
Югорчанам в этом году предстоит выбирать губернатора. Правда, не совсем своего. В 2023 году завершается первый срок главы Тюменской области Александра Моора, и с высочайшей долей вероятности ему предстоит пройти кампанию по перевыборам, причем работать придется не только на родной юг области, но и на Югру с Ямалом. Какова политическая обстановка перед началом кампании, насколько сложной она будет, и что может на нее повлиять – мы спросили у тюменского политолога Александра Безделова.
– Кампания 2023 года для Александра Моора окажется более или менее сложной, чем пять лет назад?
– Во-первых, он пока официально не заявил об участии в выборах, но все же, скорее всего, он это сделает, так как других вариантов пока не предполагается – нет оснований думать, что его кандидатуру не согласуют в Кремле, а других очевидных кандидатов пока нет.
Что касается сравнения двух кампаний – думаю, они будут проходить примерно в одинаковом напряжении. В 2018 году были первые публичные и самостоятельные выборы, в которых Александр Моор участвовал в качестве исполняющего обязанности губернатора, и тогда это было нелегко. Но и эта кампания вряд ли будет легче ввиду изменений социально-экономических реалий, более тревожного внешнеполитического фона, снижения, хоть и несущественного, уровня благосостояния граждан, несмотря на то, три региона Тюменской области остаются относительно богатыми и благополучными.
Есть еще нюанс с заменой внутриполитического блока в правительстве Александра Моора. Прошел год, как Павел Белявский (замгубернатора по внутренней политике – прим. авт.) работает без Сергея Сарычева (с 2003 до 2022 год – заместитель и вице-губернатор Тюменской области – прим. авт.), и он успел набрать вес и опыт, но для него это будет первая самостоятельная кампания. Это тоже факто, хоть и не такой важный, как социально-экономические реалии, в которых мы живем.
– То и дело возникают разговоры о «трениях» между то ли губернаторами «матрешки», то ли между их внутриполитическими блоками. Это может стать фактором, влияющим на выборы?
– Нет. Это только разговоры, причем искусственно раздуваемые. Да, между регионами может не быть особой любви, хотя отношения между Тюменью и Ямалом более теплые ввиду того, что Александр Моор и Дмитрий Артюхов относятся к одному поколению, а также пришли к руководству своих регионов одновременно.
Взаимопонимание между тремя регионами хорошо показало себя чуть меньше года назад, когда безо всяких противостояний и скандалов был избран тюменско-ямальский кандидат на пост председателя Тюменской областной думы Фиат Сайфитдинов (вместо скоропостижно скончавшегося Сергея Корепанова – прим. авт.).
Еще одна важная вещь. Если Александр Моор и пойдет на выборы, что случится с высокой долей вероятности, его выдвинет президент. Понятно, что ни один куратор внутренней политики в России не будет бороться против кандидата от президента, все будут работать на результат. Вопрос только в рвении и энтузиазме – возможно, в Югре их окажется не так много, но о каком-то саботаже речи быть не может. Тем более что выборы будут курировать полпредство и внутриполитический блок Кремля. Так что разговоры о каких-то неприязнях или конфликтах, которые могут повлиять на кампанию Александра Моора, сильно преувеличены.
– Кстати, о контроле сверху – уже известны «плановые» показатели по явке и искомому проценту?
– Сейчас нет, их озвучат несколько позже. Тем более, с учетом нынешнего сложного социально-экономического положения и общей тревожности. Думаю, эти показатели могут появиться где-то к началу лета, и не факт, что они не будут корректироваться по ходу развития событий.
– Есть ощущение, что в нынешней ситуации россияне стали обращать еще меньше внимания на выборы. Нет опасений, что апатия тех же югорчан, которых позовут выбирать губернатора не для себя, как-то сорвут явку?
– По Югре такая опасность была всегда, еще со времен Сергея Собянина (он был губернатором Тюменской области в 2001-2005 годах – прим. авт.), так что это ни для кого не новость. Но и в ХМАО научились работать с избирателями, внутриполитический блок там набрался опыта и профессионализма, так что вопрос с явкой – не самая большая опасность, большим риском является протестное голосование.
А апатия у избирателей действительно есть, но связана она с тем, что люди устают от выборов с фактически одним кандидатом, и на это накладывается общая сложная ситуация с СВО, и все это дает результат. Но, повторюсь, Тюменская область – это три благополучных региона, в которых работают опытные политические администраторы, так что существенного провала явки я не жду.
– С каким месседжем Александр Моор может прийти в Югру в этот раз?
– Насколько я понимаю, сейчас штабы еще собираются, и месседж только формируется. Но, думаю, упор будет на традиционные темы: социальная политика, программа переселения в Тюменскую область, медицинский туризм, реновация транспортной инфраструктуры, повышение качества дороги от Тюмени на север, перспектива расширения ее до четырех полос, и так далее. Все это будет вырабатываться.
После прихода Собянина, а затем Якушева и Моора в Тюменской области, Комаровой в Югре, Кобылкина, а затем Артюхова в ЯНАО пул «сургутских» Губернаторов ушёл в историю, вместе со своими амбициями.
А взаимоотношения сегодняшних Губернаторов Моора- Комаровой- Артюхова можно сказать дружеские.
Поэтому и выборы Губернатора Тюменской области пройдут в атмосфере дружбы и сотрудничества трёх субъектов Федерации на территории Тюменской области.
Будет ли избран Александр Моор Губернатором ещё на один срок? Будет, если он получит одобрение у Президента РФ на личной встрече с ним в ближайшее время. Это единственная сложность, которую должен преодолеть Моор на предстоящих выборах.
В связи с СВО, планов у АП по реформам в Тюменской области похоже нет и не будет на предстоящий пятилетний срок. Поэтому и менять Александра Моора на другого кандидата под данные цели у АП тоже нет. Тем более, что 2024 год- это год Президентских выборов в РФ. А решать две глобальные задачи одновременно в Тюменской области рискованно, ибо «Боливар двух может не выдержать».
А потому, Александр Моор пойдёт на второй срок с одной главной задачей : выборы Президента РФ на территории Тюменской области в 2024 году. Все остальное будет рутина, типа расширение дороги от Тюмени на север до 4-х полос и так далее и тому подобное.
Однако, не будем спешить и почивать на лаврах, ибо «черного лебедя» никто не отменял.
Между тем, в регионах продолжается трата региональных бюджетов, как ни в чем не бывало. В Югре, к примеру, планово прошёл очередной кинофестиваль «Дух огня». Продолжается здесь бюджетные инвестиции в совершенно необязательные проекты и программы.
Между тем, нефтегазовые доходы могут и дальше снижаться и опуститься ниже 50 долларов/ баррель. И даже сейчас в 1 квартале уже возникнет необходимость вернуть часть доходов бюджета нефтяным компаниям, заплаченных авансом в четвёртом квартале 2022 года.
Впрочем паниковать ещё не следует. Но и готовиться к пессимистическому сценарию с бюджетами в Тюменской области и округах стоит готовиться заранее.
Я говорю это к тому, какие риски ожидают Тюменскую область и что может всё-таки помешать спокойному течению перевыборной компании господина Моора.
Главная опасность - во внешних вызовах. Ибо избираться в условиях финансового благополучия и избираться в условиях принятия непопулярных решений- это, как говорится, «две большие разницы». Пока же Моор находится в комфортной финансовой зоне, но долго ли это комфортное состояние продлится?