СМИ ведущих холдингов Сургута (СИА-ПРЕСС, СургутИнформТВ, СургутИнтерНовости) прозевали дату публикации стоимости газетной площади, телевизионного и радиоэфира для политической рекламы кандидатов в депутаты окружной думы. И, в соответствии с законодательством, лишились возможности размещать эту рекламу, пишет сегодня газета «Новый Город».
Винить кроме себя тут некого: постановление окружного избиркома о назначении даты выборов вышло 9 декабря, и у СМИ был в распоряжении месяц, чтобы заявить о своем участии. Другое дело, что наша редакция, в частности, по инерции ориентировалась на сообщение городской ТИК. А оно вышло лишь 28 декабря, когда новогодние номера были уже в типографии, а новогодние каникулы не давали шанса исправить ситуацию позже. Впрочем, на фоне призывов окружной комиссии обеспечить в Сургуте максимальную явку данное упущение может быть поставлено в вину в том числе и городской комиссии.
Руководитель Сургут-ИнформТВ Игорь Ярош в своем комментарии также признал, что эти выборы «прощелкали», но добавил, что размещать агитацию кандидатов и партий на окружных выборах в принципе не очень интересно, поскольку там «и так все ясно».
Это немного удивительно, потому что интерес негосударственных телекомпаний к любым выборам очевиден — это же, в конце концов, возможность заработать! Однако тот же Игорь Ярош заверил, что период, на который приходятся праздники 23 февраля и 8 марта, и без политической рекламы является для телекомпании «урожайным». Все рекламное время будет продано.
Возможно, этим же фактором обусловлено то, что и СургутИнформТВ, и СургутИнтерНовости не стали публиковать расценки на политическую рекламу и для выборов депутатов в городскую думу. Хотя времени сделать это было предостаточно: срок публикаций истек лишь 24 декабря. Термин «не успели» здесь не подходит еще и потому, что ни Игорь Ярош, ни генеральный директор СургутИнтерНовостей Сергей Катаев не отрицали своего нежелания видеть в своем эфире рекламу «городских» кандидатов. Тот же Катаев, кстати, опубликовал расценки для городских выборов в своих газетах и в эфире радиостанций. Но теле-эфир оставил «неприкосновенным».
Сергей Михайлович в разговоре с нами сообщил, что ему «не очень хочется использовать свои каналы для мельтешения кандидатов. Их много, роликов много, плюс призывы прийти на выборы». Будет, одним словом, не эфир, а политизированная каша. К тому же, говорит Катаев, «бессмысленно вещать на наши одномандатные округа, кандидатам надо топать по домам».
Ему вторит Ярош: «Нет смысла использовать телевидение на городских выборах, там, где участки состоят всего из нескольких домов». Игорь Викторович подсчитал, что если по каждому из округов будет зарегистрировано по десять претендентов, то всем двумстам пятидесяти кандидатам придется предоставить эфир, что посеет неразбериху в головах избирателей. «Население будет приходить на участ-ки и искать в списках Яроша, — такой пример привел гендиректор СургутИнформТВ. — А Яроша там нет!».
В итоге мы вступаем в удивительную предвыборную кампанию, с «молчащим» телевидением (если не считать другие телеканалы вроде самого коммерчески емкого в городе ТНТ-Сургут) и частично молчащей прессой. Молчание обуславливается при этом не только отсутствием официальной агитации кандидатов, но и крайне нежелательным упоминанием их имен в редакционных материалах, о чем уже писал «Новый Город».
Суды в последнее время довольно однозначно и тенденциозно трактуют законодательство в случае, если один из кандидатов усмотрит в появлении фамилии конкурента в СМИ ущемление своих прав и подаст соответствующий иск. В работе редакций наступят тяжелые времена, когда ведущие городские ньюсмейкеры как бы перестанут существовать в силу своего «кандидатского» статуса. Иначе — штраф.
Впрочем, политические и коммерческие интересы могут оказаться выше штрафов. И тогда все мы, чисто теоретически, можем стать свидетелями, как те или иные кандидаты начнут появляться на экране в виде всевозможных «экспертов», «собеседников» и прочих говорящих голов. А что — очень элегантное решение — отсечь от эфира всех, чтобы предоставить его затем избранным. При этом очевидно, что такая «избранность» может дорогого стоить. Надеемся, однако, что до столь «тонких» политтехнологий дело не дойдет. Предвыборный медийный пейзаж в Сургуте и без того будет довольно кривым.
Официальная предвыборная кампания стартует 12 февраля и продлится ровно месяц. 12 марта нас ждет так называемый день тишины. В настоящее время о своем желании баллотироваться в городскую думу сообщили 65 человек. В избиркоме ожидают, что кандидатов будет в три раза больше.