
Дом напротив парка Нефтяников. Из окон как на ладони просматривается гостиница «Ермак». На торцовой части дома, той, что ближе к детским аттракционам, вмонтирована табличка: «Первый в Среднем Приобье крупнопанельный дом построен бригадой Николая Николаевича Шеденко. Май 1965 – октябрь 1966 года».
Их было 22 – молодых, комсомольского возраста, и ветеранов труда. Одна бригада. Дружная, спаянная, работящая. В Братске их хорошо знали. Взрослые считали за честь здороваться с ними за руку. Школьники как к друзьям часто наведывались в гости. Почет был заслуженным: целые кварталы жилых домов-красавцев эти люди. Теперь не вспомнить, кто тогда принес в бытовку «Комсомолку». «А что, махнем на север?» – предложил кто-то, начитавшись восторженных описаний тайги и героизма северян. Затея показалась заманчивой: на голом месте, среди болот и тайги воздвигать новый город. Через час вся бригада проголосовала за.
Отправили в далекий незнакомый край письмо. Попало оно к начальнику нефтепромыслового управления «Сургутнефть» Василию Иваненко. Он с приглашением не задержался. Зато хватило хлопот на месте: не хотели отпускать.
Встреча на обском берегу оставила приятное впечатление. После нее мешкать не стали, сразу принялись за дело.
На строительстве товарного парка создалось трудное положение, бригаду Шеденко бросили на прорыв. Работали днем и ночью, никто не хныкал, не сожалел об отъезде с обжитого места. А потом монтажников передали в промыслово-геофизическую контору, руководство которой решило строить первый в Сургуте пятиэтажный панельный дом. Тут и начались мытарства. Вот как говорил в то время бригадир: «Детали дома привезли из Свердловска. Комплектность была никудышная. Не хватало электроэнергии, кислорода, арматуры, металла. И я выступал в роли завхоза, снабженца и даже сторожа. Однажды не вытерпел и добрался до директора Каткова, выложил ему заявку на недостающие материалы. Тот отправил по зимнику машину в Тюмень, которая привезла… 12 ящиков битого стекла. И все же первый блин не вышел комом».
Первый капитальный дом в новом городе – приятное и памятное событие. Гордились: первый панельный дом подарили Сургуту! Как и в Братске, так и в Сургуте бригада Шеденко всегда шла в когорте правофланговых. Сам Николай Николаевич имел чуть ли не постоянную «прописку» в президиумах всех торжеств и собраний, немало орденов и медалей заработал.
Когда в первом «каменном» доме справляли новоселье, Сургут уже называли «нефтяной Меккой» Западной Сибири, и это вполне оправдано. Пророчески присвоенный Сургуту в далеком прошлом статус «ворот Сибири» именно в это время наполнился новым, глубоким смыслом, обрел историческое значение. Сургутяне быстро привыкли к обилию строительных площадок, новых объектов. Дерзкие проекты, идеи, овеществленные в бетоне, металле, стекле появлялись на недавних пустырях и болотах, где не так давно обильно росла клюква! Что ж, порой и сквозила в голосе Шеденко нотка печали по утраченным угодьям, где недавно и зверя-то было больше, и кедрачи стояли гуще, и рыбы водилось невпроворот…