Выборы в Ханты-Мансийске в самом разгаре. Прошу фотографа Анатолия зайти в КТЦ «Октябрь», где базируется 290-й избирательный участок. Через пару минут он звонит и уточняет, можно ли снимать на выборах. Звоним в пресс-центр избиркома Югры, там уверяют, что снимать нельзя.
Тем не менее, представителям СМИ снимать разрешено в ч. 11 ст. 30 закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Аналогичное разрешение содержится в ч. 14 ст. 23 закона «О выборах Президента Российской Федерации».
Кроме того, эти разрешения продублированы еще и в некоторых местных нормативных актах, например, законах Москвы «О референдумах в городе Москве» (п. 12) и «Избирательный кодекс города Москвы» (п. 12).
Правда, закон не содержит запретов на съемку для других категорий граждан. Из этого можно сделать вывод, что снимать можно всем. Ограничения возможны только при попытках съемки, например, в кабинах для голосования, где запрещено присутствие посторонних, поскольку информация о выборе, сделанном избирателем в ходе голосования, является тайной (разумеется, сам избиратель может эту тайну раскрыть).
"Я и не собирался снимать в кабинках, а также бюллетени и лица голосующих, - делится фотограф Анатолий Филатов. - Сделал пару кадров. Подходит женщина – видимо, главная. Просит предъявить удостоверение журналиста. Такого с собой нет. «Удалите фотографии, пожалуйста! Снимать на избирательных участках нельзя». Объясняю, что согласно законодательству, мы не можем снимать только в кабинках и сами бюллетени, чтоб не нарушать тайну голосования. Женщину такой ответ не устраивает. «Вы показываете удостоверение прессы. Мы вас регистрируем. После этого – снимаете, - четко объясняет она. – В противном случае мы поможем вам выйти». Я нарываться не стал и удалил фотографии.
В законе «О СМИ» говорится, что под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию. Так что требовать документов на участке не имели права. Максимум – просить документ, удостоверяющий личность, и телефон редактора, чтобы подтвердить, что задание от редакции действительно было.