На территории Тюменской области из-за неблагоприятного прогноза по паводку с 8 апреля введен режим чрезвычайной ситуации. Об этом сообщил глава региона Александр Моор.
Режим ЧС в области устанавливается заблаговременно, отметил в видеообращении к жителям региона губернатор. Введение режима ЧС позволяет органам власти быстро реагировать на обстановку, которая складывается на реках. В таких условиях у оперативных служб больше полномочий для защиты населения и территорий.
«Обстановка на реках в регионе спокойная и контролируемая. Мы наблюдаем естественный постепенный подъем уровня воды за счет таяния снега и льда. Но специалисты Росгидромета дают неблагоприятный прогноз по паводку. Уровень в наших реках Ишим и Тобол прогнозируется высоким», – сказал Александр Моор.
Он также сообщил, что подготовка к паводку в Тюменской области прошла в плановом режиме. В муниципалитетах состоялись командно-штабные учения по подготовке к ЧС. Главам районов и городов губернатор поручил организовать работу пунктов временного размещения и еще раз проинформировать всех жителей о возможной опасности.
Всем, кто находится в зоне вероятного подтопления, нужно собрать документы и ценные вещи, чтобы в случае получения сигнала максимально быстро покинуть зону ЧС, напомнил глава региона.
«Дорогие земляки, мы держим ситуацию на контроле. Но надо всем быть готовым к любому развитию ситуации. Об изменении обстановки будем информировать вас оперативно», – подчеркнул Александр Моор.
Сегодня Ириклинский гидроузел регулирует сброс воды с суточным понижением на 10%. Там есть чем регулировать. И дамбу в Орске построили в 2010 году.
А Александр Моор и Вадим Шумков чем будут регулировать сброс воды в Тоболе и в Ишиме?
Тут даже в самой Тюмени какого-то хилого гидроузла на Туре до сих пор не сварганили. В результате прошлым летом реку Туру можно было перейти в болотных сапогах. Пересохла река. И общественность Тюмени возбудилась и стала предлагать проекты поднятия уровня воды в Туре в черте города. А то как-то не хорошо. Набережную Туры за несколько миллиардов рублей Николай Руссу построил, а любоваться тюменцам сегодня приходится какими-то обмелевшим подобием реки. Зато наводнения не будет.
Аномальные природные явления на то они аномальные, что появляются один раз в 50 или 100 лет. У нас в Сургуте аномальный уровень Оби был тоже в 1942 году, а затем в 1966 году, когда кажется нынешний НТЦ «ЮНИТИ- ПАРК» был срыт под водой. Пойма она и в Африке пойма. Правда выше по Оби есть Новосибирский гироузел с ГЭС и Новосибирским водохранилищем, что регулирует сброс воды ниже по Оби, что хорошо для Нижневартовска и Сургута.
Возвращаясь к теме наводнения в Орске и Новотроицке. Орск находится как бы на излучине реки. Когда-то Императрица Екатерина II повелела здесь поставить крепость Оренбург, но после первых паводков Оренбург был отнесён ниже по Уралу и затем было выбрано третье окончательное высокое место для нынешнего Оренбурга.
Известно, что донские казаки по наказам царя Фёдора Михайловича не только в Западную Сибирь, но и на реку Урал, где потеснили ногайских татар и основали несколько своих поселений. Это был 1591 год и этот год стал годом основания Уральского казачества. Однако через три года был основан город Сургут. История уральских казаков интересна и трагична. Здесь было и Пугачевское восстание, и борьба уральских казаков в составе армии Колчака против большевизма. После разгрома армии Колчака Уральское казачество было предано жестоким репрессиям. Потому, что Василий Иванович Чапаев воевал против уральских казаков - станичников и погиб здесь, переплывая реку Урал осенью, когда он вновь стал широкой рекой. Перед войной Иосиф Сталин реабилитировал донских, кубанских и терских казаков. Но уральских казаков после фильма «Чапаев» простить он не мог. Народ бы не понял. В наше время столица Уральских казаков город Уральск отошёл к Казахстану, где Назарбаев не дал им возродится как Уральским казакам, потому что он был и бывший коммунист, и новоявленный национальный лидер, не забывший гонения на ногайских татар.
Но дело даже не в этом. Уральские казаки были люди суровые, что проявляется в песне уральских казаков «Ой то не вечер, то не вечер» в исполнении Пелагеи или Ярослава Сумишевского. По крайней мере эта песня передаёт сегодня душу уральских казаков того времени.
Так вот. Уральские казаки были суровые и практичные мужики. Они никогда, не селились близи реки Урал и ставили свои станицы и крепости на возвышенностях на расстоянии от сотен метров и до нескольких км от реки Урал. Потому что МЧС тогда не было и люди знали что с рекой шутить нельзя. Смотрите. Река Урал сбрасывает 98% годового запаса воды за один-два весенних месяца (апрель -май), а в остальное время это даже не река, а большой ручей. Судоходства там почти нет. Идём дальше. Вот подзатопило говорят 10 тысяч домовладений в Орске. Что это за дома? Кто им разрешил (без разрешения гидрологов, архитекторов, МЧС и тд) строить дома в потенциально подтопляемой пойме? Ну да. В Сургуте же строят в пойме и НТЦ, и жилищные комплекс «Пойма». Почему же в Орске нельзя? А если серьезно, то зря гнобили уральских казаков и оставили их потомков в Казахстане. Потому что может быть Губернатору Оренбургской области и Главе города Орск они бы напомнили Историю Уральского казачества и их боязнь селится прямо на берегах такой маленькой и коварной речки Урал. А сейчас Губернатор Оренбургской области господин Преслер должен производить эвакуацию людей, затем ликвидировать последствия наводнения и выплачивать миллиарды бюджетных рублей за имущество и домашних животных пострадавших от наводнения. Миллиарды и не только из областного бюджета, но и из федерального. И как правило на восстановлении жилищ подрядчики опять сорвут куш, а коррупция расцветёт пышным цветом.
В зоне по реке Урал от Орска до Оренбурга проживает почти 1 млн человек (Оренбург - 550 тысяч, Орск - 200 тысяч, Новотроицк- 100 тысяч и ещё ряд мелких населенных пунктов). А пострадало 10 тысяч домовладений в Орске и 2 тыс в Оренбурге. Я уверен, что все эти домовладения находились в пойменной рискованной, затопляемой зоне реки Урал. То есть сами же хозяева должны были бы знать, что живут они в зоне риска. Русское «авось» у них и чиновников, которые разрешили строительство в зоне риска. Кто разрешил селить их в зоне риска? А они посоветовались с уралскими казаками? Нет. Тогда и не хрен «на зеркало пенять, коли рожа крича». Остальные 98% жителей Оренбуржья по берегам реки Урала живут обычной жизнью, потому что находится на возвышенностях местности, вне зоны риска подтопления, как в свое время повелела Екатерина II графу Потёмкина и уралским казакам. И все.
Вот в 2010 году из-за тех кто построился в пойменной низине власти города Орска построили земляную дамбу стоимость в 1 млр рублей за бюджетных средств. Деньги потратили, а результат плачевный. «Хотели как лучше, а получилось как всегда» говорил некогда работавший здесь в Оренбурге Генеральным директором «Оренбургского газоперерабатывающего завода» Виктор Степанович Черномырдин. Косвенный ущерб от наводнения это и остановка Орского нефтеперерабатывающего завода, вырабатывающего ежегодно 6 млн тонн бензина и дизельного топлива.
Как обычно косяки чиновников будет устраняться за счёт остальных налогоплательщиков. Можно кивать на природу, но «умные учатся на чужих ошибках, а дураки на своих».