«Базлать», «Пиндер», «Ташка» — вряд ли современный читатель знает значение этих слов. А ведь совсем в недалеком прошлом наши предки именно так общались между собой и понимали друг друга.
Мы продолжаем подборку забытых или забываемых русских слов, которые были в лексиконе наших прародителей. Их образный и выразительный язык, крылатые фразы еще бытуют в поселках и деревнях нашего района. Но для городского жителя они не всегда понятны.
Составление словаря – совместная работа старожилов Ивана Захарова и Валентина Замятина. А также Валерия Белобородова, уроженца Сургута, ныне живущего в Ханты-Мансийске. Сюда же включены старые слова, записанные в свое время исследователями севера Сибири А.А. Дуниным-Горкавичем, П. Шенбергом, другими авторами.
ВожжАть – пристегивать вожжи.
ВОжжи – часть перевеса. Бечевка, с помощью которой сеть перевеса поднимается и перегораживает просеку, преграждая путь пролетающим стаям птиц.
ВОжжи отпустИть – избаловать, предоставить излишнюю свободу. «Отпустишь вожжи-то, так потом с ним наплачешься».
ВозгудАть – ныть, плакать, хныкать, нюнить.
ВозИть – бить, колотить. «Он ее сгреб вот так за кофту и давай об печку-то возить…»
ВозьмИ его за рупь двАдцать – выражение удивления чьим-нибудь поведением, поступком.
ВОкорень – уйти очень далеко.
ВОлглый – сырой, недостаточно просушенный.
ВолОк – лесистое пространство между реками.
ВОлосень – язва, поражающая пальцы.
ВолосЯнки – чулки из конского волоса. Ноги в них всегда теплые и сухие.
ВолосЯтник – тонкий водяной червь. Водное существо, похожее на конский волос, поражает карася.
ВОлоть – несъеденные остатки сена. «Если скотина зимой, выходя из загороди, несет во рту волоть, или даже осенью, идя с поля, несет во рту траву, — это значит, что она чует голод – в следующем году будет голод для скота».
ВолочУга, волочУжка – небольшой воз сена. «Ехал с сеном, свалился с волочуги на дорожном раскате…»
ВолшЕбница – мифическое существо в поверьях сургутян. «Ими тоже бывают только женщины, но, по-видимому, не одни замужние (как вещицами), но и девушки. Единственное их занятие состоит в том, что по ночам они разрывают на кладбище свежие могилы и «обдирают» (едят) только что похороненных покойников».