Югра заняла второе место среди российских регионов в рейтинге по индексу экономического потенциала по итогам первой четверти 2024 года. Эксперты Фонда развития гражданского общества оценили индекс ХМАО в три балла, пишут «Известия».
В первую тройку также вошли Москва с индексом 1,33 и Ямал с индексом четыре. Первая пятерка регионов осталась в списке на тех же строчках, которые занимала в конце прошлого года. Попала в рейтинг и Тюменская область, которая поднялась с седьмого на шестое место.
Эксперты учитывали несколько критериев оценки экономического потенциала регионов. Они брали во внимание размер уплаченного НДС, уровень среднемесячной зарплаты, а также совокупную прибыль предприятий и организаций за вычетом убытков.
Другой вопрос? Что дают эти рейтинги экономических потенциалов? Это же то же самое, что «журавель в небе», а реальный потенциал это как «синица в руках». Кажется московским экспертам надо оторвать свои задницы от уютных кресел. Взять билет Москва-Талакан и посетить Талаканское месторождение нефти в Южной Якутии. А для того чтобы оценить экономический потенциал этого необжитого края прогулятся по авиамаршруту: Талакан- Ленск- Якутск на 50-летнем самолете Ан-24 Иркутских авиалиний. Маршрут протяженностью всего-то 1 тыс км и оценить потенциал того, что они увидят (если ещё увидят) на земле Восточной Сибири.
А так какие-то «диванные эксперты» пошли. Создадут Фонд и жонглируют баллами. И вся работа. Да ещё поставили Югру «серебряным призером» экономического потенциала.
Впрочем, были люди в XVII веке, как Пантелей Пянда, который оценил потенциал Сибири «11 маршрутом». Собрав «ватагу» из отчаянных людей» в 1620 году он прошёл открывать реку Лену. Вначале из Енисейска на стругах он поднялся по Нижней Тунгуске вверх течению до истока почти 3 тыс км, открыл «чечуйский волок» протяженностью 20 км, волоком перетащил струги в истоки реки Лены, спустился потней вниз по течению до нынешнего Якутска, повернул назад выполнив свою цель- открыть Лену для потенциала России. Далее достигнув «чечуйского волока», он оставил струги, построил новые струги и по реке Ангара двинулся на Енисей, а зимой пешим ходом и на оленях вернулся в Енисейск. Итого за три года Пантелей Пянда с третья зимовьями прошёл путь 8 тысяч км. Это был реальный эксперт потенциала Сибири. И сегодня «чечуйский волок» является единственным и главным логистическим коридором связывающий бассейны рек Енисей и Лены. Долгое время имя Пантелея Пянды считалось вымышленным или собирательным образом под именем Демида Пенды. Однако в 1965 году в архивах Якутска был найден архивный документ, согласно которому в 1640 году Пантелей Демидович Пянда занял у местного купца 40 рублей для ведения пушной торговли. Видимо первый поход Пантелея Пянды оказался убыточным, хотя брали он с собой товары и безделушки для обмена на пушнину. Таким образом землепроходец, открывший путь с Енисея на Лену оказался реальной исторической фигурой. А потому в посёлке Витим, по предания основанным Пантелеем Пяндой в 1621 году, открыт в год 400 -летия посёлка бронзовый памятник Пантелеймону Пянде. Можно было бы не посылать экспертов в Витим, в город Ленск, где стоит на высоком постаменте на Центральной площади памятник В.И.Ленину, точная копия сургутского Ленина с рукой в кармане брюк, не лететь 811 км из Ленска до Якутска, где сохранился архив 1640 года, если бы на фестивале «Самотлорские ночи», чиновники из местной администрации не могли объяснить Губернатору Югры и гостям города кто такие были Рынковой и Кузоваткин. На что страшно обиделись старожилы города и были высказаны недовольства Губернатору, который рекомендовал сесть чиновникам ГА за учебники истории Самотлора и Нижневартовска.
Впрочем московским чиновникам и экспертам по оценке экономических потенциалов надо бы оторваться от смартфонов и заняться историей Югры и Ямала, чтобы понять как достигается этот самый экономический потенциал.