Сургут мне все больше напоминает «вахтовый поселок». В котором, вроде, есть все, что нужно для жизни и работы, но на короткое время.
А поселок наш немаленький: 450 тысяч жителей, еще 58 тысяч мигрантов, плюс тысяч 50-60 вахтовиков и внутренняя миграция. Ну, и другие поселки вокруг. Вместе с иммигрантами еще тысяч 150. И сколько должно быть в городе по нормативу школ, больниц, культурных и спортивных сооружений?
Начнем с простого. Вроде хорошие медицинские учреждения: кардиология, травма... Лечат хорошо. А вот когда просто заболел и надо попасть к врачу – проблема. То записи нет, все забито, то специалист узкий всего один, и тот в отпуске. К тому же кардиологу в поликлинике не попасть! Ну, ногу сломал или руку – тебя починят. А вот предупредить инфаркт или другие болезни – сложнее. Да и поликлиник не хватает на уже почти 700-тысячный поселок. А в них – врачей.
Детей дошкольного возраста оставить есть где, детсадов хватает, а вот в школу пристроить – тяжко. Школы переполнены. Вместо заявленных 15 школ, что должны были возвести с 2018 года по 2025 год… Сами видите, сколько построили.
Закончила школу челядь, куда ей пойти учится? Вышку получить можно, а вот с рабочими специальностями – тут выбора и нет. Еще бы, век ИИ и компьютерных технологий, куда тут до сантехников, сварщиков и других работяг. Видимо, люди сами будут проектировать и печатать на 3D принтере все, что надо, включая еду, одежду.
А что в поселке с культурой? Она-то есть, цельный театр есть, и даже два! Правда, один «бездомный». Каждый раз находят ему «жилище», все не то. Музей есть, галерея, худо-бедно есть, где собраться молодежи творческой. Но разнообразия и нет.
Да и зачем оно? Тут мало кто остается аборигенного населения. Все больше пришлых. Аборигены окончили школу – и поехали по стране учиться. Возвращаться желание есть далеко не у всех. Сперва дети уезжают, следом родители. Город же заселяют иммигранты и новоиспеченные россияне. Они же приносят свои культуру и обычаи. Им не особо подходят те, которые сейчас есть в поселке. Зачем? Они свое привнесут. Да так что первоклашки местные начинают говорить на непонятном диалекте, основанном на смеси разных языков и русского, все больше превращая поселок в кланово-племенное общество первобытного типа. Скоро совсем перестанут говорить на государственном языке.
Заметили, как жители изменились? Отношение к городу, дому, в котором живем? Раньше строили горки для детей из снега на радость всем. Заливали катки. Сейчас все централизовано и то с опаской. Мало ли что?! Да и мест под катки практически не осталось. Все, что есть – засеяны «свайными полями». Горки строить можно, но найдется тот, кто донос напишет за невывоз снега со двора.
Привычка думать, вообще говоря, вещь преотвратная, но избавиться от нее никак не удается. Про будущее мысли приходят редко. Чего про него думать? Оно-то придет, только ты его не увидишь. Когда построят все, что обещали за последние лет 6-7? Еще и перенесут на более позднее время. Дети может, еще не все не увидят, на внуков перекинется.
Поэтому и пристегнули к древнему тогда 373- летнему райцентру Сургут вахтовый базовый город Сургут.
Конечно такой тандем вначале был очень даже симпатичен.
Контраст древнего города и строящего нового города был поразителен.
Столичные журналисты визжали от восторга.
Но в дальнейшем контраст этот стал потихоньку стираться и к середине 80-х город сошёл на нет и Сургут предстал большим вахтовым типичным городом.
Визг столичный прессы поутих.
А чего там визжать и смотреть?
В каждом советском городе такого добра хватает.
А тем временем к городу пристегнули вахтовые микрорайоны энергетиков, газовиков и железнодорожников.
А с 2000- х как грибы стали расти вахтовые микрорайоны для новых иммигрантов -мигрантов.
И «как вишенка на торт» с большой помпой сейчас ведутся подготовительные работы под строительство вахтового посёлка «ученых с мировым именем» под названием НТЦ.
Весь этот процесс градостроительства напоминает прицепку к «нефтяному локомотиву», машинистом которого является Владимир Леонидович Богданом, все новых и новых вагонов с энергетиками, с газовиками, с железнодорожниками и будущими вагонами с учеными.
Все эти обитатели прицепных вагонов, понимая свою «зависимость от начальника поезда», ведут себя более чем скромно, не высовываются, строя свои вахтовые микрорайоны: энергетиков, газовиков, железнодорожников и другие вахтовые жилища, зависимых от нефти «людишек».
Так энергетики построили свои вахтовые 8, 9-10 микрорайоны.
И хорош.
Газовики построили свой вахтовый Центральный микрорайон.
И хорош.
Стоило газовому генералу Юрию Важенину замахнуться на бОльшее, как он стал быстро сенатором от Югры, оставив после себя недостроенную «свечку».
Железнодорожники построив тупик до Самотлор и Уренгоя впали в ступор.
Оставив после себя вахтовые: п.Юность и микрорайон ПИКС-ЖД.
Даже свой ДК «Магистраль»они передали городу.
Ибо в вахтовому микрорайону Жд не по чину иметь свой ДК.
