Борьба с алкоголизмом во всем мире осуществлялась, как правило, радикальными способами. К примеру, в XX веке введением «сухого закона» занимались и последний император Николай Романов, и президенты США в 30-е годы, и лидер КПСС Егор Лигачев в 80-е. Результаты этих кампаний известны. Они ничего не изменили. Возникал нелегальный и часто криминальный рынок торговли спиртными напитками. А в России еще и нелегальное производство самогона и подделки.
В наше время все-таки пришли к пониманию, что законодательно запрещать пить бесполезно. Но одновременно произошел и перекос в сторону абсолютной доступности алкогольных напитков. Выбор качественных и некачественных спиртных напитков просто зашкаливает. Как бороться с алкоголизмом в таких условиях, на примере Югры и Сургута?
Пьют здесь, как везде, потому что нет альтернативы. Нет альтернативы, как отвлечься от тревожности, депрессии и плохого настроения. Кому-то, наоборот, требуется расслабление. Можно, конечно, бросить все и поехать на отдых в Таиланд, на Мальдивы, в Турцию. Но выгонят с работы. Признаться, в городе в период между отпусками, кроме «пивасика», и заняться особо нечем. Некуда податься.
Но уже промелькнул, благодаря Андрею Филатову, «свет в конце тоннеля», когда прошел первый хоккейный матч КХЛ между командами ХК «Югра» и ХК «Норильск». Две тысячи человек пришли на матч трезвыми. А если бы арена была на 5 тысяч зрителей, то пришли бы 5 тысяч трезвых сургутян. А если бы построили крытый футбольный стадион на 3 или лучше 5 тысяч мест, как в Норильске, то 5 тысяч сургутян находились бы в трезвом состоянии.
Идем дальше. Когда-нибудь придет в наш город и большой футбол с закрытой от непогоды футбольной ареной на 30-40 тысяч зрителей. И тридцать-сорок тысяч сургутян будут трезвыми. И так далее. Надо дать альтернативу времяпровождению с бутылкой в городе за счет спортивных и зрелищных мероприятий. Это один из методов борьбы с алкоголизмом. А если вовлечь еще самих жителей в занятие спортом?
То же самое и с культурно-досуговыми зрелищными мероприятиями в городе. Постройте в городе планетарий, и тысячи трезвых сургутян с детьми пойдут в этот досуговый центр. Откройте в городе еще один драматический театр, еще один театр юного зрителя, еще один стационарный цирк. Тот же Дом пионеров отреставрируйте. «Петрушке» дайте здание. Постройте дворец молодежи, и люди пойдут трезвыми с детьми в эти зрелищные и досуговые центры. Можно замахнуться и на ипподром. Кроме того, нужна реконструкция библиотек, чтобы возродить среди детей и взрослых чтение книг. Нужно построить образцовую современную библиотеку, аналог библиотеки в Выборге, что построили некогда финны.
Надо не на словах, а на деле развивать туристические поездки выходного дня в Тобольск, в Тюмень, в Екатеринбург. А летом речные круизы «выходного дня» по Оби и Иртышу, чтобы люди не сидели, затарившись пивом и спиртным, в своих гетто-муравейниках и не «квасили» все выходные перед телевизором.
Идем дальше. А как с теми, у кого алкоголизм стал хронической болезнью? Их надо принудительно лечить. Выписывать направление в лечебно-трудовой профилакторий и там лечить, включая трудотерапию. Алкоголиков из ЛТП нужно обязательно лечить трудом, к примеру, уборкой снега на улицах городов Югры, вместо мигрантов. Но где же эти ЛТП? Их нет. Их ликвидировали. Свобода личности и права алкоголиков не позволяют ныне бороться с алкоголизмом с помощью ЛТП. Так на месте ЛТП, к примеру в Москве, построили СИЗО №4 «Медведь», где содержался некогда до суда иностранный агент и преступник Алексей Навальный (он также внесен в список террористов и экстремистов по версии Росфинмониторинга). А в Югре на пустом месте власти собираются построить, вместо «Профилактория для лечения алкоголизма», «профилакторий» для перевоспитания 1800 заключенных в колонии общего и строгого режима. Не исключено, что в этот «профилакторий» попадет и террористка Дарья Трепова, осужденная на 27 лет колонии строгого режима за теракт в СПб.
