СССР всегда уделял большое внимание развитию общественного транспорта. В условиях холодного климата важнейшей задачей инженеров было обеспечить тепло и уют в салоне, чтобы пассажиры могли комфортно добираться до пункта назначения. Представляем пятерку самых теплых автобусов СССР, каждый из которых заслужил признание пассажиров.
5 место: Икарус-280
Фото: Скриншот с ролика на YouTube канале «АВТО ИСТОРИЯ»
Несмотря на то, что Икарус-280 был разработан в Венгрии, он стал неотъемлемой частью транспортной системы СССР. Производство модели началось в 1973 году, а массовый выпуск завершился только в 2003 году. Всего выпустили 60 993 экземпляра.
Автобус был рассчитан на 147 пассажиров, из которых 36 могли разместиться сидя.
Однако зимой в Икарусах было холодно. Проблема заключалась не в конструкции транспорта, а в том, что водители зачастую отключали автономный обогреватель для экономии топлива. Это приводило к тому, что пассажиры замерзали и были вынуждены отогревать заледеневшие окна ладонями, чтобы не проехать свою остановку.
4 место: КАвЗ-685
Фото: denisovets.ru
Этот автобус среднего класса начали выпускать в 1971 году на Курганском автобусном заводе. Он предназначался для работы в сельской местности. КАвЗ-685 заменил устаревшую модель КАвЗ-651 и отличался увеличенным салоном, современным дизайном и улучшенными техническими характеристиками.
Автобус вмещал 28 пассажиров, посадка и высадка осуществлялись через единственную дверь. Отопительная система позволяла поддерживать комфортную температуру даже зимой, а мягкие сиденья с прочной тканевой обивкой делали поездки удобными.
За время производства КАвЗ-685 получил знак качества и множество модификаций. Модель возила пассажиров до 1989 года, после чего ее заменили на КАвЗ-3976.
3 место: ЛАЗ-695
Оригинальный ЛАЗ-695, принадлежащий мемориальному музею Юрия Гагарина. 2019. Фото: drive2.ru
Городской автобус ЛАЗ-695, выпускавшийся на Львовском автобусном заводе с 1956 года, стал одной из самых массовых моделей своего времени. Он имел кузов вагонного типа и три двери, что делало посадку и высадку пассажиров удобной.
Особенность ЛАЗ-695 − расположение двигателя под задними сидениями, что обеспечивало подачу горячего воздуха в салон. Это делало поездки зимой особенно комфортными, особенно для пассажиров, сидящих в задней части автобуса.
За 45 лет производства было выпущено около 250 тысяч экземпляров.
2 место: ЛиАЗ-677
Фото из архива Ю.Петрова на сайте denisovets.ru. 1965 год.
ЛиАЗ-677 начали выпускать на Ликинском автобусном заводе в 1967 году. Это был первый советский автобус, оснащенный гидромеханической коробкой передач.
Отопительная труба вдоль левой стороны салона обеспечивала комфорт для пассажиров на этой части автобуса. Правая часть оставалась более прохладной.
В летний период заслонку теплого воздуха следовало закрывать, но из-за неудобного расположения водители часто игнорировали это, что приводило к дополнительному нагреву салона в жаркую погоду.
ЛиАЗ-677 начали выводить из эксплуатации в начале 2000-х годов, а его выпуск окончательно завершили в 2002 году.
1 место: ПАЗ-672
Фото: fotobus.msk.ru
Лидером рейтинга стал ПАЗ-672, выпуск которого начался в 1967 году на Павловском автобусном заводе. Этот автобус малого класса использовался на пригородных и районных маршрутах, а также в качестве служебного транспорта.
Салон был оборудован 23 пассажирскими креслами, а общее количество пассажиров могло достигать 45 человек. Тепло в салоне обеспечивалось воздуховодом, который распространял горячий воздух от радиатора по всему салону. Даже в самые сильные морозы в ПАЗ-672 сохранялась комфортная температура.
До завершения производства в 1989 году было выпущено почти 300 тысяч экземпляров, многие из которых до сих пор можно встретить на дорогах.
Информация взята с YouTube канала «АВТО ИСТОРИЯ»
2. КАвЗ - 685 в Северном исполнении был тёплый, обычный вариант- холодный.
3. ЛАЗ-695 получился стильный автобус 60-х годов и применялся для перевозки туристов. А в Тюмени и авиапассажиров от Агенства воздушных сообщений, что было на Республике 155 до трапа самолёта в Аэропорта Рощино. Время в пути - 20 минут. Сервис однако был.
4. Трудяга ЛиАЗ - 677 в Сургуте в общественном транспорте с 1972 года и использовался как основной вид автобусов в СПОПАТ почти до настоящего времени. Безкапотный двигатель ЛиАЗ обогревал водителя и если он открывал водительское стекло в салон, то часть тепла шла от двигателя в салон. В целом в этом автобусе зимой было холодно, а летом душно и жарко.
5. ПАЗ-672 в Северном варианте был тёплый, а обычный вариант ПАЗ-672, с не утеплённым салоном, как всегда: летом жарко, зимой холодно.
Думаю, новые партии автобусов КАМАЗ, идущие в СПОПАТ, будут в Северном исполнении, с хорошим обогревом салона и с кондиционированием воздуха.
Самый тёплый автомобиль из всех некогда присутствовавших в Сургуте был автосамосвал «Магирус» - Дойч». Самый холодный был наш Кременчугского автосамосвал КрАЗ, в котором кабина даже была деревянная, но на этих КрАЗах построили обе Сургутские ГРЭС.