Сургутский речпорт – знаковая территория. Она хранит память как спецпереселенцев, так и уходящих на фронт жителей города, а также трудового подвига местных рыбаков во время Великой Отечественной войны. Это помимо самого факта, что Сургут базируется на одной из великих рек России и мира. Почему-то это практически никак не используется в нашем городе. А делать это стоит. Как именно – обсудили ведущие проекта «О чем говорят» Дмитрий Щеглов и Тарас Самборский.
Д.Щ.: Меня зовут Дмитрий Щеглов. Это «О чем говорят». Продолжаем наш выпуск на этой неделе. В первом эпизоде мы обсудили судьбу катка на Центральной площади Сургута. Какие там нарушения нашлись, насколько они существенны и что с ними делать. Теперь поговорим про Речпорт. Как я говорил дорогой наш общественник Сергей Глинских второй раз еще всплывет в нашей повестке дня. И действительно, он написал текст у нас на siapress.ru о том, какие есть планы перспективной застройки Речпорта. То есть там территория, там стоит 5 различных памятников, которые посвящены памяти разных исторических эпизодов. Они касаются и рыбаков, которые обеспечивали производство миллионов банок консервированной рыбы, которые отправлялись на фронт в 1941-1945 годах, там и про спецпереселенцев, которых выгрузили в той части нашего города, практическими голыми, зимой и как они были вынуждены каким-то образом выживать.
Т.С.: Ты знаешь, кстати, что памятник сургутянам, которые с этого места, с сургутского Речпорта уходили на фронт во Вторую мировую войну, сделала компания СИА-ПРЕСС?
Д.Щ.: Да, это я знаю.
Т.С.: Мы это делали в свое врем в сотрудничестве с городской администрацией, но это у нас тогда было художественное подразделение, которое делало это...
Д.Щ.: То есть эта территория касается нашей редакции напрямую. Так вот, о чем говорил Сергей в своем материале? О том, что предполагается застройка, в которой предполагается несколько коммерческих объектов, ТЦ, что-то еще, именно в том районе Речпорта. Единственное, что он там не нашел, я уж не знаю, действительно, ли это там должно отражаться или не должно, вот все эти памятники, которые располагаются на этой территории, они в этом плане застройки не фигурируют.
Я бы оттолкнулся от этого и, вообще, поговорил насчет того, как может выглядеть территория Речпорта, как ее обустроить, действительно, нужно ли там избегать коммерции совсем или не нужно, какую концепцию от этого всего пространства можно выстроить, потому что, действительно, территория интересная, важная, очень привлекательная с точки зрения того, что там можно делать и как там можно походить, погулять, посмотреть на ледоход, как лодочки плавают, вообще, как река течет. Много там интересных занятий. Как ты думаешь, что там можно сделать? Как можно развить территорию Речпорта так, чтобы это для города было, действительно, классно?
Т.С.: Смотри, Сургут, как известно, стоит на одной из величайших рек мира — Оби. На вскидку, любой символ, который в Сургуте присутствует, не связан с Обью. И все 450 тысяч жителей Сургута не назовут подобного символа. Его просто нет. Ничто не ассоциируется в Сургуте с Обью. Ничто город не обыгрывает пребывание на крупнейшей реке Евразии. Это удивительная вещь. Любой город, любой населенный пункт, который стоит на реке, мало того, что своей историей, живет этим обстоятельством, он максимально эксплуатирует эту тему, чтобы в настоящем быть причастным как бы. Потому что река — это жизнь, река — это транспорт, река — это промысел, пропитание. Река несет большие смыслы, особенно такая река, как Обь. Она сама по себе настолько величайшая река, на ней так много стоит великих городов, она течет через 3 страны, она входит в Северный океан. Это все значимые вещи. А у нас не в гербе современном не используется, ничего никак. Вообще, Сургут — это город на воде. Да?
Д.Щ.: Да.
