Уважаемые СМИ вновь пишут о «клане Собянина» (о том, что управленцы из Тюмени получают высокие посты в органах власти, и как с этим связано влияние выходца из Югры и мэра Москвы Сергея Собянина – прим. ред.), а я вновь выступлю против такой постановки вопроса. То есть, само собой, общность связанных с мэром Москвы чиновников, силовиков и предпринимателей существует. Но локализуется все же в Москве, за пределы которой и не выходит. И уже очень давно. А все истории, про «длинные руки» московского мэра это исключительно от зашоренности мышления московских коллег политологов и журналистов, которые не ориентируются в местной специфике от слова совсем.
В качестве примера я приведу биографию недавно назначенного врио Югры Руслана Кухарука. В бытность Сергея Собянина губернатором Тюменской области он работал специалистом-юристом, завсектора, то есть на начальных должностях в администрации Тюменского района. Иными словами не имел доступа к главе области, по статусу (его не все директора департаментов регионального правительства имели, к слову). Дальше их пути не пересекались, ибо откуда.
Или вот, например, если говорить о людях, которые работали с Сергеем Собяниным даже в Москве, то всех ли из них можно считать близкими к мэрии после перехода на другую работу? В частности, можно и считать «человеком Собянина» бывшего московского вице-мэра, а теперь вице-премьера по стройке Марата Хуснуллина? Или он, скорее, представитель татарстанского лобби? Точно не первое.
Безусловно, Сергей Собянин – мастодонт российской политики, который сохраняет и будет сохранять серьезное влияние на нее. Более того, он один из несущих элементов системы российской власти и один из немногих оставшихся в орбите власти ее конструкторов. И в связи с его масштабом крайне маловероятно, что происходящее в регионах ему хоть как-то интересно. Расстановка сил в администрации президента, в правительстве, это да, в конце концов, именно там принимаются все принципиальные для страны решения. Даже Госдума и Совет Федерации, не говоря о регионах, уже на периферии интересов фигур такого масштаба, как Сергей Собянин.
Да и в чем логика, например, лоббировать назначение губернатора Курганской области, когда в одном не самом большом московском муниципальном округе Тропарево-Никулино живет более 120 тыс человек. Это пятая часть Курганской области по населению и, наверное, равноценна по экономике. А таких муниципальных округов в Москве 125, на всякий случай.
А вот гораздо более серьезным в УрФО я считаю влияние полпреда президента Владимира Якушева, который, я много раз говорил, давно стал самостоятельной фигурой федерального уровня. И назначение генсекретарем ЕР, лишний раз доказывает этот тезис.
Так что политологам и журналистам давно пора отредактировать свои методички 20-летней давности.
Что-то не то со стройкомплексом в Югре, что-то не то с инвестициями в Югру, коль из ежегодных консолидированных 1 триллионах бюджетных средств трудно выделить и построить новый Жд вокзал в Сургуте вместе с автовокзалом и несколькими ТПУ. Как трудно приобрести 200 новых автобусов большого и среднего класса крупнейший город России, как трудно построить вынем десяток новых школ и наконец как трудно отреставрировать единственный Дом Пионеров, как единственный объект культурного наследия 500-тысячного города.
А если взять в целом, то реформа общественного транспорта в Югре, то она проходит не прозрачно и со скандалами. В любом городе Югры к работе городского транспорта у жителей есть вопросы. Сургут избежал уголовщины, но без скандалов с частными перевозчиками не обошлось. По деньгам Югра регион сравним с Москвой. Там реформа транспорта прошла изящно и знаком качества. Сегодня столица по транспорту лучшая в мире. Напомню, что бюджет Тюменской области -25% бюджета Москвы. Где деньги, Зин? Где деньги для обновления автобусного парка Югры, без скандалов и уголовных дел? Может же Тюмень приобретать ежегодно по сотне новых автобусов в рамках закона. А почему в Югре, чтобы приобрести 200 новых автобусов для Нижневартовска необходимо закупать их по завышенной цене и производить передел рынка перевозок во втором по величине городе Югры? Можно было бы проводить реформу красиво, как это делается Собяниным, который в рамках бюджета провёл интеграционных реформу транспорта в единый транспортный комплекс столицы. Провёл реформу парковок, ввел платные и ликвидировал хронические московские лужковских автомобильные пробки. Ну да у него есть Максим Ликсутов, руководитель транспортного комплекса столицы. То есть как всегда все упирается в кадры. Кадры решают все. А с «министрами» в Правительстве Югры «имени Натальи Комаровой» на протяжении ее правления происходила кадровая чехарда. Люди приходили и уходили. Зачем приходили? И почему уходили? Этого мало знает. Поэтому Сергея Собянина вряд интересует нынешняя Югра и ее руководители. Скорее сегодня больше Югрой интересуется Александра Ивановича Бастрыкина. Но это уже совершенно другая история.