16+
	array(0) {
}
	array(0) {
}
	NULL
Больше новостей
Больше опросов

​У Сургута с размещением культурных учреждений – проблема. Городу нужна внятная программа, как её решать

ГКЦ из аварийного здания «Строителя» переезжает в столь же древний бывший «Рубин»

​У Сургута с размещением культурных учреждений – проблема. Городу нужна внятная программа, как её решать
Фото siapress.ru

Творческие коллективы и администрация Городского культурного центра переехали из старого здания ДК «Строитель» в еще более старое здание, которое некогда занимал кинотеатр «Рубин» (оно было введено в эксплуатацию в конце 1969 года). Возможно, это неплохая идея для решения проблемы «здесь и сейчас», но она показывает масштабную проблему с размещением культурных объектов в Сургуте. В чем причина и в чем может быть выход – в новом выпуске «О чем говорят» обсудили Дмитрий Щеглов и Тарас Самборский.

Дмитрий Щеглов: Меня зовут Дмитрий Щеглов, это «О чем говорят», Тарас Самборский также на связи. В первой половине нашего эпизода на этой неделе мы обсудили ситуацию с тем, почему у нас так стремительно закредитовываются югорчане, хотя вроде как все хорошо, вроде как доходы растут. Конечно, может быть, поэтому и закредитовываются. Вот заодно и посмотрите – это у нас предыдущее видео.

Сейчас поговорим про судьбу ДК «Строитель». Вот у нас есть «Строитель», наш старый дворец культуры, очень всем знакомый. Находится в районе Строителей, что логично. И вот у нас готовится его снос и последующее строительство заново вот этого самого большого здания – уже расширенного, большого, красивого, чтобы всем там было хорошо и удобно. Тут выясняется, внезапно, что здание ДК «Строитель» аварийное, и нужно срочно оттуда всех вывозить. Оттуда всех вывозят и перебрасывают в новое здание. Там выделяются какие-то бюджетные по этому поводу денежки, и туда переезжает ДК «Строитель».

Переезжает благополучно в здание бывшего кинотеатра «Рубин». Это на проспекте Набережном, напротив Парка культуры и отдыха, то есть в районе Нефтяников. Соответственно, там до недавнего времени был магазин мототехники. Сейчас там будут располагаться все коллективы, преподаватели и все мероприятия ДК «Строитель». Вот такая вот необычная преемственность поколений получается. Это же первый, насколько я помню, кинотеатр «Рубин» – это же, кажется, первый кинотеатр в Сургуте.

Тарас Самборский: Да, 1969 год постройки, ему 55 лет уже.

Д.Щ.: Да, конец 1969 года ввод в эксплуатацию. Давай вот обсудим эту историю. У нас не в первый раз, мягко скажем, в Сургуте происходит ситуация, когда городская администрация объявляет какое-то здание, внезапно, аварийным, срочно оттуда кого-то выселяет, срочно переселяет его в какое-то другое здание, и начинаются после этого какие-то процессы. Как ты видишь всю эту обстановку?

Т.С.: Это уже стало техническим приемом, очевидно. Вот это вот объявление того или иного имущества аварийным с тем, чтобы сделать какой-то круговорот другого имущества и как-то позатыкать те или иные дыры. Вообще, история со «Строителем», ну, или с Городским культурным центром, превратилась в такой же анекдот, как история с театром «Петрушка», с Домом пионеров и напоминает ралли на носилках, когда немощных, престарелых пациентов таскают туда-сюда по коридорам от одного сквозняка к другому, от одного дырявого окна к другому, из одной комнаты в другую, вместо того, чтобы как минимум вставить новые окна не продуваемые или вообще, по идее, заменить вот этот вот дом престарелых. Ну вот у нас выбрали такую тактику.

«Рубин», кто не знает, ну, все старые сургутяне прекрасно знают, это еще более трухлявое, сгнившее старье, чем сам ДК «Строитель» бывший. Он действительно построен в 1969 году. Что такое 1969 год? При всем моем определенном почтении к градостроительной политике тех времен, мы об это много говорили, когда коммунисты строили готовые микрорайоны с полностью сформированной инфраструктурой, и тем не менее, это был конец 60-х годов. Только-только застраивается Сургут под прибывающее население, которое вся страна огромная, тогдашняя страна, Советский Союз, направляла в Сургут, на Север, осваивать нефтяные месторождения, строить сургутские электростанции, развивать геологоразведку и так далее и тому подобное.