Т.С.: Сургут — это, вообще, рыбное место, если уж на то пошло. А рыбное — это значит, все-таки, не болота, а река. Это огромная река, которая во время разлива в районе Речпорта имеет более двух км, а есть места, где Обь за горизонт уходит, как море. И вот в Сургуте совершенно вымарана история взаимоотношения города с рекой, которая, вообще-то, давала ему 400 лет жизнь до нефти. Это очень интересно. И апогеем такого исторического разрушения стал снос несколько лет назад сургутского Речного вокзала, советских времен постройки, симпатичное, кстати, зданьице. Нельзя сказать, что там выдающаяся архитектура, но симпатичное здание, которое можно было очень искусно реконструировать и превратить как раз в один из таких символов, о которых я говорю.
Так вот, Речвокзал, Речпорт в любом городе, который стоит на какой-нибудь реке, особенно на великих реках, например, Обь, Волга, Кама, Ока, Днепр, помимо наличия Речного вокзала, это само по себе такой центр притяжения людей, он же строит всегда какую-то инфраструктуру вокруг этого места, куда, действительно, люди приходят прогуляться, на променад — это Набережная, это точки, с которых можно делать фотографии исторические. Это памятные обелиски, памятные знаки, памятные доски, все, что этим проектом, который мы сейчас обсуждаем, видимо, предполагается куда-то уничтожить, сдвинуть, переместить, а на самом деле даже те 4 или 5 памятных знаков, которые у нас на территории сургутского Речпорта расположены, они уже сами по себе являются вехами современной истории Сургута. В каком-то году поставили монумент тем, кто на фронт уходил, в каком-то году поставили пограничный столб, это интересные вещи.
И тот, кто рисует сейчас концепцию будущего освоения так называемого сургутского Речпорта, он просто, видимо, не понимает важности подобных исторических точек, которые уже там существуют. Поэтому для меня, ну я думаю, для любого нормального человека наличие в Сургуте, как в городе на Оби, помните, в советские годы фотоателье было, там внизу было «Сургут — город на Оби». Да? Так вот, для города на Оби наличие Речного вокзала — это важнейшая историческая, идейная, культурная вещь обязана присутствовать просто. Это водные ворота города.
Ладно, у нас разрушено Обьиртышское пароходство, разрушена вся эта индустрия речных пассажирских перевозок. Надеюсь, рано или поздно все это начнет возрождаться, все-таки, у нас есть какой-никакой водный туризм. То есть наличие Речного вокзала в Сургуте – это все равно необходимость. И концепция комплексного развития данной территории должна предполагать, во-первых, восстановление элементарно Речного вокзала, как какого-то сооружения, в котором обслуживаются пассажиры, в котором есть какая-то коммерческая составляющая в виде буфета, ресторана, все эти стандартные наборы, которые оживляют эти вещи.
Для того, чтобы Речной вокзал жил круглогодично, его надо совмещать функционально с идеей автовокзал №2. По-моему, один наш читатель Александр Коновалов давно уже, когда мы обсуждали автовокзал на Грибоедовской развязке, он высказал совершенно разумную идею, что в Сургуте должен быть не один, а два, может быть, несколько автовокзалов. То есть это должны быть узлы, которые собирают пассажиров в разных районах города и комплектуют пассажиропоток таким образом, что там дальше уже его пересаживать на крылья в аэропорту, на жд транспорт и здесь на водный транспорт, а плюс еще и соединять пассажиров, которые прибыли в Сургут поездом, а дальше готовы ехать по воде куда-то. Но наличие автовокзала в этом районе Черного мыса, это логично, тем более, оно попадает вот это транспортное кольцо оттуда с ГРЭСа, с Восточной зоны...
Д.Щ.: Да. И оно ведет к второму мосту через Обь.
