16+
Больше новостей
Больше опросов

​Российские авиакомпании: есть ли свет в конце туннеля?

Перспективы авиаотрасли в России туманны

​Российские авиакомпании: есть ли свет в конце туннеля?
Фото из социальных сетей автора

Президент России Владимир Путин, вернувшись из Ирана, собрал экономическое «политбюро» и поручил готовить страну к долгой изоляции. На совещание были приглашены пять человек: глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина, министр финансов Антон Силуанов, помощник президента Максим Орешкин, глава ВТБ Андрей Костин и руководитель «Роснефти» Игорь Сечин.

Судя по высказываниям этих высокопоставленных чиновников на протяжении последних пяти месяцев, никто из них заранее не знал о масштабах предстоящей спецоперации в Украине. Иначе были бы сделаны запасы запчастей для добывающего оборудования, станков, самолетов и др.

В стране схлопываются целые отрасли. Больше всего пострадал автопром – сборка новых легковых автомобилей сократилась на 97 процентов, выпуск тепловозов и электровозов – на 60 процентов, а производство пассажирских самолетов фактически остановилось.

Впрочем, из последних кадровых назначений можно сделать вывод, что руководство страны верит в успех импортозамещения в условиях глубокой изоляции (о чем свидетельствуют недавнее повышение Дениса Мантурова, тяготеющего к плановой экономике, до звания вице-премьера).

Хотя Росавиация с мая и приостановила публикацию статистики авиаперевозок, по косвенным показателям можно судить об ухудшении состояния в отрасли. Согласно данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), российские авиакомпании по итогам I квартала получили рекордный за восемь лет убыток от операционной деятельности в 61,1 млрд рублей. И с каждым днем ситуация продолжает ухудшаться.

Важно: именно в летний период российские авиакомпании зарабатывают деньги в связи с сезоном отпусков, но в этом году они лишены такой возможности. Из-за закрытого авиасообщения в Европу, например, «Уральские авиалинии» терпят большие убытки и начинают сокращать персонал. Но закрыта не только Европа. Из-за угрозы ареста самолетов российских авиакомпаний до сих пор не восстановлено авиасообщение по таким популярным направлениям, как Таиланд, Индия, Мексика.

Но и это еще не все. Выпадающий пассажиропоток российских авиаперевозчиков из-за 11 закрытых аэропортов на юге страны составит 19,1 млн человек в 2022 году. Такая оценка содержится в презентации Минтранса. Ограничение с 24 февраля многократно продлевалось, сейчас – до 30 июля. В связи с этим, например, S7 Airlines не планирует продавать авиабилеты в эти аэропорты до марта 2023 года.

Если сейчас все так плохо, то что будет зимой?

На прошлой неделе произошли в одно и то же время, как мне кажется, два взаимосвязанных события. Сначала ЕС ослабил санкции для российских авиакомпаний в части поставки продукции, отсутствие которой может влиять на безопасность полетов. Детали Еврокомиссия разъяснит на этой неделе.

Росавиация в ответ разрешила полеты самолетов Boeing 737 MAX над своей территорией. Но речь пока не идет о повторной сертификации самолетов данного типа в России. Здесь выгодоприобретателями являются турецкие и арабские авиакомпании, которые теперь могут летать в Россию на более экономичных самолетах. Радует, что диалог на уровне авиационных властей продолжается, и стороны могут договариваться по важным вопросам.

Представим будущее наших авиакомпаний в условиях длительных санкций.

Во-первых, российским авиакомпаниям стоит ожидать длительные судебные процессы со страховыми компаниями, представляющими интересы лизингодателей. Возьмем, к примеру, крупнейшую частную авиакомпанию S7 Airlines. У нее в операционном лизинге находятся 17 самолетов Embraer 170, которые принадлежат ирландской AerCap. Эти самолеты производства 2004-2006 годов, и они не нужны лизинговой компании. Это страховой случай, и AerCap выгоднее получить финансовую компенсацию по факту хищения самолетов.

У S7 Airlines не только эти 17 самолетов, но и весь остальной флот состоит из самолетов западного производства и находится в операционном лизинге, поэтому ей придется выплатить все компенсации и неустойки по лизинговым контрактам и выкупить самолеты по оценочной стоимости на конец марта, когда вступили в действие санкции ЕС против российских авиакомпаний. А это может означать высокую вероятность банкротства российского авиаперевозчика. Сумма всех исков может составить до $1 млрд. Для сравнения, «Трансаэро» обанкротилась, когда ее долг составлял всего $160 млн. Вполне возможно, что будет реализован именно этот сценарий, а авиакомпания перезапустится под свидетельством эксплуатанта авиакомпании Globus и под другим названием.

Во-вторых, неизбежна разборка самолетов на запчасти для поддержания парка летающих самолетов. Но такое решение поддержит авиаперевозки в России не более 5 лет.

В-третьих, некоторые авиакомпании попытаются сменить владельца и зарегистрировать свой бизнес в другой стране, как, например, это пытается сейчас сделать Air Bridge Cargo путем создания совместного предприятия по грузовым перевозкам с Etihad Airways. Если удастся договориться с российским правительством и Бермудскими авиационными властями, то флот Boeing 747-8F Air Bridge Cargo перебазируется в Шарджу.