И вот как строили объекты соцкультбыта тогда? На примере того же ДК «Строитель» мы видим: быстренько, из подручных материалов, по самому дешевому типовому проекту. И вот построили. Все строилось как временное, надо понимать это. Ну простояли, что «Строитель», что «Рубин» несчастный 50-60 лет. Еще раз. В условиях типового, ускоренного, очень оптимизированного строительства, это не те объекты архитектуры, не те объекты гражданского строительства, которые строились на века, мы просто должны понимать. У домов первой массовой серии, у так называемых «хрущевок», пятиэтажек, по СНИПу срок гарантийного обслуживания был 25 лет. Вообще, срок эксплуатации. Предполагалось, что через 25 лет эти дома подлежат сносу, и на их месте бы возводились новые какие-то жилищные комплексы.

Сколько этим домам-«хрущевкам» только в Сургуте лет? Те же 60 лет уже. Это, кстати, говорит об их большом запасе прочности, объективности ради скажем. Но мы же понимаем, что морально это все давно уже устарело, и это просто не должно существовать и не мозолить нам глаза. Так вот, «Рубин» – это абсолютно оптимизированный, очень простой кинотеатр, очень простая архитектура, в очень нехорошем состоянии. На рубеже 80-90-х годов, я точно не помню, но вот это примерно такое было время, «Рубин» как кинотеатр был закрыт по причине, догадайтесь какой? Аварийности здания.

Д.Щ.: Вот это поворот.

Т.С.: То есть это было еще 30 лет назад. Это было еще 30 лет назад. Лет 20 назад предприниматель Анатолий Акульшин, он тогда владел этим помещением, «Рубином», как и соседним бывшим рестораном «Ермак». Легендарный ресторан был, там была такая «малина» в свое время, там они конкурировали… Ой, Господи, наш-то ресторан знаменитый на Энергетиков…

Д.Щ.: «Рябинушка»?

Т.С.: Нет-нет, где «Собеседник» сейчас. Он просто вылетел из головы.

Д.Щ.: А, ну да.

Т.С.: В общем, просто по старости вылетел из головы, извиняюсь. Опять, старые сургутяне помнят. «Витязь», вот. И вот как-то он то ли приватизировал, то ли выкупил, я не знаю этой всей истории, эти два помещения. Помещения надо просто снести. И вот, он мне тогда показывал, он хвастался. А мы тогда строили Атриум-центр на бульваре Писателей. И мне было интересно какие-то новые технологии посмотреть.

Он меня потащил, показал, как он там фасады утепляет, все эти вещи. И я, на самом деле, ужаснулся, потому что, по мне, так это полная рухлядь, о чем я ему и сказал. «Толик, зачем ты это делаешь? Снеси, построй здесь по красивому проекту новое здание, если тебе эта земля принадлежит». Прошло еще, как видим, больше 20 лет. Я уверен, что технически состояние кинотеатра «Рубин» никак не улучшилось. Может быть, его подлатали, естественно, сделали ремонт кровли, каких-то инженерных сетей. Но слушайте, ну это все равно здание, которому 55 лет, почти 60. Я не понимаю, сегодня кто владелец, ну, как-то город оперирует этим имуществом, это и не важно на самом деле.

Важно другое. Слушайте, я уж молчу про кинотеатр «Аврора», про который разбирающаяся в этих вопросах общественность, люди, понимающие толк в стройке, журналисты, наша редакция в том числе, говорили много лет. Ну возьмите вы это здание, сделайте его тем же театром «Петрушка». Теперь смотрите. Здание, которое в десятки раз хуже «Авроры», ну в десятки раз. Вот «Рубин» – он хуже «Авроры» как кинотеатр, так вот скажем. Он оказывается вполне себе пригодным не для театра «Петрушка», то есть такой, локальный творческий проект, а он становится, пусть и на время, но приемлемым помещением для многофункционального культурного центра, в котором несколько театральных студий, музыкальных кружков, разных направлений и так далее и тому подобное. Больше людей там работает. Это правда странная политика.

Я понимаю, что власть исходит из того, что ей надо найти любой приемлемый и подвернувшийся под руку вариант, оперировать этим вариантом и закрыть проблему, чтобы тот же Городской культурный центр не простаивал. Не простаивал в культурном прежде всего плане, потому что город нуждается в его деятельности, и там вообще все прекрасно с точки зрения тех продуктов, которые делает Городской культурный центр.

