![Пересаживаемся?](images/news/main/126573-o-vvedenii-novih-marshrutov-i-besplatnih-peresadok-v-tyumeni.jpg)
С начала 2024 года в Тюмени вступила в силу транспортная реформа, схожая с сургутской – были изменены маршруты, а также введены бесплатные пересадки. О плюсах, минусах и типичных ошибках этого решения рассуждает житель областной столицы Аркадий Каюгин.
С начала 2024 года в Тюмени почти незаметно произошла транспортная реформа: был введен автобусный тариф с одной бесплатной пересадкой, а часть маршрутов существенно сократилась. Не все пассажиры успели оценить нововведение, но в социальных сетях уже достаточно негативных комментариев.
Введение бесплатных пересадок и «выпрямление» маршрутов – это те темы, которые мы среди прочих обсуждали на встрече «Городских проектов» с департаментом дорожной инфраструктуры и транспорта 24 февраля 2021 года. И вот дело сдвинулось.
Но почему же появляются недовольные? Тут есть два ответа. Во-первых, это свойство человеческой психики. Вот у вас был прямой маршрут от дома до работы, и вдруг его сокращают так, что приходится ехать с пересадкой. Кто угодно будет недоволен. А во-вторых, при внедрении нововведений допущено немало ошибок. Разберемся и с первым, и со вторым.
Итак, сначала теория. Почему же маршрутная сеть с пересадками выгоднее даже тем, у кого был прямой маршрут? Разберем на примере из книги Джаретта Уолкера «Human Transit» в переводе екатеринбургского урбаниста Владимира Злоказова. Допустим, у вас три района и три точки притяжения. Чтобы соединить каждый район с каждой из трех точек притяжения, нужно девять маршрутов.
Допустим, количество автобусов в парке таково, что время между рейсами составит 30 мин, а среднее время ожидания, соответственно, 15 минут.
Теперь рассмотрим другой вариант – с пересадками.
Вместо девяти маршрутов организуем три, которые будут пересекаться в одной точке. Если общее количество автобусов в парке не изменится, то время ожидания сократится с 30 до 10 мин. Пусть для ровного счета время движения прямого маршрута 20 мин, а время до пересадки – 10 мин. Подключаем математику и получаем:
Итого с пересадкой получается быстрее. Чем больше «конечных» остановок, тем больше получается выигрыш во времени при организации маршрутной сети с пересадками.
Что же нужно, чтобы пересадки действительно заработали? Для начала, нужны те самые пересадочные хабы, или остановки, в которых будет пересекаться большинство маршрутов.
Рассмотрим пример. Вот маршрут №61, появившийся недавно. Заявленный интервал движения в час пик 40-45 мин.
Казалось бы, классический подвозящий маршрут. Но куда он подвозит? Всего из аэропорта Рощино в город ходит 5 маршрутов с интервалом движения в час пик 20-30 мин. Можно ли эту остановку считать пересадочным хабом? Очевидно, нельзя. Другое дело – остановка «Дом обороны». Здесь пересекаются 15 маршрутов с интервалом движения от 4 мин. Это уже похоже на пересадочный хаб. Для того, чтобы маршрут №61 заработал, нужно хотя бы два автобуса и продление маршрута до остановки «Дом обороны».
Вторая проблема, которая так и не была решена при введении пересадочных маршрутов – это создание каркасных или магистральных маршрутов, соединяющих основные пересадочные хабы и районы города. Это должны быть прямые и быстрые маршруты. Идеально для этих целей подходит трамвай или хотя бы метробус. Но для начала сгодятся и обычные вместительные автобусы. Главное, чтобы сами каркасные маршруты были максимально прямые, быстрые и с минимальным временем ожидания. Из всех существующих маршрутов на каркасный наиболее похож маршрут №25. Маршруты №10 и №35, которые изначально задумывались как экспресс-маршруты, не попадают под определение каркасных из-за слишком большого интервала движения.
Для того, чтобы полноценно разделить маршруты на подвозящие и каркасные, нужно пересмотреть и подход к тарификации пересадок. Сейчас бесплатной является только одна пересадка. В полноценной пересадочной схеме бесплатными являются все пересадки в течение определенного времени, чтобы можно было по одному билету проехать на районном, каркасном и снова районном маршруте из любой точки города в любую другую. Надо ли говорить, что такая возможность должна быть и у школьников со студентами.
Резюмируем. Введение бесплатных пересадок и попытка разделить маршруты на подвозящие и магистральные – дело, несомненно, хорошее. Но чтобы все заработало и все поехали, нужно еще ой как постараться!
Ни в Тюмени, ни тем более в Сургуте скоростных «каркасных» маршрутов нет ОТ СЛОВА СОВСЕМ.
В Сургуте где нет выделенных полос для общественного транспорта создание «каркасных» скоростных маршрутов физически невозможно.
В Тюмени где понастроили много развязок и есть немного км выделенной полосы ОТ что-то можно придумать. Но все равно получается порнография.
Но друзья! Хочется вам, как в Москве, создать пересадочные хабы то будьте любезны начать строить метро, хотя бы наземное со скоростными трамваями, как в Волгограде, где из 53 км это метро со скоростными трамваями, где только пять станций проходит под землей. Жители Волгограда довольны.
Сургут чём-то похож на Волгоград, который растянулся вдоль Волги на 60 км. Сургут растянулся вдоль Оби на 15 км, однако от Гидростроителя до Белого Яра и Солнечного обыватели тупо пилят на автобусах, теперь уже с двумя пересадками. А ещё замахнулись на Агломерацию.