Т.С.: Да. И оно туда идет на Нижневартовск. То есть как бы очень логично. Таким образом, Речпорту будет дана круглогодичная жизнь. Хотя Речпорт всегда жил и зимой, потому что у них очень большой подготовительный процесс к весенне-летней навигации, все эти вещи. Вот концепция должна все это предусматривать. Тогда Сургут получит совершенно нормальную разумную идею освоения этого участка, который сегодня называется сургутский Речпорт или зона Речпорта. Ну а дальше мы идем. Какая цель освоения территории? Идея, кстати, не нова. Еще компания «Сургутгазстрой» много лет назад предлагала администрации Вадима Шувалова проект. Насколько я знаю, он...
Д.Щ.: Парк аттракционов.
Т.С.: Это тоже отдавалось под развитие территории. Там речь шла не только о парке аттракционов, но и о преобразовании территории во что-то человеческое. Значит, здесь, естественно, мы упираемся в баланс интересов: город не хочет для коммерческого оператора тратиться на инфраструктуру и считает, что мы тут вам сейчас канализацию, дороги, набережную сделаем, это миллиарды, а вы тут поставите свои карусельки и будете стричь купоны. А коммерческий оператор, кем бы он ни был, не хочет заходить в эту, в общем-то, полуразруху и инфраструктурные инвестиции, которые, вообще-то, по закону делаются всегда, конечно, властью, осуществлять за свой счет на тех или иных условиях. Здесь найти баланс интересов сложно, но возможно.
И этот баланс интересов должен основываться на очень простой позиции: городу эта территория нужна? Мы исходим из того, что да. Город должен развивать свое общественное пространство. Городу эта территория нужна, как какой-то технический участок, условно говоря, будет в том или ином виде реализован проект Речпорта, пусть там пассажиры какие-то плавают, а оставшимся достаточно того, что там есть места пофотографироваться и шампанское попить во время свадебных кортежей.
Нет. Город, видимо, хочет придать другой смысл этой территории. То есть это должна быть живая зона, интегрированная в то развивающееся пространство вокруг, которое мы еще называем Черным мысом, но все это уходит под жилую застройку, под общественную застройку, и рано или поздно Речпорт, который всегда был на таком отшибе, он станет просто частью городской жизни, а, может быть, он станет частью какой-то длинной-предлинной набережной, которая туда до будущего НТЦ дойдет, вероятно. Вот, было бы идеально.
Соответственно, нужна там какая-то коммерция? Безусловно, потому что это место активного времяпровождения горожан. Какая это должна быть коммерция? Рестораны, магазины? Может быть. Хватит у города ума написать такое техзадание и потом его проконтролировать, чтобы там была крутая коммерция, а не «Купец», а не 4-ехэтажный гараж, о котором мы пишем и на который городская власть не отреагировала до сих пор, к вопросу об открытости департамента градостроительства, короче, всего. Тут уже пошли вопросы.
Потому что вероятность того, что под подобный проект зайдет какой-то «коммерс», на бумажках покажет одно, а по факту будет реализовано совершенно другое, очень велика. И здесь, в отличие от истории с катком, я, конечно же, соглашусь с господином Глинских, потому что риски прибрать просто к рукам этот кусок земли для того, чтобы потом какому-то предпринимателю зажилось хорошо, очень велики. А город по-прежнему будет иметь не понятно какого качества то ли набережную, то ли заградительное сооружение от паводка, от пьяных, которые могут в Обь свалиться.
В любом случае это сегодня не набережная, эти 200 метров — не набережная, это не место для жизни. Но если бы это была территория с набережной с ТЦ, не с крупным, нет, это должен быть, безусловно, городской формат, с приличным, нормальным, качественным общепитом, который в Сургуте уже присутствует, и операторы качественного общепита в Сургуте есть, к счастью, мощные, с речпортовым комплексом и он же, возможно, автовокзал №2.
