16+
Больше новостей
Больше опросов

​Как это по-русски?

Маленькие мигранты заново учатся читать и писать

Фото И.Швец
Фото И.Швец

«Ша-ша-ша, мама моет…» «...посуду!» - выкрикивают с места довольные школьники. С житейской точки зрения все верно. Вот только педагог рассчитывал на логически-фонетическое завершение строчки. Дело поправимое, уверены опытные учителя, ведь не первый год в нашем городе приезжих из близлежащих республик детей обучают основам иностранного русского языка.

В начальной общеобразовательной школе № 40 таких учеников сегодня 21. Правда, еще год назад их было 34. Из-за ужесточившихся правил въезда в Россию, кто-то незапланированно остался на родине, накануне отправившись туда в летние каникулы.

В целом маленькие мигранты чувствуют себя на чужбине комфортно. И пусть в первом классе они могут сказать немного: имя-фамилия, пара слов о семье… остальные знания дети впитают как губка и важную роль в этом играют как раз курсы «Развитие языковой, речевой компетенции детей мигрантов», которые ровно месяц как проводят в данной школе.

Для приезжих ребят мы проводим дополнительные занятия, конечная цель учебного курса – формирование у учащихся коммуникативно-речевой и языковой компетенции. Данный курс готовит учащихся к успешному освоению основной общеобразовательной программы, формирует умения и навыки общения на русском языке в учебных и бытовых ситуациях. У многих ребят наблюдается интерференция, лексический запас ограничен, — отмечает завуч Елена Шакирзянова, курирующая направление деятельности по работе с детьми-мигрантами.

Именно поэтому каждый специальный урок русского языка начинается с артикуляционной зарядки. Сегодня темой урока были времена года. Педагог Гульфина Яганшина с присущим учителям терпением и лаской просила детишек логически завешать произносимые ею поговорки. Не все справлялись с заданием, но все старались. Старание – это вообще отличительна черта иностранных детей.

Только вдумайтесь: хорошо, если ребенок поступил сразу в первый класс, а ведь есть такие, кто сначала получал традиционное образование в государстве, учебный план которого часто не совпадает с российским. «В прошлом году к нам в четвертый класс поступил мальчик. В его личном деле отсутствовали оценки по английскому языку и информатике – предметам, которые преподаются в России со второго класса. Нам пришлось составлять план компенсирующих мероприятий, ведь ко всем детям предъявляются одинаковые требования в системе оценки знаний», - говорит завуч. Детям приходится в короткие сроки наверстывать разрыв между школьными программами. И это настоящая проблема, ведь приезжие семьи зачастую испытывают сильные материальные трудности, и нанять репетитора – непозволительная роскошь. Но желание детей как можно скорее все новое перевести в статус привычного, помогает преодолевать самые сложные барьеры.

Хороший пример – сестры Ходжаевы: двойняшки Фатима и Зухро и их сестра погодка Кибрие. Четыре года назад они приехали с родителями из Таджикистана и все вместе стали первоклассницами. По началу девочки едва изъяснялись по-русски, чувствовали себя скованно, стеснялись отвечать на уроках, но скоро освоились и стали принимать активное участие в общественной жизни школы. Более того, старшая Кибрие уже свободно выражает мысли на русском языке, хорошо учится, всегда внимательна и заинтересована на занятиях и помогает подтягивать учебу младшим сестричкам. Можно стать своими среди чужих – было бы желание.


Разумеется, не каждый ребенок способен легко освоиться. Поэтому всех прибывших из-за границы школьников педагог-психолог диагностирует на определение уровня тревожности. И если таковой обнаруживается, то нивелируют его при помощи специальных техник – детей учат говорить друг другу комплименты, выстраивать дружеские взаимоотношения. Хотя в этой области проблем не наблюдается благодаря национальным традициям, семейному воспитанию – детки с особым уважением относятся к старшим, не задирают ровесников, да и последние воспринимают приезжих одноклассников как равных. Можно подумать, что окружающие к ним просто снисходительны, вот только оценки в дневнике говорят об обратном. Вот вам четвероклассник Вахид Акберов. В своем классе он один из лучших в знании русского языка, и не так давно даже занял призовое место на школьной олимпиаде.

