Проблема уборки снега в малом городе и в мегаполисе – это две большие разницы. Когда-то Сургут имел население в 10 тысяч жителей, и я помню, как зимой мне, школьнику, приходилось добираться из старого Сургута (района нынешнего ТЦ «Сибирь») до школы, где сейчас находится НГДУ «Сургутнефть», пешком. Это было весь период с 1 сентября до последнего звонка перед летними каникулами. Никаких чисток тротуаров от снега, кроме тротуаров у домовладений, не было. Передвижение осуществлялось исключительно по обочине автодороги, благо транспорта было немного, а все остальное – протоптанные людьми тропинки, подобные тем, которые сегодня протаптывают пешеходы на газонах, в том числе и зимой.
Следующий парадокс: чем больше мы строим в городе дорог и пешеходных тротуаров, тем больше их надо очищать от снега и тем больше их надо ремонтировать: снимать износившийся слой асфальта и накладывать новый.
Специалисты посчитали, что автомобиль добывает своими шипами за год 20 кг асфальтной пыли. Если подсчитать для Сургута с его 250 тысячами единиц транспорта, то это 5 тысяч тонн, или почти 100 вагонов грузоподъемностью 60 тонн этой добытой шипами автомобилей асфальтовой пыли. Почему улицы города утопают весной и осенью в грязи? Вот эти 5000 тонн добытой асфальтовой грязи шипами автомобиля плюс сотни тонн песка, который коммунальщики разбрасывают по дорогам в период гололеда, и создают городскую грязь. Тюмень отдыхает.
Вся эта песчано-асфальтовая смесь зимой смешивается со снегом и вывозится, в лучшем случае, на полигоны. Что в основном находится в черте города (как полигон «9 квартал») или на тот же Заячий остров, и все это попадает потом на почву или с талыми водами в Сайму или Обь. Обваловка полигонов подрядчиками выполняется для галочки. Летом эту асфальтовую пыль коммунальщики метут на газоны или она поднимается ветрами в атмосферу, которой мы сегодня дышим.
И не зря Сургут сегодня занимает первое место в РФ по загрязнению воздуха, но кого бы это волновало? Общественность города сейчас не интересуется экологией. Передовых технологий по переработке снега в городе нет совсем. Подрядчики не хотят нести затраты на такой процесс переработки снега, как снеготаяние. Им проще свалить грязный снег на полигоны, то есть в Сайму или Обь, чем заняться экологичными способами снеготаяния. В Ханты-Мансийске подрядчик включает свою станцию снеготаяния тогда, когда приходит проверка. А в остальное время он тоже просто вывозит снег на полигон, с которого происходит загрязнение реки Иртыш.
То, что сегодня требуют наши жители по чистке города от снега, – это «хрущевский волюнтаризм». После обильного снегопада город можно разумно очистить за 3-5 дней. Поэтому нам, обывателям, надо запастись терпением и не терроризировать городскую администрацию требованиями подать чистый город от снега здесь и сейчас. Если мы решили жить в мегаполисе, где за год выпадает огромное количество осадков в виде снега и дождя, то нужно понимать, что сезонная обувь никто не отменял.
Понятно, что времена болотников и валенок прошли, но сугробы, гололед, лужи и грязь – это необходимое зло, с которым можно бороться только в меру своих бюджетных возможностей. А бюджетные возможности мегаполиса в 40 млрд рублей, хоть и большие, но не позволяют бороться с природными явлениями, как бы нам хотелось. Впрочем, к работе городской администрации по зимнему содержанию города есть обоснованные претензии. Ведь Сургут идет вторым в гонке, вслед за Ханты-Мансийском, за получение «почетного приза» ОНФ – «общественной лопаты» по уборке снега.
А претензии по зимнему содержанию города конечно будут всегда. Ведь даже совершенству нет предела. Но, чтобы эти претензии были
обоснованными и на эти претензии была соответствующая реакция со стороны администрации города, для этого, наверное, нужны прежде всего не «танцы с бубнами», чем в основном занимаются жители Сургута в СМИ и в комментариях. Интересно, что для этого нужно? Вопрос риторический. А кто не догадался я не виноват.