Поэтому Тюменский опыт введения пересадок большая транспортная ошибка Кухарчука. «Умные учатся на чужих ошибках, а дураки на своих».
Ну «прямь невтерпёж замуж уж».
Я хорошо знаю общественный транспорт города Тюмени. И надо сказать что ещё будучи студентом по студенческому пришлось поездить в транспорте. И период работы в Тюмени пришлось активно пользоваться им. Что такое Тюмень сегодня и что была вчера и позавчера- это две большие разницы. Но и вчера и сегодня существующие маршруты без пересадок внутри города работали бесперебойно. В 2009 году отменили троллейбусы, проработавшие в городе с 1970 года, но к сожалению не подоспели электробусы. Чтобы взамен троллейбусов пустить электробусы, как бесконтактный троллейбус. Прикупили тогда тупо автобусов на замену. Есть в Тюмени и сейчас пересадки для дачных и пригородных маршрутов. Сложившиеся хабы для них - это автовокзал и Центральная научная библиотека. А внутри города сложившихся хабов я не вижу. Даже под микроскопом. Можно их нарисовать на бумаге при проведении реформы, но я уверен, что это лишь вызовет недовольство жителей Тюмени.
Может быть Губернатор Тюменской области Александр Моор был не курсе этой реформы городских властей. Но возникновением жалоб граждан города вплоть до Администрации Президента РФ ему точно перед выборами не нужно.
Но работе общественного транспорта от такого масштабного строительства транспортной инфраструктуры Тюмени стало не легче. Выделенные полосы внедряются фрагментарно. К примеру после реконструкции будет сплошная выделенная полоса для ОТ по ул.Ленина до ул. Мориса Тореза. В 2024 году появятся участки с выделенными полосам для ОТ в других районах города. Но это не решает проблему в принципе и автобусы в часы пик по прежнему стоят в пробках. Поэтому чиновники от транспорта и провели реформу ОТ. С 1 января стал действовать пересадочный тариф продолжительностью 1 час, и поступили в продаже специальные транспортные карты для поездок с пересадками. Жалобы на изменения в маршрутах движения городского транспорта посыпались, как из «рога изобилия», хотя нужно отдать должное чиновникам от транспорта Тюмени, что они не перетряхнули все автобусные маршруты, как в Сургуте, а изменили только мАлую часть городских маршрутов. Понятно, что у них хватило ума не менять все маршруты одновременно, как Сургуте, ибо народ иначе разнес бы после 1 января «цирк против цирка» на Первомайской, 20 по «кирпичику», да и «желтому дому» тоже бы не поздоровилось. Понятно, что осторожность введения новшеств в городе, где общественным транспортом пользуются 2/3 населения города вызвано чувством самосохранения чиновников, Можно понять и чиновников потому, что стоимость приобретения транспортных средств для ОТ возросла в 2-3 раза. Та же ГАЗель, которая стоила 1,5 млн рублей, сейчас стоит до 5 млн рублей. Стоимость автобусов средней вместимости возросли до 18 млн рублей, большой вместимости до 30 млн рублей, а «гармонь»-до 50 млн рублей.
В таких условиях введение пересадочных маршрутов в Тюмени- это полумера, которая не решает проблему общественного транспорта растущей как на дрожжах Тюмени, в принципе.
Ведь по сути ОТ транспорт в Тюмени остался концептуально на уровне 20 века. Тюмень может стать к 2030 году миллионным городом. По советским стандартам в городе можно проектировать и строить метро. Но это вряд ли произойдёт в Тюмени. Это изначально нерентабельный проект. А вот наземное метро в виде скоростных трамваев- это реально для Тюмени и странно, что чиновники в упор не видят этот вид транспорта в будущей Тюмени.
Если этим сегодня не заняться чиновникам вплотную, то с такими темпами роста новых микрорайонов и численности населения города, они будет вынужден вводить пересадочный тариф уже на 90 минут, аналогичный Москве, но вряд ли жители согласятся терпеть такой беспредел в мороз минус 30 градусов.
Однако будем посмотреть, что дальше будут дальше творит транспортные чиновники с введённой ими реформой.
Развивать ее дальше или корректировать ее по аналогии с Сургутом.
Однако и им пора бы обзавестись в таком случае как и в Сургуте чат-ботом или создать комиссию по корректировке транспортной реформы.
Однако жителя Тюмени вряд ли все эти реформы удовлетворяют. Ибо никак не улучшают их передвижение по городу, а наоборот процесс их передвижения идёт от лучшего варианта к худшему варианту передвижения с помощью городского общественного транспорта Тюмени.
- 2 автобусных маршрута убрали полностью,
- 14 автобусных маршрута скорректировали (где-то убрали, где-то добавили остановки),
- ввели пересадочный тариф, рассчитанный на 60 мин.
Проблемные маршруты:
80-й автобусный маршрут самый протяженный.
Из-за частого стояния в пробках автобусы выходили из графика и его решили урезать до ДК «Строитель», а там пересадка.
39- й автобусный маршрут. На маршруте сократили ряд остановок, убрали петлю на Первомайской, время в пути сократилось на 10 минут, высвободилось 2 автобуса.
Причина жалоб тюменцев на работу ОТ: плохая информированность о нововведениях.
Тем не менее Прокуратура занялась проверкой жалоб на работу общественного транспорта.
Как видим реформа городского ОТ в Тюмени и в Сургуте это две большие разницы.