Третий день продолжается транспортный коллапс в московских аэропортах: сотни рейсов задержаны, тысячи пассажиров уже готовы штурмовать стойки регистрации и представительства авиакомпаний. Корреспонденты СИА-ПРЕСС обзвонили экспертов с вопросом: «В чем причина авиационного коллапса в Москве?».
Генеральный директор ОАО «Аэропорт Сургут» Евгений Дьячков так прокомментировал ситуацию:
«Подобные ЧП нужно прогнозировать и отрабатывать выход из них заранее. Ведь все началось с того, что аэропорт Домодедово оказался обесточен и эту проблему не решили в течение первых часов. При том уровне нагрузки и интенсивности работы задержки рейсов и все сопутствующие проблемы начали накапливаться как снежный ком. Первичный и далеко не самый критичный сбой (который, при соответствующей подготовке, можно было разрешить очень быстро) стал причиной целого транспортного коллапса».
Но разве не могли авиакомпании и аэропорты, уже понимая, что ситуация вышла из под контроля, перегруппироваться и направить задерживающиеся рейсы в другие города, находящиеся недалеко от Москвы? Или же вообще призвать пассажиров сдать авиабилеты без каких-либо штрафов, дабы не усугублять уже имеющиеся сложности? Как выяснилось, сделать это очень сложно: деньги, заплаченные пассажирами за билеты, не остаются на счетах авиакомпаний, а уходят в оборот. Соответственно, далеко не у всех авиакомпаний (особенно в условиях новогоднего ажиотажа) могут быть финансовые резервы для возврата денег за все задержанные рейсы.
Представитель топ-менеджмента одной из крупных региональных авиакомпаний сообщил корреспонденту СИА-ПРЕСС, что проблема состоит в построении всей системы авиационного сообщения в стране:
«Весь процесс от момента продажи билетов, наземного обслуживания пассажиров, их перелета, бортового обслуживания и до выхода их из аэропорта прибытия не отлажен законодательно. Например, по закону, авиакомпании обязаны при задержке рейсов кормить пассажиров каждые два часа. Но если ситуация такая, как сейчас в Москве, где в аэропорту находится несколько тысяч человек, то кормить приходится при помощи находящихся там точек общепита. А бутылка воды и бутерброд там стоят несколько сотен рублей. То же самое с гостиницами: при долгой задержке рейсов мы обязаны предоставить пассажирам номера – но ведь в той же Москве возле аэропортов очень мало гостиниц и они очень дорогие. Получается, авиакомпании из тех денег, что им заплатили пассажиры, вносят плату аэропортам за наземное обслуживание, и потом нас же вынуждают дополнительно за свой счет кормить, поить и расселять пассажиров, которые задерживаются, по сути, из-за сбоев в работе аэропорта. Эту систему нужно внимательнейшим образом просмотреть и отладить подобные очевидные нестыковки».
Руководитель сургутского аэропорта согласен, что проблема заключается в системе авиаперевозок, но несколько с другой стороны:
«В нашей стране развалена система региональных аэропортов. Авиасообщение замкнуто на московский аэроузел, но это – стратегическая ошибка, которая может стоить транспортной безопасности всей страны. Судите сами: в Домодедово прошел ледяной дождь, оборвало провода, через два дня Москва увязла в авиационном коллапсе. Сейчас это капризы погоды, а вдруг завтра будет целенаправленная акция? Если уж все яйца сложили в одну корзину, так надо ее беречь от подобных катастроф. А лучше: уже сейчас развивать систему региональных хабов, чтобы можно было перераспределять рейсы через другие аэропорты».
Отметим также, что за последние годы в авиационной отрасли происходили ужесточения требований, которые повышали минимальное количество персонала в аэропортах. Таким образом повышались и издержки наземного обслуживания, что в итоге привело к стагнации и закрытию многих аэропортов. Тем временем большинство рейсов (особенно, международных) завязаны через московские аэропорты. Нынешний транспортный коллапс продемонстрировал, что столица на этот раз взяла на себя больше, чем может «пережевать» и «переварить». Возможно, этот случай станет тревожным звонком для властей и запустит процесс возрождения региональной политики в целом, а не сосредоточения всей жизни и всех благ исключительно в Москве.