Появление женщины в списке кандидатов на должность губернатора ХМАО, безусловно, знаковое событие. У российской политики мужское лицо, и высшее руководство страны неоднократно получало в свой адрес укоры в том, что женщинам-политикам не дают дорогу на ключевые государственные должности в регионах. Исключение сделано только для Валентины Матвиенко. Включение Натальи Комаровой в список претендентов на должность губернатора ХМАО можно расценивать как ответ на обвинение российской власти в сексизме. Добавим, что Наталья Комарова – политик федерального уровня, она долго работала на Ямале и считается лоббистом Газпрома.
«Она – представитель Газпрома»
Включение Натальи Комаровой в список кандидатов в губернатора ХМАО изрядно удивило политических экспертов. Известно, что Наталья Владимировна – представитель ямальской политической элиты. Более того, она креатура Газпрома, а у Газпрома в ХМАО практически нет политических интересов – деятельность газового гиганта сосредоточена на Ямале.
Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко считает, что Комарову было бы уместно включить в другой список – кандидатов на губернаторский пост Ямала. "Она представитель Газпрома - компании, у которой мощный лоббистский ресурс и поддержка на федеральном уровне. Поэтому свой человек в Югре им вряд ли сильно нужен, Газпрому и так ни в чем не откажут. Но Комарова - женщина, и президенту, который очень внимательно относится к мнению Запада, может показаться привлекательной идея назначить губернатором женщину", - заявил Минченко в интервью одному из агентств.
Были слухи, что появление Натальи Комаровой с список по ХМАО связано с ее публичной раскруткой перед назначением губернатором ЯНАО. Однако, как справедливо отмечают некоторые СМИ, в истории губернаторских назначений еще не было случая, когда один и тот же политик присутствовал одновременно в нескольких списках назначенцев. Вот и в списке кандидатов на должность губернатора Ямала Комаровой не оказалось. Значит, ее фамилия в «югорском» списке возникла по другой причине.
Здесь версия такая
Если, как говорят аналитики, кандидатура Натальи Комаровой была поддержана не без участия вице-премьера Сергея Собянина, то вполне возможно, что это - часть плана по дальнейшему развитию северных территорий. Правительство страны демонстрировало единодушие с руководством Газпромом по одному очень важному вопросу. Оно считало, что дальнейшее развитие Севера Западной Сибири должно осуществляться с использование вахтового метода. Эта позиция была поддержана и Газпромом. Им оппонировали действующие губернаторы ХМАО и ЯНАО Александр Филипенко и Юрий Неелов. Возможно, продвижение Натальи Комаровой – элемент переговоров с губернатором Филипенко по поводу принципов дальнейшего развития региона (то есть фактически отказ от развития инфраструктур некоторых населенных пунсктов и возвращение вахтового метода). Ведь нефть не вечна, а признаков существенной диверсификации региональной экономики по-прежнему не наблюдается. И когда-нибудь придется всерьез задуматься о том, что делать с северными моно-городами, а также с полуторамиллинным населением Югры.
Возможно, освоение Баженовской свиты и реализация проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный» будут осуществляться уже вахтовым методом.
ХМАО под управлением губернатора Комаровой, или
А при чем тут Газпром?
Какие изменения можно ожидать в развитии ХМАО, если гипотетически предположить, что намерения федерального центра по отношению к Наталье Комаровой серьезны, и она вдруг возглавит правительство округа?
В первую очередь, конечно, стоит ожидать серьезных кадровых перестановок в правительстве округа и как следствие – передела сфер влияния в региональной элите. Если Владимир Асеев и Сергей Сарычев – «свои люди» для аппарата Александра Филипенко и в случае их прихода ротация кадров среднего звена в правительстве маловероятна, то приход нового человека, «чужака», всегда сопровождается обновлением команды.
Что касается перспектив развития экономики и тех бизнес-проектов, которые могут быть реализованы, то эксперты рано списали со счетов интересы Газпрома. Впрочем, речь идет не только о Газпроме.
Если проследить за тем, чем занималась Наталья Комарова в качестве председателя комитета Госдумы по природным ресурсам последнее время, то это в основном проблемы рыболовства и рыбного хозяйства. Конечно, для ХМАО рыболовство и переработка рыбы – это скорее история, это больше можно отнести к традициям «донефтегазового» периода хозяйствования. Но буквально недавно, на встрече губернатора Александра Филипенко с руководителями партийных организаций, лидер окружного комитета КПРФ Виктор Кононов подверг критике окружные власти за то, что в округе не развивается рыбная отрасль. Мол, столько рыбы у нас в Югре, а никто ею не занимается – ни в Сургуте, ни в Ханты-Мансийске нет соответствующих заводов.
Впрочем, с трудом верится в то, что Москва стала бы менять губернатора стратегического региона для того, чтобы отказаться от нефти в пользу рыбного хозяйства. Это, простите, полный бред.
Другое дело – Газпром. В настоящее время дочка Газпрома – Газпромнефть - активно наращивает объемы добычи нефти в Ханты-Мансийском округе. И неверно полагать, что у Газпрома в ХМАО нет своих интересов. Создано добывающее предприятие Газпромнефти, ООО «Газпромнефть-Хантос» (в 2005 году). Занимается геологоразведкой и эксплуатацией месторождений Газпромнефти, расположенных в ХМАО и Тюменской области: Приобского, Пальяновского, Зимнего. В 2008 году предприятие добыло 7,4 млн. тонн нефти, ввело в эксплуатацию 315 скважин. Основной объем нефтедобычи приходится на Южно-Приобское месторождение, объем извлекаемых запасов которого составляет около 200 млн. тонн нефти.
Недавно прошло сообщение о том, что на Пальяновском месторождении (на западе ХМАО) ООО Газпромнефть-Хантос добыло полуторамиллионную тонну нефти. Причем, особо отмечается, что такой результат обеспечен «благодаря внедрению инновационного подхода к разработке пластов, грамотному менеджменту и предельной отдаче коллектива», как официально сообщается в пресс-релизе компании. То есть газпромовская нефтедобывающая дочка позиционирует себя как инновационную компанию, использующую современные технологии. Звучит политически уместно и современно, не правда ли?
Два года назад руководство Газпромнефти в лице Александра Дюкова заявляло о перспективных планах в Югре – о существенном увеличении добычи нефти и десятках миллиардов рублей инвестиций, направляемых в регион.
Отсюда следует, что интересы у Газпрома в ХМАО есть, и интересы не то чтобы малосущественные. И если говорить о перспективных проектах освоения недр, то вместо малых нефтяных компаний, на которые ставит сегодня руководство ХМАО и интересы которых, якобы, близки лидеру югорских единороссов Александру Сидорову (выпавшему из первоначального списка кандидатов на должность губернатора), этим делом вполне мог бы заняться Газпром. То есть Газпромнефть. То есть Газпром нефть – Хантос.
Ведь ясно же сказано – компания использует инновационные технологии, а это как раз то, что нужно для освоения «трудных запасов».
Это, конечно, всего лишь версия, но вряд ее стоит списывать со счетов.