
Окончательно принят закон об электронных повестках. В пятницу его подписал президент, а это значит, что через 7 дней после публикации закон вступит в силу. Многие интересуются его правовыми аспектами, но мне хочется посмотреть на эту ситуацию с точки зрения экономики. Как повлияет?
Краткие выводы:
– потенциальная численность военнообязанных в РФ порядка 20–30 млн человек;
– в случае подпадания под ограничительные меры от МО РФ это затруднит рост бизнеса в стране, снизит ипотечное кредитование, замедлит сделки с недвижимостью, снизит доход банков, ведь кредиты брать тоже будет нельзя;
– совокупно это может сильно ограничить дальнейший экономический рост страны и достаточно больно ударить по покупательной способности населения;
– ну, и вишенка на торте – вполне возможно увеличение дефицита рабочей силы.
Сами догадайтесь, почему.
Теперь по порядку.
Прекрасно понимаем, что большое количество людей, которые получат повестку и не явятся в военкомат, будут потенциально ограничены в правах. И тут возникает море вопросов, на которые в законе пока нет ответов. Как нет еще и юридической практики на этот счет. В частности:
1. Ограничение прав на распоряжение своим имуществом
В законе сказано, что в случае неявки в военкомат невозможно будет продать или перерегистрировать автомобиль и недвижимость. Кроме того, управлять транспортным средством тоже будет, очевидно, нельзя.
А что делать с ИП?
Зарегистрироваться нельзя, но сможет ли человек совершать сделки от лица бизнеса или необходимо будет передоверять права? Это же, кстати, касается и более крупного бизнеса. В законе об этом прямо не сказано, но что будет на практике? Если человек, который подпадет под эти ограничения, к примеру, занимает некий ответственный пост в той или иной компании. Сможет ли он подписывать документы, как руководство компании должно реагировать на ситуацию? И как по закону ОБЯЗАНО будет реагировать?
2. Кредиты
Если брать кредиты будет невозможно — в первую очередь, без сомнения, замедлится ипотечное кредитование. Что явно снизит спрос на недвижимость в стране.
А что делать с кредитами для бизнеса, если вдруг владельцу пришла повестка? И как выплачивать текущие кредиты? И тут уже, кстати, посыл к банкам – что им делать в таких ситуациях? Банкротить должников, которые по данной причине не смогут возвращать долги? Не приведет ли подобная ситуация к масштабному переделу собственности?
3. Кратный рост неопределенности
Любой бизнес в своем развитии нуждается в планировании и, следовательно, некой хотя бы относительно понятной картинке на среднесрочную перспективу. Если невозможно понять перспективы, что обычно делает «разумный бизнес»? Значительно уменьшает активность и сокращает штат. Ну и в целом режет все возможные затраты.
Кто на всем этом заработает?
Ответ очевиден – нотариусы. У них будет гигантский объем работы и по доверенностям, да и по передаче прав на жену, тещу, любовницу, друзей и близких. Вот уж у кого работы и хлеба прибавится гарантированно! Заодно как вам проверка на крепость семейных или дружеских уз?
Итоги:
Все мы знаем, что сердце любой экономики – это малый бизнес. А когда к рыночным рискам добавляются еще законодательные запреты, то говорить о развитии предпринимательских инициатив в стране становится все сложнее и сложнее… Пока что предсказать точные экономические последствия достаточно трудно. Больше определенности, вероятно, появится, когда Минцифры, создаст реестр повесток. По их заявлению, база заработает не раньше осеннего призыва.
Но очевидно только одно – для экономики это явно не самое радостное событие. Особенно в такое непростое время, как сейчас. Ну а доля малого бизнеса, по всей видимости, будет еще и еще сокращаться.
Поэтому все эти свои страшилки господин профессор пусть оставит при себе, а на досуге пусть лучше прочтёт эту монографию.
Сегодняшний визит члена Госсовета КНР и Министра обороны КНР, показал, что военная составляющая, как и экономическая составляющая для России не является проблемной.
Конечно, сегодня проводят много аналогий с корейской войной 1950-1953 г.г. В той войне ни СССР, ни КНР непосредственного участия на. стороне режима Ким Ир Сена не принимали. Но не секрет, что воздушной войне на Миг-15 воевали советские летчики, а сухопутной войне участвовали 1 млн «китайских добровольцев». Аналогичная картина и в войне Северного и Южного Вьетнама, где ПВО Северного Вьетнама в основном состояло из советских ракетчиков с ракетами Р-75.
Поэтому воевать в современных условиях будут не индивидуальные предприниматели, призванные по электронной повестке, а люди имеющие воинские специальности и опыт, как минимум, и в первую очередь по контрактному набору.
И все.
Так. что очередную чушь спорол, уважаемый профессор
«высшей школы от экономики».