Вот тогда как бы концепция комплексного развития данной территории вырисовывается, тогда городу проще объяснять свои техзадания рынку, а уж этот рынок пусть выбирает инвесторов, соинвесторов, они могут быть не один-два, а, может быть, даже десятки. И это было бы очень интересным проектом, если бы городская власть смогла реализовать его, примерно, в такой концепции, как мы с тобой говорим. А карусельки это будут, или это будет каток еще один, или это будет Цирк шапито (я против цирков, в принципе, ну, допустим) или там будет городской планетарий, или там будет океанариум... Это не известно. Это вопросы деталистики проекта.
Концептуально это должно быть открытое, большое городское пространство, интегрированное в городскую территорию, а не находящееся на отшибе, в котором функционирует Речной вокзал, в котором функционирует он же как бы автовокзал №2, в котором есть коммерческая составляющая не в том виде, кстати говоря, в каком она много десятков лет там была, не шаурмичная, не шашлычная из картонных коробок из-под телевизоров сделанные. Нет. Это должен быть архитектурный проект качественного уровня, никакого самостроя, никаких железных этих вот опор и колонн, нет, это должны быть нормальные современные строительные материалы, и это визитная карточка, потому что с Оби это будут видеть люди, и они должны воспринимать город по той картинке, по той открытке, которую мы будем потом печатать и в качестве сувениров раздавать гостям Сургута.
Д.Щ.: Ну что ж, это вопрос на долгие годы. Будем смотреть, будет ли он, вообще, развиваться, дойдут ли руки у нынешней администрации, чтобы заняться этим вопросом более плотно. Тем не менее, ставить его следует.
Т.С.: Это был бы очень прорывной проект для нынешней администрации, вот реализация проекта под условным названием «Сургутский Речпорт», а под широким названием «Сургут – город на Оби», №2 идея, кстати, дарю «Сургут – город Нового года», «Сургут – город на Оби». Взять на вооружение этот слоган и под него создать концепцию развития, вписывать какие-то магистральные мероприятия на ближайшие 5, 10, 15, 20 лет и реализовать эту концепцию. Тогда у Сургута прямо появляется какой-то туристический смысл «Сургут — город на Оби». Я уже молчу о том, что «Сургут — лучший город Планеты». Это слоган нашего Генплана. И тогда, вообще, все будет зашибись.
Д.Щ.: Вот так вот мы все придумали. Осталось дело за малым — реализовать. Ладно, хорошо. Завершаем наш разговор на сегодня. Подписывайтесь на наш YouTube-канал, подписывайтесь на наш Telegram-канал, читайте нас на siapress.ru. И до новых встреч. Через неделю снова поговорим о том, что такого важного и интересного произошло. До свидания!
Т.С.:Спасибо всем, друзья! Всем пока!
И где сегодня все это? Где это все?! «Иных уж нет, другие уж далече».
Приедешь ныне в район речного вокзала, посмотришь или на ледоход, или в солнечный, ясный сентябрьский денёк прогуляешься по отрезку набережной Реки и грустно становится. Там где некогда кипела Жизнь. Сегодня Тишина. Только Обь, затаив обиду, продолжает с упорством гнать свои воды к Северному Ледовитому океану.
Ну да ладно. Вернёмся к нашим баранам. Чем сегодня является город Сургут для Реки? «Сургут - город на Оби»? Тот город, о котором извещала надпись на фото фотографов из «Северянки» в НГДУ, из «Сургутяночки» на Геологов, или из фотографии старой исторической части ( которой сегодня нет) Сургута? Нет. Город забыл о своё великой Реке. Просто взял и забыл. Потому, что для Города важнее стала «городская сточная канава» - Сайма, которая стала доминантой развития города последних десятилетий. Ее холят и лелеют. Город ушёл от берегов Реки вглубь, в болота. И теперь Сургут это «город не на Оби», а «город на Сайме», в лучшем случае, или «город на болотах», в худшем случае.
Сегодня о Реке вспоминают лишь тогда, когда реализовывают очередной проект строительства автодорожного моста. Потому что Река сегодня - это уже не транспортная артерия, а некое досадное препятствие для увеличения транспортного автомобильного траффика.
