Дмитрию Медведеву напомнили о майоре милиции Алексее Дымовском из Новороссийска, который публично выступил с обвинениями в адрес руководства в связи с фактами злоупотреблений и коррупции. В частности, - о фабрикации уголовных дел для повышения уровня раскрываемости. О Дымовском, точнее, уже о «синдроме Дымовского» на встрече с президентом заявила председатель президентского Совета по развитию институтов гражданского общества и правам человека Элла Панфилова. Заметим, что вслед за Дымовским с публичными обращениями в интернете уже выступили еще 8 офицеров милиции.
По мнению правозащитников, правоохранительная система прогнила настолько, что против нее стали выступать рядовые сотрудники милиции, не взирая на давление со стороны начальства. В это и есть «синдром Дымовского». «Это сигнал о том, что правоохранительную систему необходимо вначале оздоровить, а затем усиливать» - заявила Элла Панфилова на заседании Совета с участием президента.
Что примечательно, часть выступления Панфиловой, касающаяся Дымовского, не попала в стенограмму, опубликованную на официальном сайте Кремля (Kremlin.RU). Судя по всему, Кремль не готов обсуждать проблему Дымовского и его последователей, по крайней мере, публично. Во всяком случае, по сообщению СМИ, комментирующих заседание Совета, Медведев никак не отреагировал на тезисы Панфиловой по части Дымовского. Президент лишь довольно общо заметил: «Что касается ряда наиболее резонансных вещей, то по ним уже работа ведётся».
Однако Дмитрий Медведев отреагировал на тезис Эллы Панфиловой о том, что в России зачастую бесполезно обращаться в суды за защитой прав.
«Совсем плохо, когда люди сталкиваются с ситуациями при которых вынуждены воспринимать суды не как торжество справедливости, а как тупик правосудия, - сказала Панфилова. - Вы понимаете? Нонсенс – суды как тупик правосудия, это вообще просто разрушает правовое общественное сознание. В подобных случаях, когда возникает фраза чиновников «обращайтесь в суды» в ответ на возмущённые жалобы, то её люди воспринимают уже как насмешку. Особенно очевидна часто бывает бессмысленность обращения в суд при массовых фальсификациях на выборах и использовании административного ресурса или при неудачных попытках провести митинг или шествие несознательными, с точки зрения бюрократии, гражданами».
Дмитрий Медведев ответил, что «как человек, давно занимающийся правом», он не согласен с жесткой критикой судов со стороны правозащитников. «Я с этим в корне не могу согласиться, - парировал президент. - Потому что альтернативой обращения в суд что может быть: либо самосуд, что мы уже, как Вы понимаете, проходили неоднократно в истории нашего государства в разные периоды, либо обращение в партком. И то, и другое находится вдалеке от магистрального пути развития цивилизации. Поэтому при всем нашем самом, может быть, скептическом отношении к тем или иным правовым институтам, к тому, что мы все должны видеть, наверное, недостатки и в деятельности суда, мы должны все, включая и представленных здесь защитников прав граждан, стараться способствовать авторитету суда, даже если мы понимаем, что он несовершенен. Потому что всё остальное – цивилизационный тупик».