А город на базе ДК тем временем «сварганил» вахтовый городской театр.
А для детей вахтовиков города придумали «бродячий детский театр» «Петрушка».
А чтобы придать городу ещё больше образ «вахтовитости» снесли контрастирующий с новым городом старый исторический и древний город Сургут.
Построив на его месте вахтовые пятиэтажки первых массовых серий.
Оказывается вахтовую городу не положено было иметь и исторический архитектурный памятник советского модернизма- Сургутский железнодорожный вокзал и его тоже снесли к «чертям собачьим».
А на его месте вознамерились возвести промышленного типа вахтовый железнодорожный вокзал.
Может ли в вахтовом городе сохранен исторический Дом Пионеров?
Ни в коем случае.
Потому что в вахтовом городе не было Пионеров.
Пытался в своё время прицепится к «нефтяному поезду» состав будущего сургутского Нефтегазохимического комбината, с планами превращения города в иное качество, нежели чем большой вахтовый город.
Не получилось.
Поэтому все прицепившиеся к «нефтяному локомотиву» пассажиры вагонов крайне зависимы от его хода и от его скорости, который задаёт «машинист и начальник нефтяного поезда» Владимир Богданов.
Стоит ему нажать на тормоза и остановиться, как все пассажиры- попутчики всех прицепных вагонов рано или поздно разбегутся.
Чтобы этого не случилось и выделяет нынче Дума Югры из своего бюджета 28 млр рублей для поддержания хода «нефтяного локомотива» на 2024 и последующие годы.
Главное - чтобы ехать всем прицепным вагонам.
А город пусть будет таким каким был вахтовый: с ДК построенным из деталей склада стройматериалов, с развалившимся кинотеатром «Аврора», без детских и молодежных центров для детей вахтовиков.
Без крытого футбольного стадиона с полноразмерным футбольном полем круглогодичного действия.
Без развитого городского общественного транспорта.
Для вахтового города достаточно и вахтового городского СПОПАТ, который способен перевозить лишь 20% жителей- вахтовиков.
Стоило некогда городу замахнутся на городской троллейбус, как Депутаты- вахтовики дружно выступили против.
Не может быть в вахтовом городе троллейбуса или другого электротранспорта.
Дорожная инфраструктура вахтового города должна всегда зависеть от метеоусловий.
Если осенью в 1965 году нефтяники ползком добирались до работы или с работы из-за проливных дождей и болот, то вчера жители вахтового города ползком добирались до дома с работы из-за пролившегося «ледяного дождя».
А 250 человек вообще не доползли до дома, очутившись в Сургутском травматологическом центре.
От старого и древнего города Сургута досталась новому вахтовому городу районная газета «К победе коммунизма».
Новый город не стал менять ее название, по примеру соседей, как «Нефтеюганский рабочий», «Ленинская вахта» и так далее.
Название соответствовало духу времени и поставленным целям.
И газета набрала более 60 тысяч подписчиков, которые видели свой город иным нежели просто большой вахтовый город.
Прошло время.
Нет той газеты с таким названием.
Не состоялся город- мечты читателей той газеты.
Есть новая газета «Новый город».
Но нового города так и нет.
Есть просто разросшийся большой вахтовый город.
И, если бы история имела сослагательное наклонение, то городскую газету с зовущим названием «К победе коммунизма» надо было бы сразу переименовать в городскую газету:
«Северная вахта».
Или после неизбежных поправок в идеологическом отделе горкома партии она получила название:
«Северная ленинская вахта».
И все. И не морочить людям голову.
Это было бы более честно по отношению тому поколению людей, которые работали во имя города мечты- мечты о новом городе юности на берегах Оби.
Но увы, мечты их не сбылись.
Такое бывает.
А «Боливар двух не выдержит». Мост через Обь реальный пусковой объект и округ должен его за свои деньги достроить до ввода в эксплуатацию. И округ должен дать денег Сургуту для достройки «свечки», потому что это тоже реально пусковой объект 2024 года.
А так происходит распыление больших бюджетных средств, но реального ввода ни одного объекта по Сургуту из 181 по Югре на горизонте не просматривается. Ни Жд вокзал, ни обещанные школы, ни детский театр, ни реконструкция ГКЦ на горизонте не просматриваются. Много у нас ещё всяких органов в строительстве и все что-то делают, а результата нет. Вот Жилстройнадзор тормозит ввод жилья по Югре. По ноябрь введено 741 тыс м2, а где же обещанный 1 млн м2 в 2023 году? Девелоперы распыляют средства, делают заделы на новых городских локациях, а сдача готовых домом переносится на 2024 год. Впрочем обещаний дано столько, что обыватели уже устали слушать такие обещания. Артём более новые планы.
Но друзья! Сегодня же 31 декабря 2023 года.
По смыслу это последний день года. А где радостных рапорты чиновников о вводе объектов бюджетного инвестирования в Югре? Что-то кажется не слышно. Да слышали мы звон разбитых бутылок шампанского в «первые сваи» новых объектов.
Время пришло пить шампанское после перерезаний «красных ленточек» на вводе новых объектах. Или я пардон ошибаюсь! Время ещё не пришло?
И тем не менее, всех с Новым годом!
Пусть сбудутся все ваши мечты!