Что имеем сегодня мы в «сухом остатке»? Что такое есть сегодня Река в жизни Города? Получается ничто. Ибо не связывает сегодня Город с Рекой ничто: ни как транспорт, ни как источник рыбных ресурсов, ни как источник водного снабжения Города. Связывает одно: сброс своих отходов и загрязнения Реки.
Даже исторический участок города у Реки спроектировали так, что ничто о Реке и не напоминает. Странно все это. И неправильно все это.
Неправильно потому, что уйдя с Реки и предав ее забвению Город потеряет (если не потерял уже) своё Будущее.. Осталась последняя живая нить, связывающая Город с Рекой. Это этот оследина исторический участок земли в районе речпорта. Это последняя живая нить, связвающая Город с Рекой. И порвать ее никак нельзя. Иначе будет вымарана оставшаяся часть истории Города и нам ничего останется, как признать себя «Иванами не помнящими родства».
А вообще посыл правильный, наконец то хоть кто то эту тему поднял, а то глянешь историографию освоения западной сибири, включая Сургут, так там там либо ничего, либо очень кратко о том как нефтяники вообще сюда завозили грузы по воде, в основном про авиацию пишут, для чего собственно и был построен грузовой порт. Молчу уж про рыбокомбинат эвакуированный из Одессы к нам. Огромный пласт истории Сургута, который почти все проигнорировали.
Недаром Томское купечество, так хотели при проектировании Транссиба, чтобы железнодорожный мост через Обь построили в Томске. Но чего-то не хватило, чтобы это произошло. Для этого надо было всего удлинить Транссиб на 90 вёрст. Легенда гласит, что томские извозчики, коих было 5 тысяч, не хотели терять подряды на извоз и подкупили проектировщиков, чтобы они строили мост в будущем Новосибирске. Но это легенда. А на самом деле сыграла роль экономическая составляющая. Когда Транссиб прошёл мимо Томска, то он потерял былое значение центра Томской губернии и превратился в захолустный город. Впрочем, как и Тобольск тоже. Нет, конечно до Томска в 1896 году довели железную дорогу. Тупиковую и однопутную. Но это было лишь малым утешением для былого величия Томска. Правда в планах Столыпина был проект жд дороги Красноуфимск- Тобольск- Томск- Енисейск, чтобы как-то подсластить пилюлю Томску. Но планы так не сбылись. Столыпина пристрелили. Потом революция и так далее. И так до сих пор. Вот тут все говорят, мол северный широтный ход, будем строить. Жд дорога Сургут-Нижневартовск- Томск и далее аж к Берингову проливу. Но все это на бумаге и в планах. А Томск, как и Сургут и ныне стоит на тупиковых однопутных железнодорожных ветках. Тупик он и Африке тупик. .
Вот и Сургутский объездной автомобильный мост грозятся построить лет через пять. Вложат 60 млр рублей для того, чтобы разгрузить транспортный поток через первый мост. Для города транзитный поток автотранспорта, что он есть, что его нет. Для Руссу и его мостостроительного треста, где строить мост: в черте города или далеко за его пределами тоже по барабану. Руссу может строить мосты и поперёк реки, и вдоль реки. У города к месту нового моста также прохладное отношение или даже как бы безразличное отношение. По крайней мере, заинтересованности построить автомобильный мост в черте города не было и нет сейчас. Потому что планов у города развивать города на той стороне Оби как не было, так и нет сейчас. Хотя наличие автомобильного моста через Обь в черте города, в том же районе грузового порта мог бы дать перспективу развития Левобережной части Сургута. Впрочем, о месте расположения нового автодорожного моста через Обь городского градоначальника, видимо и не спрашивали. Федеральные деньги, федеральная собственность. Кто такой для них городской голова? Никто. Проситель. Поэтому и железнодорожный вокзал, и новый автодорожный мост это федеральные деньги и федеральная собственность. И строят он их так и там как им заблагорассудится. А городу могут только предъявить, мол примите и распишитесь. И все.