Но ведь вариант использования умирающего торгового центра «Вершина» лет 10 мы озвучиваем, и не только мы, и ведь можно пойти наконец уже и этим было бы путем. Я считаю, что вариант с «Вершиной», я не знаю, почему так много лет пропагандирую именно это, я не являюсь бенефициаром этого вообще процесса ни в коем образе. Я понятия не имею, кто там владелец. Но просто как нормальный человек с нормальной головой я понимаю: ну стоит красивое здание, выдающееся, ну притащил инвестор много лет назад сюда Эрика ван Эгераата, который входит в топ-10 мировых архитектурных школ.

Ну вот Сургут обладает этим помещением, у которого сегодня, скажем так, не вполне успешный менеджмент, не вполне успешный, видимо, владелец, потому что они не могут вытянуть это здание до уровня современного, красивого, качественного универмага. Ну не получается. Он превратился в просто в безобразную барахолку, и он уже каким-то бельмом на глазу является у горожан. Продается за какие-то копейки, уже там за полмиллиарда рублей, по-моему. За 500 миллионов вы сегодня вообще ничего не построите., ну невозможно построить, ну нельзя.

Господи, проект примитивной стекляшки, какого-нибудь автосалона, уже за 100 выходит. Ну вы поймите, что невозможно построить ничего за эти деньги. Может быть, все-таки вернуться к этой теме? Подумать о том, чтобы из него сделать какой-то многофункциональный культурный центр и этим путем идти. А вот все эти «Рубины», «Ермаки» эти бывшие, вот эти все какие-то перестроенные в многоэтажные хижины не самые выдающиеся советские сооружения, снести, расчистить город от этого хлама и провести работу с владельцами этих земельных участков, если это не сам город, в том направлении, чтобы там появились красивые, выдающиеся в архитектурном плане сооружения, которые бы сделали Сургут привлекательным с точки зрения жизни, с точки зрения туризма. Которые бы развивали эстетику горожан, а не подавляли ее.

А Городской культурный центр, даже временно, в помещении бывшего кинотеатра «Рубин» – это не развитие эстетики. Это черте-что, это какая-то такая каша-малаша, которая сегодня – да – позволила заткнуть эту дыру. И безусловно у, ну, кто этим занимается, Департамент культуры, Департамент имущественных отношений, вероятно, архитектуры, найдутся убедительные аргументы, почему именно такое решение принято. Мы сейчас не обсуждаем эту аргументацию. Мы же не подвергаем сомнению то, что эта аргументация наличествует. Но почему каждый раз в принятии подобных решений используется самый линейный, самый простой, самый на поверхности лежащий вариант. Вместо того, чтобы наконец понять очевидное: у Сургута с культурными объектами очевидный провал. И здесь требуется какая-то дорожная карта, здесь требуется какая-то внятная, разумная, цельная, перспективная программа действий. У Сургута нет театра – как сооружения, как комплекса.

Д.Щ.: Ну, кстати, он тоже сейчас пока временно переехал из своего этого здания, из Магистрали, чтобы ремонтироваться.

Т.С.: Прекрасно. Но мы помним, что театр размещен в помещении Дворца культуры, и это тоже не совсем одно и тоже. У Сургута нет музея, у Сургута нет картинной галереи, второй картинной галереи. У Сургута нет теперь уже Городского культурного центра. У Сургута нет, я не знаю, кинотеатра муниципального. Надо или не надо, я не знаю, нужны эти кинотеатры, с этой функцией сейчас управляются частные операторы, но тем не менее. У Сургута нет выставочных площадей. То есть у Сургута, вот если все это перечислить, нет, ну нет ничего.

И мы решаем проблему опять с помощью очень временной схемы. Вот просто с очень дешевой временной схемой. А город Сургут обязан хотя бы в год 430-летия своего объявить о том, что он наконец-то взялся решить эту проблему комплексно, и в течение такой-то перспективы осязаемой такие-то деньги привлекает он, привлекает регион, привлекает страна, государственный бюджет, федеральный бюджет. И Сургут как крупнейший город, индустриальный город, в Западной Сибири, он будет обладать вот тем-то, тем-то, тем-то и тем-то. От музея до планетария. Вот это просто очень требуется. И сегодняшнее временное квартирование «Строителя», Городского культурного центра, в помещении бывшего кинотеатра «Рубин» должно стать поводом для очень квалифицированного, глубокого разговора и проработки этого вопроса городской властью, культурной общественностью, специалистами с тем, чтобы у Сургута наконец эта проблема была снята с повестки дня.