А вот «Аэрофлоту» можно не переживать за свое будущее: после недавнего размещения акций авиакомпания фактически превратилась в государственную с долей 74 процента.

Представим, что ситуация между Россией и Западом нормализовалась; это не означает, что сразу же возобновится авиасообщение. Если ЕС откроет свое небо для российских самолетов, то пройдет как минимум полгода, прежде чем первый самолет российской авиакомпании сможет приземлиться в аэропорту Европы. Что касается Лондона, то прямых полетов туда из России вообще не предвидится длительное время, потому что у «Аэрофлота» отобрали все его слоты и отдали другим авиаперевозчикам.

Почему? Всем российским авиакомпаниям и организациям по ТО и Р предстоит заново подтверждать свою компетенцию и повторно проходить сертификацию по нормам EASA и других авиационных властей; процесс этот может занять от трех месяцев до нескольких лет. А чтобы авиакомпанию удалили их «черного списка ЕС для небезопасных авиакомпаний», потребуется как минимум полгода.

Теперь обратимся к прогнозу, сделанному Boeing для России.

Американская авиастроительная корпорация заявила, что не будет продавать самолеты в Россию в ближайшие 20 лет. «Для нас это нецелевой рынок», – заявил вице-президент американской компании по коммерческому маркетингу Даррен Халст. До 2041 года Boeing планирует поставить заказчикам 41,2 тысячи самолетов, говорится в карте поставок. Годом ранее эта цифра была выше – 43,6 тысячи. Большую часть выпавших из прогноза самолетов (1500) компания собиралась передать в Россию.

Я бы не был столь категоричным на месте нынешних руководителей Boeing, ведь это частная компания, нацеленная на получение прибыли. И если политическая ситуация внутри России изменится, то Boeing снова обратит свой взор на Россию. В нынешних реалиях нельзя планировать на 20 лет вперед, это нам показал пример пандемии Covid-19, кардинально изменивший планы всех участников отрасли. К тому же, сейчас наметился четкий тренд на проектирование самолетов на электрической тяге, а в качестве основных видов топливо рассматриваются биотопливо (SAF) и водород. Такие самолеты вряд ли будут востребованы в России в следующем десятилетии, так как российское правительство делает ставку на традиционную энергетику.

Что же российский авиапром?

Надежд мало, пока одни обещания. И хороших новостей нет. А тут еще Китай на днях «попросил» Россию из совместного проекта широкофюзеляжного CR-929. Китайские СМИ сообщают, что проект находится под угрозой из-за усиливающихся разногласий между партнерами по поводу того, как они будут распределять прибыль, и возможного участия в проекте западных компаний. Россия недовольна тем, что Китай хочет пригласить западные компании принять участие в проекте стоимостью $ 50 млрд.

Одна из ключевых причин заключается в том, что Пекин надеется, что пассажирский самолет CR-929 будет соответствовать западным нормам летной годности. Широкофюзеляжный самолет предназначен для полетов в Европу и США, поэтому, по мнению китайской стороны, было бы лучше выбрать некоторые ключевые компоненты, разделив заказы с европейскими и американскими производителями. Например, Пекин хочет использовать американские двигатели и немецкое шасси, в то время как Россия настаивает на использовании систем и изделий собственной разработки, несмотря на плохие показатели надежности.

CR-929 – планируемый дальнемагистральный 280-местный самолет, разрабатываемый Шанхайской корпорацией коммерческих самолетов Китая и российской ОАК.

Пока, глядя на отечественную авиацию, на ум приходит только фраза великого комбинатора: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих».