Между тем, в 2021 году Ханты-Мансийск отметил своё 440-летие. Как такое возможным стало ? Очень просто. Нашлось упоминание о 1581 годе, о городке местного князька Самара на месте нынешнего Ханты-Мансийска в «Летописи Сибирской малой Кунгурской». И усе. Взяли и переписали историю, приписав Ханты-Мансийск 46 лет. А мы как, известно скинули год от Указа царя Фёдора Иоанновича, хотя на месте нынешнего Сургута тоже обитал с незапамятных времён некий местный князек Бардак, да и речка называется его именем Бырдаковка. Чего бы и нам не приписать десяток другой лет и вести летоисчисление от упоминания этого поселения князя Бардака на месте нынешнего Сургута? Однако у нас никакого «бардака». У нас все по закону, согласно Указа царя и никакие местные князьков. Они ведь и нацарапать Указ не могли, потому как письменность им помогли создать русские поселенцы-казаки. «А без бумажки, ты букашка, а бумажкой-человек». Да и вообще даже в то время у царей все делалось не спонтанно, а с определённой целью. Зачем вот Ермак совершил экспедицию в Сибирь? Завоевать Сибирь? Да? Ага! Да просто местные сибирские князьки начали наглеть и беспокоить владения Строгановых в Пермском крае. Вот Строганов и нанял казаков с Дона во главе с Ермаком, чтобы навести порядок в Сибири и произвести принуждение местных сибирских князьков к миру. Вот и все. Сегодняшним языком это Строганов создал некую ЧВК (частную военную компанию). И вот с 1581-1585 год дружина Ермака и принуждала всех сибирских князьков к миру. Кто-то сразу подчинялся, кто-то оказывал сопротивление. Иногда и сильное, когда в устье реки Вагай в 1585 году погиб и сам Ермак. А вот после возвращения дружины Ермака и доклада Строганово царю о результатах похода в 1590 году царем и был издан Указ о колонизации Сибири. Только тогда и было принято решение ставить здесь остроги и работать с местными князьками и с местным населением не набегами, а на постоянной основе. Так и возникли Сургут, Берёзово, Кондинское, Самаров Ям.
При этом колонизация и христианизация Сибири не шли одновременно. У царя не было планов присылать в этот край миссионеров и принудительно обращать в веру местное население. Поэтому наличие священника на памятнике основателям Сургута было принято ошибочно. Ибо христианизация коренных народов Сибири началась позже, с Указа Петра I, где-то с 1708 года.
Ну да ладно. Вернёмся к нашим баранам. Итак, город Ханты-Мансийск возник, как город ямщиков, то бишь извозчиков. Сначала все перевозилось, естественно, лошадками. Потом появились пароходы и летом ямщиков сменяли пароходы. Возникли пристани, где заготавливали дрова. Так славный град Нижневартовск возник в 1909 году, как пароходная и дровяная пристань. И пристани и заготовка дров для пароходов было вторым занятием «извозчиков» в Югре.