Д.Щ.: Ну что ж, на этой позитивной ноте мы будем завершать сегодняшний выпуск. Подписывайтесь на наш Youtube-канал, ставьте там лайки и смотрите нас и там, и на siapress.ru. Там мы тоже выкладываем наши видео и расшифровки наших разговоров. И до новой встречи через неделю. Вновь увидимся, поговорим о чем-нибудь интересном, что важно для жизни города и Югры. Спасибо, до свидания.

Т.С.: Спасибо всем, друзья. Всем пока.



15 марта в 17:19, просмотров: 3547, комментариев: 3


Комментарии:
Alkonowa1ow
История имеет свойство повторятся на новом более качественном витке. В 1965-66 г.г. формирование социокультурный инфраструктуры Сургута приобретало особое значение не только с точки зрения выполняемых ее традиционных культурно-просветительских функций. В городах нового нефтегазового освоения учреждения культуры были призваны стать главным адаптационным фактором мигрирующего населения, способствующего преодолению чувства отчуждения и изолированности от «большой земли». Весьма показательно, что в 1966 году в НПУ «Сургутнефть» было принято на работу 662 человека, а уволилось 307. Одной из главных причин увольнения после жилищных проблем в их заявлениях назвалось отсутствие объектов культуры. Особая значимость учреждений культуры была предопределена спецификой населения Сургута, как преимущественно молодежного, с высоким образовательным уровнем и соответствующим повышенным запросом к организации сферы досуга. В 1970 г. средний возраст сургутян составлял 26,3 года (1).
Разве это не актуально звучит и для сегодняшнего 430 тысячного мегаполиса?
Что мог предложить Сургут прибывающим новоселам? Старый, плохо отапливаемый и неуютный районный Дом культуры, старый и тесный клуб Рыбокомбината и построенный еще в 1951 году деревянный кинотеатр «Октябрь».
Руководители города предпринимали все усилия для поиска финансирования строительства учреждений культуры и действовали порой нарушая закон. Так в начале 1960-х г.г. , вопреки установленным финансовым нормам, с инициативой выступили В.В. Бахилов и Ф.К.Салманов построить новый районный Дом Культуры. Построили не благодаря, а вопреки. Но за нецелевое использование финсредств на строительство нового РДК, облфинотдел увольнял заведующего райфинотделом. Но Бахилову и Салманову всё-таки удалось отменить приказ об увольнении заврайФО (1).
Новый двухэтажный РДК со зрительным залом, двумя библиотеками, комнатами для работы самодеятельных кружков был открыт 5 ноября 1961 года. К общему сожалению сургутян он сгорел во время пожара 20 июля 1974 года. В тоже время в 1964 году кинотеатр «Октябрь» был поставлен на капремонт и реконструкцию и в 1966 году он принял в новом модерновом виде сургутян и стал любимым кинотеатром всего города. Однако тоже был снесён в 80-х годах при строительстве 9-10 мкр энергетиков. Клуб «Рыбников» долгое время оставался в первоначальном виде и был локальной культурной точкой района Чёрного Мыса.
С такой культурной базой начинался город Сургут.
По воспоминаниям Ю.П. Баталина, в то время Главного инженера Главтюменьнефтегазстроя», кинотеатры тогда строили в приспособленных бараках (в Сургуте это был в 1965-1967 г.г. кинотеатр за Саймой «Космос), а клубы и культурные центры в складских помещениях.
В 1966-1967г.г. возглавляемая Ю.П.Баталиным группа инженеров главка изготовила проект «Культурно-досугового центра», который включал в себя клуб на 400 мест, фойе, небольшую библиотеку, спортзал и комнаты для кружковой самодеятельности.
Такие «Культурно- досуговых центры» предполагалось построить за счёт использования финансирования складских помещений в Сургуте, Нижневартовске, Урае и Светлом.
Пять крупных досуговых объектов, включающих Сургутский дом культуры «Строитель» были построены в новых городах Югры накануне юбилея 50 - летия Октябрьской революции.
Однако в Сургуте форсированно возведённому методом «народной стройки» к 50- летию Октября ДК «Строитель» суждено было ещё два года простоять из-за очевидных недоделок и только в декабре 1969 года, в канун юбилея 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, он был введён в эксплуатацию.
В целом строительство Домов культуры в Сургуте осуществлялось с большим напряжением. В результате хронически не соблюдались сроки ввода в действие социально культурных объектов. Так, несмотря на решение горкома КПСС, в 1967 году был сорван ввод в эксплуатацию Дома культуры «Геолог» на 600 мест.
Дом культуры «Нефтяник» строился с 1971 по 1977 год.
С 1975 по 1986 год растянулось строительство ДК «.Энергетик». Причины срыва сроков: недостаточное финансирование, не освоение и распыление выделенных финансовых средств, нехватка кадров строителей. Правда выручал испытанный советский опыт. При строительстве ДК «Нефтяник», например, вырытый под фундамент котлован обнесли колючей проволокой, поставили сторожевые вышки и завезли заключённых из сургутской зоны.