Не хочется загружать и создавать новую проблему новому директору ДГХ Марии Ваньковой, которая уже летом начнет бороться «колейностью» автодорог и продолжать реформу городского общественного транспорта.
Однако, по данным МАДИ (Московского автомобильно- дорожного института) такие исследования проводились в Норвегии в 1996 году, которые показали, что изнашивание дорожного асфальта по стране за год- 140 тыс. тонн.
В 2011 году в Санкт-Петербурге специалисты «Дорсервиса» провели исследования и выяснили научными и экспериментальными методами, что за год в городе изнашивается 168 тыс. тонн асфальта и на 90% образование колеи связано с использованием шипованный резины, в результате чего городу нанесён ущерб в 35 млн долларов. По нынешних ценам это составляет 3,5 млр рублей.
В Москве Институтом экономики транспорта приводятся исследовательские данные, что 2008 году в Москве изношено 400 тысяч тонн асфальта.
В 2022 году объединение «Росасфальт» отправило обращение в ГД, в Правительство РФ и ГИБДД с предложением ввести штраф за использование шипованный резины летом 2 тыс рублей, ограничение движения транспорта с шипованный резиной до 80 км/час с обязательным обозначением на автомобиле знака «Шипы».
Потому что введённый «Регламент использования колесного транспорта в Таможенном Союзе» запрещает использование шипованный резины в летний период, но штрафы за их применение летом отсутствуют. Снижение скорости автомобилей с шипованный резиной до 80 км/час ГИБДД посчитала нецелесообразной. А в ГД отказались вводить штраф за использование шипованный резины летом. «Росавтодор» поручил своему «РосдорНИИ» ещё раз изучить влияние шипованный зимней резины на состояние асфальта автомобильных дорог в России и возможности применения скандинавского стандартов использования зимней шипованный резины.
Почему все это затягивается и почему нет регламента зимней шипованный резины в России по опыту скандинавских стран?
К примеру ограничение количество шипов до 50 на один погонный метр резины, или регламентировать вес шипов и так далее.
В той же Скандинавии используется при ремонте дорог переработанные шины для укладки полотна дороги, что повышает срок ее службы в 2-3 раза.
А Европе вообще используется асфальтобетон.
У нас ни то, ни другое не применяется.
Кстати, в Сургуте вначале на дорогах укладывали дорожную бетонную плиту 3x6 м и служила она десятилетиями. Правда стыки мало кому нравились, но зато было «дёшево и сердито».
По настоящему изучить влияние зимней шипованный резины и внести скандинавский регламент мешает лобби в виде подрядчиков по ремонту автодорог.
Тот же господин Андреев из Думы Югры или подрядчики более мелкие лоббиста ЮВиС.
Ведь в том же Сургуте колея появляется ежегодно и никого это не волнует и не интересует как с ней бороться.
Если линейно переложить исследования «ДорСервиса» СПб на Сургут (ибо оба города находится на 60-й параллели), то выяснится, что за год в Сургуте изнашивается 16 тысяч тонн асфальта, а ущерб города от шипованный резины в год составляет не менее 350 млн рублей.
Но кроме того, все эти 5-16 тысяч тонн асфальта оказывается в воздухе, на газонах, в Сайме и Оби.
Чрезмерная автомобилизация города и создание ГА «города для машин», чревато не только экономическими потерями бюджета, но значительным ухудшением экологии города, потому что миллиарды бюджетных рублей в результате уходят на загрязнение воздуха, городских лесов и парков, загрязнением Саймы и Оби, в которых перестала водится рыба, а на дне Саймы образовался толстый слой ила вместо песка.
А главное шипованная зимняя резина влияет на здоровье человека вызывая заболевания легких и онкологию.
И где же здесь комфортный город для проживания?
Когда ГА хвастается миллиардов денег на устранение колеи до следующей летней компании по ремонту автодорог. А не покупной новых автобусов или развития пешеходной инфраструктуры.
А тем временем, как только растает снег, на улицах появляются вновь и вновь рабочие в оранжевой униформе с лопатами в руках и техникой для замены изношенного асфальта.
И деньги, как ни странно, всегда на это занятие находится.
Потому что «Сургут - это город для машин». ,
-разобраться с качеством асфальта.