26 июля в 12:35, просмотров: 1790, комментариев: 1


Комментарии:
Alkonowa1ow
Здесь сегодня лить «крокодиловы слезы» по возникшим проблемам авиаперевозок не уместно. «За что боролись, на то и напоролись». Не хотели собственный отечественный авиапром? А захотели за доллары купить все, в том числе Боинги и Эйрбасы? Так что получите и распишитесь. Хотели частный бизнес а авиаперевозках? Да? Да. Получите и не говорите, что потом не на чем летать, Все эти условия либералов и рыночников были государством выполнены. В результате государство пошло на ликвидацию государственных авиакомпаний и ликвидацию собственного авиапрома. Какие претензии теперь к государству? . Любой бизнес в своей природе тмеет риски, в том числе и форс- мажорные. Сегодня авиабизнес получил форс-мажор. Если частной компанией S7 управляла семейная чета и доуправлялась сегодня то того, что весь авиапарк оказался в операционном лизинге, то кто виноват? То есть купить S7 воздушные суда не могла по определению и только на лизинге бортов срубала бабло. Так же и «ТрансАэро» и другие частные авиаперевозчики. Даже наш Uteir заменили весь парк своих ТУ-154 и ТУ- 134 на Боинги и Эйрбасы поимел из-за этого в последние годы риски банкротства. Пришлось сократить персонал, зарплату, уйти с многих направлений и даже («о Боже!) стали экономить на бортпитании. Были ли другие варианты развития нашего воздушного транспорта? Да были. Но получили то что получили, Это была крупная ошибка, которая сегодня аукнулась. Короче, аксиома для любого государства заключается в том, что его суверенитет зависит от транспорта, связи и отраслей жизнеобеспечения. Все это проср…ли. В частности, наш авиационной транспорт. Что в условиях нашего огромного по территории государства это было неприемлемо. Не приемлемо было отдать на откуп частным (читай барыгам) авиаперевозки. Так вот эти барыги в частных авиакомпаниях не заморачивались покупать отечественных и иностранных воздушные суда в собственность. Они сделали ставку на лизинг и довёл все авиакомпании до цугундера. Поэтом авиабарыг надо гнать из авиационного бизнеса. Это главный урок сегодня. Что делать дальше? Конечно, все что связано с авиаперевозками переживёт сильнейший кризис. А возить наших пассажиров за рубеж будут иностранные компании. Внутренние авиарейсы обслужат Аэрофлот и другие компании, кто сможет выжить на внутренних перевозках. А все эти S7 и иже с ними пусть перепрофилируются свою деятельность в сбор и переработку бытового мусора. На большее они не способны. Хотя и в этом бизнесе уже тоже конкуренция. Что касается участия или неучастия России в производстве широкофюзеляжного китайского самолета CR-929, то не критично если мы выйдем из этого проекта. Не велика печалька. «Раз пошла такая пьянка, режь последний огурец!». Тут из МКС выходим после 2024 года и ничего! Вернее Госдеп США от этого уже рыдает. Займёмся своим широкофюзеляжным лайнером, который кстати у нас уже «на крыле», который ИЛ. Об автопроме вообще смешно говорить, мол упало производство автомобилей. Какое производство? Когда идёт отверточной сборочное производство на территории России различных мировых компаний. И не надо. Будут гонять как и раньше под заказ иномарки из-за рубежа в России. А все эти автосалоны видимо закроются. Вернее бизнес не продаже авто видимо настигнет крах. Но не критично. Бизнес по производству и продажам авто перетечет в другие сферы бизнеса. То есть по факту, когда отрасли экономика оказывается не способны в условиях рынка работать в форс- мажорных условиях, то они уходят, как ушла Советская плановая экономика и на их место приходят более жизнеспособные формы экономики. Какие? Время покажет. И причём уже сегодня.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт


Топ 10

  1. Стрельба произошла в Сургуте из-за ДТП на парковке 1240
  2. ​Сургутским стрелком на парковке оказался полицейский 671
  3. Сургутяне больше остальных в ХМАО заражаются ковидом 642
  4. Сургутяне отметили День физкультурника забегом и армрестлингом 526
  5. ​Гроза выключила свет в дачных кооперативах Сургута 463
  6. Почти 90 тысяч гектаров леса продолжают гореть в Югре 366
  7. В Ханты-Мансийске отец с сыновьями учинил конфликт с полицией, в ход пошел перцовый баллончик 365
  8. ​В реанимациях ковид-госпиталей ХМАО не осталось пациентов 350
  9. ​Во все времена ваша профессия была одной из самых уважаемых и почётных 341
  10. В Госдуме предложили наказывать огромными штрафами за шум от машин 320
  1. ​Первый ди-джей Сургута, фехтовальщик и чуткий начальник... 5658
  2. ​Нетореными тропами 1872
  3. ​Открытие сезона охоты в ХМАО откладывается из-за лесных пожаров 1690
  4. Суд вынес решение по упавшей на ребенка столешнице в ТРЦ Сургута 1494
  5. ​В 3 раза выросла заболеваемость ковидом в Сургуте за сутки 1484
  6. ​Если Сургут и Тюмень пойдут в правительство со своим кампусом и НТЦ, то у федералов возникнет вопрос – это два схожих проекта рядом? 1444
  7. Сургутяне отметят масштабный День физкультурника в эти выходные 1429
  8. ​В Югре снова утонул подросток. Трагедия произошла под Нижневартовском 1429
  9. Сургутянка погибла, выпав из окна квартиры 1407
  10. А что с процессорами? 1340
  1. ​Первый ди-джей Сургута, фехтовальщик и чуткий начальник... 5658
  2. В Сургуте ищут врача на зарплату 700 тысяч рублей 5022
  3. ​Наталья Горячая: «Малый бизнес – не электорат, телевизор не смотрит, больших денег не дает – с чего власти ему помогать?» 3401
  4. «Хабуровские» – значит Завьяловы 3385
  5. Как выбрать арбуз и не отравиться // ИНСТРУКЦИЯ 3367
  6. ​Отпуск не задался: россияне недовольны летним отдыхом 2990
  7. ​Сургутский район: поддержать бизнес. Елена Мельникова // ONLINE 2734
  8. В Сургуте собственники «вторички» продают квартиры с дисконтом до 10% 2685
  9. ​Проект «ДУМАть и решать». Благоустройство скверов и парков // Богдан Гужва 2652
  10. «Если в семье проблемы с подростком — нужно помогать не только ребенку, но и его родным» 2646