И всё-таки несмотря на большие трудности в осуществлении строительства учреждений культуры, их число в городе стабильно росло.
Уже к 1993 году удалось построить в Сургуте 10 клубных учреждений, число мест в которых с 1965 до 1993 года выросло с 600 до 4190 (1). Конечно оснащённостью данных учреждений культуры оставалась желать лучшего.
Многострадальный ДК «Строитель» уже через 7 лет после ввода в эксплуатацию нуждался в капитальном ремонте (1).
Лишь в 1995 году была завершена реконструкция, расширения площадей ДК «Строитель», перешедшего в 1992 году в муниципальную собственность, который стал именоваться Городским Культурным Центром.
В 1998 году было открыто, оснащенное по последнему слову досуговый индустрии муниципальное учреждение культуры ДК «Магистраль».
Дома культуры города в 2000 году способны были разместить своих зрительных залах 4400 человек (1).
Тем не менее темпы расширения сети клубных учреждений Сургута в 1965-2000 г.г. существенно отставали от динамики роста населения города.
Так с 1960-1970 г.г. их число возросло с 2-х до 6 единиц. А в 1980-1990 - е г.г. в городе насчитывалось уже 18 клубных учреждений. Это был пик их строительства в Сургуте (1).
1. А.И. Прищепа, д.и.н. Профессор СурГУ, «Строительство учреждений культуры в Сургуте в 1960-2000 г.г.»
Приведённый анализ, данный А.И.Прищепой, можно как на кальку переложить на современное состояние строительства учреждений культуры в городе,
Главное, что динамика роста населения города и темпы строительства объектов социо культурного назначения по прежнему значительно отстают и представляют ножницы.
Особенностью периода 1965-1990 г.г. было то, что высокий образовательный и культурный уровень мигрирующего населения выдвигал требования к формирования социокультурный среды, как средство для закрепления кадров и адаптации прибывшего мигрирующего населения.
А что сегодня в город прибывает малообразованное и малокультурное мигрирующее население? Им что достаточно «подшаманенных» советских ДК? А как же закрепление выпускников школ и ВУЗов по Программе «Регион молодых»? И что они будут таки ходить в «Рубин», построенный и оснащённый 60 лет назад? И что он будут таки ждать когда построят новый ГКЦ? Когда построят новый Драмтеатр? Когда построят новый ТА иК «Петрушка»? Так и будут ждать когда, построят суперсовременный Концертно- развлекательный Центр «Сургут-Арена»? Или будут ждать «до посинения» реконструкции «Дома Пионеров», строительства Планетария и Музея? Нет, нет и нет. Креативная, творческая молодежь не потерпит такого «…..» и свалит туда, где это все есть и будут они адаптироваться м покорять вершины уже вне Сургута.
А прибывающим иностранным гражданам из Средней Азии будет построена вторая мечеть.
Пока вот так.
Alkonowa1ow
В вышеизложенному следует добавить одну характерную деталь. Во время визита Михаила Горбачева в город Сургут в сентябре 1985 года в сопровождении большой свиты ( в которую входил и будущий первый Президент РФ Борис Ельцин), когда он вышел к «народу» на площади Дома Советов, где возвышался ещё недостроенный Дворец культуры «Энергетик», то тогда первый секретарь горкома партии Николай Григорьевич Аникин, показывая недострой, попросил помощи у Генсека и Министра энергетики СССР помочь Запсибэнергстрою завершить строительства этого нужного городу объекта культуры. Напомню, что это был 1985 год и дефицит уже стал «новой советской реальностью». Кроме этого, сопровождая Михаила Сергеевича по Сургуте и на ГРЭС, он попросил у Генсека увеличить поставки сухого молока для местного молочного завода, с которого снабжались все детские сады, школы, молочные кухни города. Как видим ДЕТИ и КУЛЬТУРА были главными приоритетами тогдашних «партийных отцов города»
Уважаемый Александр!В той жизни,у высшего эшелона власти был девиз-"Ум,честь и совесть нашей эпохи!".Все же не пустые слова были,согласитесь.Сейчас новая эпоха,без слов,к сожалению.И даже из "той эпохи" мама не смогла подсказать дочери своей (Мизулиной),что на календаре 24 февраля,надо взять гвоздики и с юным поколением пойти на Аллею Славы,а не в школе им "селфи" раздавать.Это "свежий" пример из жизни,город Тюмень.Задачу и цель приезда госпожи Мизулиной к подрастающему поколению я так и не поняла.Что касается закрытия городских культурных центров-это надолго.И за чертой остались прежде всего дети дополнительного образования,где есть воспитание.Власти должны помнить,что сначала все нужно приготовить к операции "вынужденный переезд",а затем закрыть!
Показать все комментарии (3)

