В когорте руководителей сургутской партийной организации достойное место занимает Виктор Гаврилович Бахмат. Он работал в Сургуте первым секретарем райкома КПСС с ноября 1954 года по 20 декабря 1959 года. Тогда, наряду с развитием сельского хозяйства, подъемом рыбной промышленности и лесозаготовок, свои первые шаги по сургутской земле делали геологоразведчики, а село Сургут с населением в шесть тысяч человек было отнесено к категории рабочих поселков. Старожилы вспоминают Бахмата, как человека, горячо любившего наш северный край, многое сделавшего для его развития. Он хорошо знал район, на райкомовской лошадке по кличке Загар да на колхозных оленях объездил всю обширную территорию, побывал в больших и малых деревнях. По имени-отчеству знал не только председателей, но и большинство механизаторов, доярок, пастухов. И его все знали, к нему обращались люди в любое время, по любым вопросам. И Бахмат всегда находил для них верный совет.
Виктор Гаврилович любил порядок во всем, не терпел разболтанности, презирал лень и пьянство. Стоило какому-либо бюрократу или волокитчику, затянувшему полезное дело, сказать, что о его неправильных действиях будет доложено Бахмату, как тут же обстановка менялась в лучшую сторону. Таким был авторитет первого секретаря райкома.
Конечно, и в его бытность не раз случались трудности и с заготовкой кормов для скота, и с вывозкой леса, и рыба, бывало, плохо ловилась, и новые сельхозугодья осваивались медленно, но райком партии, как и положено, всегда находил выход из трудного положения.
Существовал тогда так называемый институт уполномоченных. Вот что это значило. Руководители районных организаций, специалисты, члены райкома партии в период важных хозяйственных компаний оставляли свои кабинеты в райцентре, выезжали в колхозы, непосредственно на производство, жили там. Они несли персональную ответственность за исход дела. Но не подменяли, ни председателей, ни начальников участков. Уполномоченные райкомов не были ревизорами, они работали с людьми, вели среди них разъяснительную работу, словом, выполняли обязанности полномочного представителя партийного органа, о сделанном отчитывались перед бюро райкома.
Бахмат был душой парторганизации. Он хорошо знал состояние дел и умел видеть перспективу. Когда приехали геологи, он разглядел в их небольшом отряде зачатки нового, тех людей, которые могут и должны были круто изменить экономику и саму жизнь Сургута. Секретарь райкома лично следил за тем, чтобы разведчики недр были обеспечены жильем, продуктами питания, чтобы они могли начать свое проходческое дело.
Руководитель экспедиции Фарман Салманов вскоре был избран в состав райкома партии, стал членом его бюро. В морозный день 20 января 1959 года на первом рабочем митинге, посвященном началу бурения глубокой скважины на Черном Мысу, Бахмат произнес прозорливую речь, разрезал алую ленточку на буровой, и проходка сургутских недр началась. Это был настоящий рабочий праздник, определивший судьбу города.
Первый секретарь много внимания уделял агитационно-пропагандистской работе. Он постоянно выступал с лекциями, докладами, ходил на вечера вопросов и ответов, на комсомольские собрания, различные диспуты, на собрания пайщиков райрыболовпотребсоюза, на профсоюзные конференции рыбаков. Он был хороший оратор, слушали его с удовольствием.
Семья Бахмата, состоявшая из четырех человек, жила в небольшом домике на улице Советской. В ограде стояли банька и конный двор, которым бессменно заведовал райкомовский конюх Иван Богданов. Он в образцовом порядке содержал лошадей, и они всегда были готовы к дальним поездкам.
Бахмат для Сургута был человеком приезжим. Как, пожалуй, и все тогдашние первые секретари райкома. Но Виктор Гаврилович быстро освоился с новой обстановкой. Ему по душе был боевой настрой сургутской парторганизации, он поддерживал инициативных людей, подхватывал любые добрые начинания, сам постоянно дерзал. Ведь когда он приехал в Сургут, ему было только 36 лет.
Сургутяне любили Бахмата за его прямоту, принципиальность, организаторские способности. С тяжелым чувством провожали селяне его из Сургута, и он уезжал отсюда с болью в сердце. Успокаивало только одно: должность первого секретаря занимал лучший ученик Бахмата – Василий Васильевич Бахилов, которого сургутяне уже хорошо знали.