Это ли не в полной мере оправдывает введение в школах специальных программ социальной и языковой адаптации? «На базе нашего образовательного учреждения мы впервые проводим такие курсы. Курс «Развитие языковой, речевой компетенции детей мигрантов, не владеющих русским языком» рассчитан на 65 часов и финансируется за счет муниципальной программы «Профилактика экстремизма в городе Сургуте на 2014-2020 гг». Прежде чем приступить к обучению детей, наши педагоги перенимали опыт и практики школ № 4, 7 и 22- эти образовательные учреждения не первый год являются центрами культурно-языковой адаптации детей и имеют большой опыт реализации подобных курсов и программ. Наша школа только год работает в статусе пилотной площадки по реализации программы социализации и адаптации детей-мигрантов, а успехи уже на лицо – ученики стали чище выражаться на русском языке, начинают думать на нем, лучше понимать сверстников», — подытожила директор образовательного учреждения Светлана Кочина.



04 мая 2015 в 11:34, просмотров: 1436, комментариев: 0


Комментариев пока нет.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться


Топ 10

  1. ​СМИ назвали имя нового смотрящего за Югрой 7113
  2. Взрывной рост! За минувший день коронавирус подтвердился у 118 югорчан 4740
  3. ​«До пандемии моих детей никто не лапал»: сургутские родители включились в войну против термометрии в школах 4656
  4. Жители Сургута недовольны бардаком, который развели строители на месте стоянки 2631
  5. Пассажирский автобус сбил пожилого сургутянина 1613
  6. ​«Просушим, заклеим дыру и будет летать»: потерпевший крушение самолет дрифтует по сургутскому озеру 1351
  7. «Мы вас услышали». Администрация Сургута определилась с видом парковки у «Петрушки» 1283
  8. ​Эпоха экстенсивного и интенсивного развития Сургута заканчивается 1242
  9. ​У всех тяжелые травмы: под Нефтеюганском четыре человека пострадали в ДТП 1232
  10. В Сургуте будут судить бывшего сотрудника МЧС за взятки 1111
  1. ​Эдуард Иваницкий: «Мы как занюханный колхоз, который радуется приезду Киркорова...» 18077
  2. Евгений Дьячков: «Как ни странно, государство сдержало обещания о гарантированных выплатах в поддержку авиаотрасли» 11024
  3. ​Два человека выжили после падения самолета на воду в Югре 10593
  4. Сургутнефтегаз сохранил лидирующую позицию в рейтинге крупнейших компаний страны 9862
  5. Жители Сургута пожаловались на незаконный ларек 7920
  6. В Сургуте неизвестным веществом отравились два подростка 7121
  7. ​СМИ назвали имя нового смотрящего за Югрой 7113
  8. ​Семье умершего от отравления школьника в Сургуте оказывают психологическую помощь 5881
  9. ​Наталья Комарова начала перетряхивать правительство Югры 5763
  10. Под Сургутом столкнулись три легковушки 5717
  1. Владимира Зятькова, погибшего на реке Черная, похоронили в Ишиме 644106
  2. Жителя Сургута оштрафовали на 30 тысяч за картинки с Летающим Макаронным Монстром 269400
  3. ​Кто такой Зятек? 58986
  4. Аферист обманом оформил на сургутянку кредит 53085
  5. ​Жительница Нефтеюганска продала горожанам путёвки, но деньги присвоила себе 34094
  6. ​В Сургуте погиб последний «классический» вор в законе Владимир Зятьков 31323
  7. ​Четверо погибли, четверо госпитализированы: в Сургуте крупное ЧП на реке 30968
  8. Десять сургутских спортсменов стали мастерами спорта 23720
  9. ​Почему глава Сургутнефтегаза Богданов не праздновал День нефтяника с министрами и губернатором Комаровой 23464
  10. Слишком много истории?.. 23345