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт

	array(0) {
}
	array(0) {
}
	NULL
	array(0) {
}
	array(0) {
}
	NULL
	array(0) {
}
	array(0) {
}
	NULL

	array(0) {
}
	array(0) {
}
	NULL

Топ 10

  1. ​Уровень воды в реке Обь поднялся еще на четыре сантиметра 742
  2. ​В Сургуте начались работы по благоустройству парка в 20А микрорайоне 569
  3. На пост мэра Сургута заявились 12 человек 522
  4. ​В Сургуте приступили к ремонту проезда Мунарева 500
  5. ​Куда сходить в Сургуте на выходных 15-16 июня? // АФИША 497
  6. ​«Проблема транспортной реформы в том, что подвижной состав оказался не готов к новой маршрутной сети» 479
  7. «Аврора» на замке: что произошло с бывшим кинотеатром после пожара 467
  8. ​Купание по-сургутски // ОБЗОР СИА-ПРЕСС 441
  9. ​В Сургуте вернули особый противопожарный режим 414
  10. ​Пьяный водитель устроил ДТП с опрокидыванием авто в кювет в ХМАО 403
  1. ​«Русские Витязи» провели экскурсию для юных сургутян 4677
  2. ​Как отпразднуют День города и День России в Сургуте? // АФИША 3926
  3. ​Гаражный план: в Сургуте хотят строить новые микрорайоны вместо старых кооперативов 2798
  4. Вернуть права за пьяное вождение можно будет после подписания контракта с Минобороны 1916
  5. ​Читатели siapress.ru не разобрались со своим отношением к новому главе региона 1628
  6. ​Нам нужны умные головы и крепкие рабочие люди. Но приезжают к нам совсем не нефтяники и инженеры 1507
  7. ​Югорский кедр борется за звание главного дерева России 1465
  8. ​В «Авроре» — пожар // ФОТО 1436
  9. ​Руслан Кухарук с командой правительства Югры по итогам работы на ПМЭФ привлек 70 млрд рублей 1394
  10. ​Байкер из Сургута разбился на федеральной трассе под Тюменью 1361
  1. Депутат Госдумы предложил ввести в школах уроки целомудрия 6859
  2. ​Снега почти не будет. Как в Сургуте начнется лето? 5397
  3. ​Мошенники нашли новый способ получить доступ к вашим «Госуслугам» 5160
  4. ​Молодым семьям России предложили давать беспроцентные займы на жилье 4885
  5. Время, вперёд! 4762
  6. ​«Русские Витязи» провели экскурсию для юных сургутян 4677
  7. ​Куда сходить в Сургуте на выходных 8-9 июня? // АФИША 3988
  8. ​Как отпразднуют День города и День России в Сургуте? // АФИША 3926
  9. ​Уютная среда убежала от дикарей 3811
  10. ​Одной из библиотек Сургута присвоили имя Чингиза Айтматова 3488