Летом 1965 года в нашем районе был богатый урожай ягод, грибов, кедровой, еловой и сосновой шишек. Много было и грызунов. Это обещало хороший выход пушного зверя и наличие боровой дичи.
Более ста следопытов Угутского сельского совета Сургутского района вышли на охотничий промысел. Среди них прославленные промысловики братья Дмитрий, Михаил, Иван Каймысовы, Егор Бисаркин, Михаил Ачимов и многие другие. В прошлый сезон они добыли по пятьсот-шестьсот соболей. Это хорошая удача, но охотнику не всегда можно было надеяться только на нее. Нужно иметь крепкое здоровье, выносливость в ходьбе.
Уходя в урман, охотники Угута взяли повышенное обязательство в честь предстоящего XXIIIсъезда КПСС.
Труд охотника нелегкий. Но, несмотря на трудности, многие жители коренной национальности – ханты посвятили своему любимому занятию многие годы своей жизни.
«Для наших охотников все еще не разрешена проблема транспорта, - сетовал в свое время председатель Угутского сельсовета Василий Усков. – На чем завозить в тайгу, охотничьи припасы, палатки, печки? Дальние урманы, где ведется промысел, находятся в сто пятьдесят-двести километров от села. Как туда поставлять продукты питания, дробь, порох и другие грузы? Здесь надо учитывать и то обстоятельство, что охотничий сезон длиться более пяти месяцев, и грузов надо перевести немало…»
У угутских охотников не было оленей. Единственным транспортом являлась нарта, которую охотник сам тащил или, в лучшем случае, впрягал собаку.
Проблему транспорта, на взгляд Василия Терентьевича, могла просто решить администрация сургутского коопзверосовхоза. В его владения находились, кроме Угутского, Русскинское, Варь-Еганское отделения, в которых имелись большие стада оленей. Перегнать их в угутскую тайгу вполне было возможно и необходимо. Этот вопрос неоднократно рассматривался на сессии райсовета. Но коопзверосовхоз и Тауровское отделение вели разговоры, что «надо делать», «следует перегонять оленей», но практических мер не применялось.
Председателю Угутского сельсовета не было необходимости доказывать, что когда охотник будет снабжен транспортом, от этого намного увеличится объем пушных заготовок, а также улучшится быт и культура национального населения. Угутские охотники требовали, что если нет условий для содержания оленей в отделении, то пусть продадут их в личное пользование.
Несколько слов об охотничьем оборудовании. У угутского руководства не было возможности приобрести людям облегченные палатки из плотной ткани или легкой парусины. Не было небольших по размеру железных печек. - Кому бы, как не коопзверосовхозу и райпотребсоюзу позаботиться о людях, - возмущался председатель Усков. – Но многие руководители этих учреждений, и в первую очередь, охотоведы, не бывают у охотников, не знают их нужд и запросов. На мой взгляд, строить охотничьи избушки в определенных местах и в определенном количестве обязательно надо. Однако следует также снабжать людей и палатками. Приобретать их можно за счет фонда охотничьих мероприятий, который, кстати сказать, в коопзверосовхозе не всегда используется по назначению. Жизни и быту охотников следует уделять как можно больше внимания.