно президент России отменяет визовый режим с Грузией, а также снимает запрет на авиасообщение с этой страной. Причем безо всякого предупреждения и публичного анонса, что весьма странно.
Потому как вводилось ограничение на полеты на фоне антироссийских выступлений в 2019 году. Тогда российский депутат сел на место председателя грузинского парламента, что возмутило оппозицию и привело к масштабным митингам и столкновениям с полицией. Итогом стало то, что российские власти в одностороннем порядке закрыли авиасообщение, и я тогда критиковал это решение потому, что оно сделало хуже всем, и лучше – никому. Даже собственным гражданам, поток которых в Грузию после событий 2019 года не только не сократился, но и вырос на несколько процентов (к разговору о том, как россияне поверили родному МИДу, рекомендовавшему воздержаться от поездок туда из-за «опасности»), а добираться стало сложнее.
Поэтому, конечно, вновь актуален главный российский риторический вопрос последнего года: а что случилось? Ведь никто не принес, условно, каких-то публичных извинений России за те митинги, чтобы расшить конфликт, да и вообще особой поддержки отечественной политики со стороны Грузии незаметно. Еще и «прогнулись» их власти перед протестующими и слили иноагентский закон.
Однозначного ответа нет. Думается, все дело в довольно пророссийской политике действующей в Грузии власти при сохранении умеренно антироссийской риторики. Эта страна не присоединилась к санкциям, не ухудшила положение россиян (хотя определенный запрос граждан на это есть), нарастила объемы торговли, по всей видимости, не без параллельного импорта. К тому же в Грузию регулярно не пускают каких-нибудь оппозиционных активистов, а главный раздражитель нашего руководства – Михаил Саакашвили (знали ли вы, что он сначала ввел, а потом сам же упразднил визовый режим с Россией?) – сидит в тюрьме, и выпускать его оттуда никто не планирует.
С другой стороны – в Конституции Грузии прописано стремление в Евросоюз, оппозиция – активна, президент (правда, без особых полномочий) Саломе Зурабишвили придерживается сугубо антироссийской риторики, и ее в этом поддерживает заметная часть граждан – в 2018 году за нее проголосовали 1,15 млн человек, или почти 60 процентов избирателей.
К чему я. Даже в маленькой Грузии в плане политики и принятия решений все сложно. Мы про эту сложность ничего не знаем, потому что живем в мире пропаганды, которая упрощает для нас бесконечно сложные процессы, и рисует картинку, где страны отождествляются с людьми. Сколько раз вы в жизни слышали фразы, типа «Великобритания хочет…», «Соединенные Штаты считают…» и прочие антропоморфические обороты? Ильф и Петров описали «экспертов», которые с умным видом рассуждают в таких категориях, в эпизодах с пикейными жилетами. Перечитайте в «Золотом теленке», узнаете в них половину российского телевизора.
Задумываемся ли мы, что там США или та же Грузия «хочет» или не хочет, как вообще целая страна может чего-то хотеть, как она это решила, почему она это решила, почему мы решили, что она так решила? Там такие бурления, такие внутренние тектонические процессы, о которых мы не имеем никакого представления, и которые было бы неплохо понять хотя бы примерно, чтобы оценивать происходящее.
Но нет. Когда рисуется черно-белая картинка, нет места подобным сложностям. А потом вы начинаете видеть «майдан» там, где его нет. И не только майдан.
Вах. Теперь вся Европа будет знать, что Грузия не присоединилась к санкциям против России.
Чтобы реабилитироваться перед Европой мадам Зурабашвили «потребовала немедленно созвать Совет Безопасности республики для принятия решения о введении трехмесячных виз для граждан России для въезда в Грузию И, наконец-то, прекратить обучение на русском языке в русскоязычных детских садиках в Грузии».
Ну а простым то гражданам Грузии, которые не бохатые европейцы как мадам Зурабишвили, что делать? Присоединиться к европейским санкциям и терять рынок сбыта России, и туристов из России, и терять деньги?
Та же европейская Франция, уроженкой которой является мадам Зурабашвили, не будет же закупать грузинские мандарины и вино. И туристы из Франции в Грузию не поедут.
Проще президента поменять.
И тут в пору россиянам возмущаться – свое вино девать некуда и туристы на российские курорты самим нужны, сезон ведь начинается. Не Россия, а проходной двор какой-то.
А вклад грузин в культуру, искусство, науку, политику можно судить по первой сотне имён первой величины. И первым можно назвать Иосифа Виссарионовича Сталина и так далее.
Что же случилось? А ничего не случилось. Просто отменили визовый режим. И все. «Не нужно искать темную кошку в темной комнате, в которой ее на самом деле нет». Отменили и отменили. Значит время пришло отменить. Пусть русские грузины, типа «грузина Московского разлива - Левона Оганезова» могут безвизово посещать свою родину. Пусть сотни тысяч граждан России, влюблённые в красоту Грузии, в его гостеприимный народ посещают Тбилиси и пьют Боржоми и великолепныи грузинским вином. И все. Народная дипломатия выше всяких Саломе и прочих Зурабишвили, в которой грузинского по сути осталось только имя и фамилия.
А нам ближе не Саломе всякие, а Лео Бокерия и Коля Цискаридце.
И только то, что они есть в России эти «русские грузины» следует отменить визы для поездки в Грузию. Лучше поздно, чем никогда.
Тем более, что в Грузии жил Мелитон Варламович Кантария, водрузивший Знамя Победы над Рейхтагом, а Сургуте жил Игорь Киртбая, уроженец Абхазии, строивший ЛЭП в Югре и на Ямале и моя тетя грузинка родом из Ахалцихес 1954 года, проживавшая в городе Сургуте. Все они русские и грузины исторически связаны друг с другом и в визах политиков не нуждаются.
И пусть Саломе там собирает всякие совбезы , пусть грозится запретить обучение русскому языку: все это мышиная возня.
Пройдёт миг в политической жизни и Саломе исчезнет, как утренний туман. Где Саломе? Нету Саломе! Нету этой старушечки из Франции. А 200 тысяч грузин будут жить в России. И сотни тысяч туристов из России будут ездить в Грузию.
И все.