Дискуссия о необходимости изучения основ религий в школе ведется уже достаточно давно. Анонсируя введение в федеральный образовательный стандарт курса «Основы религиозных культур и светской этики», директор департамента образования администрации г. Сургута Татьяна Османкина встретилась с журналистами и поведала подробности.
34-часовой курс, рассчитанный на изучение в последней четверти четвертого – первой четверти пятого класса, является обязательным для всех школьников. Впрочем, это вовсе не означает принудительного изучения религии. Курс состоит из шести модулей. По выбору родителей учащиеся могут познакомиться с основами одной из четырех религий мира – православия, ислама, буддизма или иудаизма. Для тех, кто пожелает изучать их в комплексе, предусмотрен модуль «Основы мировых религиозных культур».
«Это не значит, что религия входит в школу. Особо подчеркну: предполагается лишь изучение основ. Курс носит мировоззренческий, нравственный характер», – заверяет Татьяна Османкина. Те родители, кто все же не хочет, чтобы их чада вообще касались вопросов вероисповедания в школе, могут выбрать нейтральный модуль «Основы светской этики». Его же предлагают выбрать и представителям конфессий, которые не представлены в рамках курса. К слову, предварительное изучение выбора показало, что данный модуль лидирует в списке предпочтений: его выбрали 66,4 процента всех опрошенных.
Назвав небезосновательными опасения по поводу того, что религия в школе может стать причиной конфликтов на национальной почве, Татьяна Османкина заявила, что в стране, в которой проживает огромное количество этносов, от этого не застрахован никто. А курс тем не менее нацелен, скорее, на формирование толерантности, умения жить вместе людям разных вероисповеданий, чем на разделение их по национальному признаку. Более того, новый федеральный образовательный стандарт имеет целью воспитание патриотизма, объединяющего представителей всех народов. «Впервые за несколько десятков лет сформулирована задача формирования гражданской идентичности, – отмечает Татьяна Османкина. – Она нужна нам для того, чтобы учащийся мог уважительно сказать о себе: «Я – гражданин России», и только потом: «Я – русский; я – татарин; я – дагестанец» и так далее». Основная роль в выполнении этой задачи отведена предметам гуманитарного цикла и системе внеурочной воспитательной работы. Дополнительным инструментом в этой работе станет и курс «Основы религиозных культур и светской этики», призванный внедрять общечеловеческие ценности. «Они есть в любой религии, – подчеркнула на встрече Османкина, – и это ценность семьи, уважение друг друга, ценность дружбы, сопереживания, добра как понятия».
Тагир-хазрат Саматов, муфтий ХМАО – Югры:
«Безусловно, этот проект вызывает одобрение. Очень хорошо, что школьникам предоставляют возможность выбора, а не заставляют изучать что-то одно. В нашем округе мусульмане проживают не так компактно, как, например, в Татарстане и других регионах, однако этот предмет наверняка будет здесь востребован. Изучая основы ислама, и ребенок, и его родители могут почерпнуть что-то новое, полезное для своего нравственного развития».
Антоний Исаков, протоиерей, настоятель прихода храма в честь великомученика Георгия Победоносца:
«Я думаю, мы сильно опоздали с введением такого курса: это было надо делать как минимум лет десять назад. Кроме того, интересен вопрос, кто будет преподавать основы религий, то есть насколько компетентны педагоги. Настороженность вызывают и предпочтения родителей. Большинство их высказались за модуль «Основы светской этики» и тем самым расписались в собственной беспомощности перед ребенком, в неспособности объяснить ему, что такое хорошо и что такое плохо. Я считаю, было бы честнее предложить не основы светской этики, а комплексное изучение мировых религий: знать эти вещи необходимо всем».
Справка
Курс успешно прошел предварительную апробацию в 19 регионах России. Согласно исследованиям, более 80 процентов родителей высказались за его внедрение в систему образования.
Кстати
К преподаванию основ религиозных культур и этики будут привлечены 97 сургутских педагогов – в основном, учителей истории, русского языка и литературы. Все они прошли соответствующие курсы повышения квалификации.