На грязные улицы Сургута не хочется выходить. Виной всему смесь песка и соли, которой этой малоснежной зимой щедро посыпаны и тротуары, и проезжая часть. Делается это, конечно, ради безопасности пешеходов и водителей, но можно ли при этом учитывать безопасность экологическую, не говоря уже об ущемлении эстетических чувств горожан?
Командир отдельного батальона ДПС ГИБДД УМВД России по Сургуту Сергей Внуков считает, что разбрызгивание песчано-солевой смеси в зимний период просто необходимо: «Во-первых, это снижает аварийность. Мы просто в обязательном порядке заставляем эксплуатирующие организации посыпать дороги песком. Как иначе бороться со скользкими дорогами? Может быть, мера не совсем эстетичная, но очень действенная». Прокурор природоохранной прокуратуры Михаил Альшевский знает о том, что есть проблема излишнего нанесения песка, но Сургута она вроде бы не касается: «Существуют нормативы распространения песчано-солевой смеси, которые нельзя нарушать. К нам поступало обращение от жителя Березовского района, который увидел нарушения в излишнем количестве смеси на дороге. Там мы провели проверку, а в Сургуте и Сургутском районе таких жалоб не было».
Попытался внести ясность заместитель руководителя комитета по природопользованию и экологии администрации Сургута Федор Таран: «Ущерб природе может быть нанесен не песком, а солью. В смесь добавляют техническую соль, которая может засолять землю, портить обувь и авторезину. Но, уверяю вас, от огромного количества выхлопных газов, от протекающего машинного масла, от утечек бензина вреда для природы гораздо больше».
В Сургуте, как и в большинстве других городов России, до сих пор используют устаревшие методы борьбы с гололедом. Странно: песчанная пыль, поднимаемая ветром, — это удар по тысячам астматиков и аллергиков, да и здоровым людям не очень-то приятно дышать ею. Кстати, многие годы власти Сургута ставят себе в заслугу именно борьбу с уличной пылью: мол, для этого не жалеем и денег на озеленение. Однако, так же как и 20, 30, 40 лет назад, дороги посыпают песком и солью. Экологи, автолюбители, обладатели домашних животных и кожаной обуви нервничают, но проблема остается, разъедая резину и кожу. А весной гремучую смесь сметают к обочине и убирают прямо на газоны. Летом, как результат, мы получаем пыль, которая оседает на деревьях и в легких человека, также песком забивается система ливневой канализации.
Небезопасных побочных эффектов у «микса» песка и соли немало, и они не ограничивают свою деятельность проезжей частью и тротуарами. Соль способна разъедать и металл. Турбулентные потоки воздуха поднимают реагент на 15-17 метров над землей, а ветер разносит его практически по всему городу.
Неудивительно, что в Москве дорожники отказались от посыпки дорог солью и пробовали вместо нее применять доломитовую муку. Подобная песчано-доломитовая смесь намного тяжелее соляно-песчаной, над обработанной поверхностью она поднимается максимум на метр и далеко не распространяется. Кроме того, доломитовая мука не оказывает ярко выраженного пагубного воздействия на растительный мир.
Аналогичный противогололедный реагент применяется и во Франции. Но там пошли еще дальше. На участках дорог, проходящих в пределах особо охраняемых природных территорий, французы используют особые смеси, эффективно растапливающие снег и при этом абсолютно безопасные для окружающей среды. Правда, стоимость их — около трех долларов за килограмм, и, естественно, засыпать все дороги подобным составом не получится.
В некоторых регионах Польши и Швеции на тротуарах и дорожках применяется гранитная крошка, технология ее применения предполагает сбор крошки для повторного использования. Игорь Газизов, начальник отдела по содержанию, ремонту автомобильных дорог и благоустройству департамента городского хозяйства, считает, что нет альтернативы существующему противогололедному материалу, состоящему на 90-95 процентов из песка и на пять-десять процентов из соли. В Сургуте давно рассматривают предложения перехода на другие смеси, но идеального варианта не находят.
«Опыт Москвы и других городов показал, — говорит Игорь Газизов, — что гранитная крошка не идеальна, она переносится на обуви и царапает напольные покрытия в помещениях. В этом отношении используемый нами песок менее агрессивен. Технология жидких противогололедных материалов очень тонкая. При неправильном ее использовании в условиях низких температур легко получить обратный эффект: дорога превращается в каток. В Сургуте жидкий ПГМ применяется только на одном объекте: путепроводе в районе автовокзала, предотвращая коррозию металла на стальных конструкциях сооружения. Но весь город перевести на эту технологию нереально».
А между тем с 2010 года в Европе активно используется ноу-хау — в асфальте устанавливаются элементы, которые накапливают тепло, а зимой происходит автоматический подогрев дороги, снег тает сам по себе. Но для сибирских условий дороги с подогревом — большая роскошь. Поэтому и лежат на наших дорогах тонны песка, которые становятся в теплое время основой для уличной распутицы. Летом песок превращается в пыль, а следующей зимой на дороги высыпаются очередные тонны смеси. С этим, пожалуй, никакое озеленение не справится...
Справка: В 2011 году почти во всех регионах начали использовать современные технологичные противогололедные материалы, причем лидером является Москва. Там не только отказались от песчано-солевой смеси, но и перешли на обработку дорог в основном жидкими ПГМ, более эффективными по сравнению с твердыми.
Кстати: Еще одна местная проблема — все СНиПы по антигололедным покрытиям подогнаны под климат Москвы. Там обычная зимняя температура приближена к нулю, что и позволяет максимально активно использовать песчано-солевую смесь и даже экспериментировать с компонентами. У нас уже при –12 градусах эта смесь пользы не приносит.