Сегодня место «ямщиков» и «извозчиков» занял «автомобильные извозчики». Причем заняли господствующее положение, вытеснив постепенно и водный транспорт, и воздушный транспорт и даже всемогущественное «государство в государстве» - железную дорогу. Судите сами. Наш железнодорожный транспорт в Югре это всё-таки наследие пятидесятилетней давности. Югорские «автомобильные извозчики» не позволили ему развиваться дальше до современного уровня. Тепловозная тяга, однопутная колея, запущенный жд вокзал в Сургуте. За десятилетия не построено ни километра новых жд путей. Не электрифицировано ни км железной дороги от Тюмени до Нового Уренгоя. «Северный широтный ход» от Салехарда до Норильска, начатый ещё в 40-50-е годы, «автомобильные извозчики» в Москве похерили ещё в 1953 году, превратив 500 км построенной жд в «мертвую дорогу». И список «преступлений» «автомобильных извозчиков» можно продолжать и продолжать. В том же Сургуте они не дали ходу электротранспорту, когда в 2001 году зарубили проект «Сургутский троллейбус». Захватив монополию в перевозках «автомобильные извозчики» требуют все больше и больше бюджетных денег на строительство и ремонт автодорог. Эти народные деньги «автомобильные извозчики» буквально десятками миллиардов рублей закапывают в землю в Югре. Тысячи единиц спецтехники и десятки тысяч рабочих занимаются содержанием автодорог. Особенно много народных денег уходит на очистку и уборку снега, ибо зима длиться в Югре полгода и снегопады - это настоящее бедствие для автодорог. И даже такие затраты не обеспечивают безопасность движения на дорогах Югры и Тюменской области, где гибнут сотни людей ежегодно. Не дав развиваться скоростному жд транспорту от Тюмени и далее на Север, «автомобильные извозчики» везут грузы по двухполосной федеральной трассе Р-404, которую можно назвать «дрогой смерти». Правда Моор грозится (если его выберут), расширить ее до четырёх полос. Но свежо предание….Особую опасность на трассах Югры и Тюмени представляют грузовые фуры, которые выполняют основной объём междугородних грузоперевозок. Но друзья! Если на дорогах тесно и опасно, то велкам совершайте перевозки по рекам, железной дороге и на воздушном транспорте.
Нет, нет и нет. Никто не хочет конкуренции. Более того, они пробили строительство второго автомобильного моста через Обь, чтобы расширить монополию. .
Таким образом, «автомобильные извозчики» загоняются сами себя в тупик. И выхода из этого тупика нет. Ибо трасса от Тюмени, через Сургут на Новый Уренгой- это один большой тупик. И от Сургута до Нижневартовска - это второй маленький тупичок. Известно, что на запад и на восток транзитные грузы через Югру не идут. Логистика тупиковая.
А это результат монополии «автомобильный извозчиков», которые фактически подавили все альтернативные виды транспорта в Югре.
Возьмём тот же второй автомобильный мост через Обь, который заказали «автомобильные извозчики». Его построят и ничего не изменится в Югре. Ничего. Его никто и не заметит.
Другое дело, если бы данный автодорожный мост стал бы основой второго транспортно - пересадочного узла Сургута в районе грузового порта. То есть на свободных площадях здесь ( вместо ТЦ и ларьков) построили бы Сургутский междугородний автовокзал. Построили бы речной вокзал. В этом случае все междугородних автобусы через новый мост через Обь ( минуя город) уходили бы на Нефтеюганск, на Тюмень, на Тобольск, на Ханты-Мансийск, то есть на Юг. Отсюда же (минуя город) можно было бы уходить на Север и на Восток. Наличие современного пассажирского флота (включая электроходы) по реке Оби возродились бы пассажирские летние перевозки. Как минимум полгода река свободна от льда. Все это возможно при новом автодорожном мосте в черте города. Таки образом мост дал бы толчок и развитию общественного автомобильного и водного транспорта в Регионе.
Кроме того, автомобильный переход через Обь в черте города дал толчок началу освоение территории на той, ныне недоступной стороне Оби. А это уже колоссальные перспективы.
Это перспективы развития города на Левобрежной части Оби. Это перспектива разработки принципиально нового Генерального плана развития города Сургута до 2050 года, как минимум.
На днях, Председатель Правительстве РФ Мишустин подписал Постановление о создании Оргкомитета по празднованию в 2030 году 100-летия Образования ХМАО-Югры. Председателем Оргкомитета назначен Первый вице- Премьер Правительства РФ Денис Мантуров, а Секретарем Оргкомитетам- Губернатор Югры Наталья Комарова.
Возможно такое событие даст новый толчок развитию всех видов транспорта в Югре и ограничит, наконец-то монополию «автомобильных извозчиков» в пользу других видов транспорта в Югре.