На фоне выдвижения кандидатов в губернаторы ХМАО в Мегионе нарастает беспокойство в связи с увольнением директора ведущей школы города, как предполагается, по политическим мотивам. «Выборы, выборы, кандидаты пи…ры» - прокомментировал происходящее в Мегионе один наш коллега с известного издания. За более взвешенными комментариями мы решили обратиться к эксперту – известному в УрФО политологу Константину Киселеву.
- Как вы считаете, зачем Кремлю было необходимо так усложнять процесс назначения губернатора ХМАО? Сначала один список, потом второй… И кандидаты сильные – вице-губернатор Тюменской области Сарычев, председатель комитета Госдумы по экологии Комарова… Зачем это?
- Безусловно, все это технологично. Первый элемент этой технологии – обязательно включать в список кандидатов действующего губернатора, даже если принято решение о его смене. Между внесением списка и решением президента об утверждении проходит большой срок, и если губернатора в регионе не будет, то власть будет полностью парализована. Поэтому действующий губернатор будет присутствовать в списке, несмотря на то, плохо или хорошо к нему относятся. Это первое. Второй момент этой технологии связан с тем, что поскольку неопределенность остается, паралич власти, хоть и не в радикальных формах, все же существует. По Свердловской области это четко было видно. Это было видно и по бюджетному процессу, и по принятию ряда законопроектов. Российской власти по ее психологии необходима определенность. В нашей власти любой чиновник является не классическим бюрократом, а политическим назначенцем. Власть политизирована, и в ситуации неопределенности она перестает функционировать. Отсюда вывод – технология назначения гораздо хуже выборов, когда ситуация более прогнозируема благодаря социологии.
- Но ведь нельзя отказать создателям «вертикали власти» в практичности? Зачем-то это сделано?
- А второй элемент технологии назначения – это возможность торга. Длительный срок раздумывания для президента (90 дней – ред.) и включение в список сильных кандидатур приводят к тому, что…
- Подлежащее назначению лицо становится сговорчивей и уступчивей…
- Совершенно верно. Те ресурсы, которые контролируют региональные чиновники и бизнесмены, находящиеся под контролем региональной власти, могут переходить к структурам, более лояльным Кремлю. Это могут быть финансовые ресурсы, это могут быть промышленные объекты, земля, да все что угодно. На этом, я думаю, вся процедура назначения и построена.
- Как вы считаете, конфликтная ситуация в Мегионе может повлиять на пролонгацию полномочий Александра Филипенко?
- Сегодня любой скандал, естественно, не в пользу Филипенко. Но для того, чтобы повлиять на процесс назначения губернатора, этот скандал должен иметь масштаб пермской трагедии, как минимум. Я думаю, что скандал с директором школы в Мегионе не помешает назначению Филипенко. С одной стороны любой скандал – это аргумент со стороны его противников, но он никогда не будет решающим. Скандал – это не ресурс. Тот факт, что на железной дороге 40 процентов откатов, не повлияло на назначение Мишарина (губернатором Свердловской области – ред.)