Тут недавно в соцсетях бушевали «зоозащитники» из-за беглого кота Твикса. В то же время сотрудники ГИБДД Свердловской области 6 часов не оказывали помощь беспомощному человеку, водителю фуры, которого поразил инсульт, и его гаишники все 6 часов считали пьяным «в стельку», и 6 часов не вызвали скорую». Вот вам образчик, как относятся к пьяным в нашем обществе, вплоть до бесчеловечного и скотского отношения органов правопорядка, которые по смыслу должны спасать жизни людей.
Идем дальше. В нашей стране 10 млн самозанятых, многие сидят без работы или частично заняты. У них много свободного времени. Отчего ж не «заквасить»? В рабочий день летом выйдешь из дома, а на детских площадках сидят молодые и здоровые парни и девушки за бутылками пива. Поэтому борьбу с алкоголизмом надо вести не запретами и ограничениями, а созданием альтернативы занятию алкоголем. И прежде всего занять до всех упора всех работой на производстве. Тогда и пить просто не будет времени.
Что касается мифа о том, что мужики, по определению живут недолго, то все строго индивидуально. Недавно в городе отметили 100-летие со дня рождения Ивана Григорьевича Тимченко, ветерана и участника Великой Отечественной войны, ветерана ПАО «СНГ», который с 1964 года работал в Сургуте в нефтяной промышленности звеньевым в вышкомонтажный бригаде своего брата известного в округе Героя Социалистического Труда Александра Григорьевича Тимченко.
Вот вам ответ на то, что нужно дать чиновникам, чтобы повысить долголетие мужчин.
Понятно почему. Одна из них. Только в Сургуте 200 тыс личных автомобилей и это обстоятельство заставляет мужчин и женщин отказаться от алкоголя. Стоило Главе Березовского района господину Артееву проехаться по селу «под градусом», как на него «настучал» депутат господин Партии и Березово осталось под Новый год без тепла. Вот сегодняшняя цена употребления алкоголя.
Да и простые обыватели не рискуют пить за рулем и остаться тем самым без прав.
Что касается советских времён, то тогда существовал культ пьянства. Причём на официальном уровне. Пили рабочие. Пила партийно-советская номенклатура. Пили по любому поводу. Официальные праздники и семейные торжества. Пили в забегаловках, «за углом» и во дворе, где «детские грибочки». Особенно это начало процветать в период правления Леонида Брежнева в так называемые «годы застоя». На самом деле «застоя» не было. Были «застольные беззаботные» годы. Но как бы не пили в то время, но работали все и приходили на работу «как огурчики». Есть даже такая байка про Министра угольной промышленности СССР Засядько. Когда-то обсуждали на Политбюро вопрос по кандидатуре Засядько на пост наркома угольной промышленности СССР. Кто-то из членов Политбюро высказался против, мол Засядько пьёт. Сталин решил проверить этот факт, вызвал к себе Засядько, налил ему стакан водки и сказал: «Пей!». Он выпил. Налил второй. Тоже выпил, а от третьего стакана отказался: «Засядько меру знает». И Сталин назначил его наркомом угодной промышленности СССР. А если серьезно Засядько долгие годы занимал пост Министра угольной промышленности СССР и при нем добыча угля достигла 1 млн тонн в сутки. При нем сократилось количество аварий на шахтах. Хотя статистика неумолимо отсчитывала цену: 1 млн тонн угля - одна человеческая жизнь. Как тут не запить, если каждый спуск под землю как последний. Но Засядько заботился о быте шахтеров и прежде всего о их здоровье. Достаточно сказать, что с Сочи сегодня есть санаторий имени Засядько. Но конечно Засядько, по сравнению с Борисом Ельциным, был «трезвенником и язвенником». Ибо Засядько «меру знал», а Ельцин просто запивался. Утро начиналось у него с рюмки коньяка и заканчивалось стаканом водки. Его пьяное поведение в Германии в 1994 году по случаю вывода советских войск из бывшей ГДР образчик того, как Президент не «знал меры» даже на международных встречах. Сегодня это кажется дико. Хотя экс- Президент США Буш- младший тоже слыл алкоголиком.
Есть ли сегодня проблема алкоголизма? Есть. Но ее масштабы по сравнению прошлыми тоталитарными временами стали не так актуальны по сравнению с нынешней наркоманией. Ведь что произошло. Наркотики пришли на смену алкоголь. Это ужасно. Ведь употребление алкоголя в «меру»- это не трагедия. А употребление наркотиков- «безмерная трагедия» с первой ее дозы. Это приговор. Поэтому выбирая из двух зол: наркотики или алкоголь, лучше (не призывая к пьянству) остановится на алкоголе.