16+
Больше новостей
Больше опросов

Плата за проезд

Депутаты и чиновники Сургута спорят о дотациях городского пассажирского транспорта

Скоро будет обсуждаться один из самых «жирных» вопросов бюджета о дотировании городского пассажирского транспорта. На 2012 год перевозчики определились с аппетитами – запросили 600 миллионов рублей для покрытия расходов. Эта цифра почти в два раза превышает дотацию 2008-го года, тогда она составляла 370 миллионов. Любопытно, что с тех пор автопарк перевозчиков практически не изменился, услуги не претерпели никаких изменений, количество маршрутов не увеличилось. Согласно статистике, инфляция с начала 2008 года по настоящий момент составила чуть более 40%. Нетрудно подсчитать, что 370 миллионов образца 2008 года нынче равны 518 миллионам рублей. Получается, что аппетиты транспортников выросли в чистом виде на 80 миллионов? Возможно, все дело в том, что снизился пассажиропоток и, таким образом, выросла себестоимость одной поездки в городском автобусе. Другое дело, что решать эту проблему можно не только простым увеличением дотаций, а оптимизацией самих перевозок. Например, выводить на маршруты автобусы меньшей вместимости.

Наши представления о том, что цена билета на общественном транспорте незначительна (всего 16,5 или 19,5 рублей в автобусе и маршрутке соответственно) на самом деле несостоятельны. Деньги в городском бюджете берутся не из воздуха – это наши налоги. И судя по размеру дотаций, за счет наших налогов пассажирские перевозки – удовольствие недешевое для всех, независимо от того, пользуемся мы городскими автобусами или нет. На что пойдут запрашиваемые 600 миллионов? Готовы ли их с умом потратить перевозчики, или правильнее найти новых исполнителей этой услуги, а может, отдать их на ремонт школ и детских садов – такую дилемму предстоит решить слугам народа. Если все пойдет по обычному сценарию, который повторяется из года в год, то деньги все же получат транспортники. Но группа депутатов в составе Дмитрия Пахотина, Евгения Дьячкова, Сергея Рябова, Владимира Болотова достаточно активно выступает против такого расклада. Они утверждают, что деньги тратятся неэффективно, а отчеты по их использованию непрозрачны.

Нарушения, близкие к уголовным

Специалист-эксперт контрольно-счетной палаты при городской думе Раиля Гаянова в 2009 году занималась проверкой работы предприятий общественного транспорта, получающих субсидии из городского бюджета. Выводы КСП с подробными перечислением обнаруженных нарушений выложены на сайте администрации. Несмотря на то, что информация эта находится в свободном доступе, она не заинтересовала ни прокуратуру, ни налоговые органы. Хотя там есть с чем поработать. Вот только один факт, приведенный Раилей Гаяновой: «Один из перевозчиков – ООО ТК «Призвание» – взял в субаренду землю и помещения для стоянки автомобилей, что по законодательству делать нельзя. За эту финансовую операцию руководитель субсидируемого предприятия перевозчиков заплатил почти 13 миллионов рублей. Они были вписаны в статью расходов организации. После выявления факта руководитель транспортной компании вернул 800 тысяч рублей. Административным штрафом в сумме 1000 рублей был наказан один из арендаторов. И все. Куда ушли эти деньги, нам неизвестно».

Всего транспортных компаний на сургутском рынке перевозок – 12. Из них только четыре предприятия получают субсидии. Все фирмы перечислены на том же сайте администрации. Но многие из них имеют общий адрес и одни и те же телефоны. Как рассказала Раиля Гаянова, при проверке контрольно-счетной палатой в помещении одной фирм находилось сразу несколько организаций, занимающихся одним видом деятельности. Без всякого стеснения при проверяющих они передавали папки и документы от одного стола к другому (читай, из одной организации в другую), когда требовались какие-то отчеты. КСП зафиксировала: «выборочной проверкой билетно-учетных и контрольно-путевых листов кондукторов установлены факты «постоянной периодичности» – одни и те же водители на одних и тех же автобусах в течение рабочего дня работают по маршрутам различных перевозчиков».

Наиболее вероятной представляется такая схема работы: предприниматель регистрирует несколько фирм-перевозчиков. Одна из них выигрывает лот на маршрут по перевозке пассажиров и официально получает субсидию. Себестоимость одного километра пробега раздувается до 76 рублей (на этот год планируется ее увеличить до 89 рублей) туда вкладываются также все затраты фирм, которые не получают дотации. Прекрасные условия для бизнеса: работать только на прибыль.

Как сообщает контрольно-счетная палата, в 2009 году отследить выполнения рейсов с применением АСДУ, автоматически наблюдающей движение автобуса в режиме реального времени, по техническим причинам было невозможено из-за удаленности отдельных участков маршрута от зоны покрытия радиосигнала. Отчет же может напоминать сочинение на свободную тему. Отсутствие надлежащего контроля периодичности и количества рейсов косвенно подтверждает и такой факт: в городе уже несколько лет поднимается вопрос о размещении на каждом остановочном комплексе таблички с расписанием маршрутов автобусов. Чаще всего приходишь на остановку и даже не знаешь, когда и какой маршрут появится. Но удобство пассажиров – это одно, а выгода перевозчиков – совсем другое. Скорее всего, эти таблички никогда не появится, потому что станут фактическим «документом», сообщающим о количестве рейсов по маршрутам. А это автотранспортным предприятиям, судя по всему, абсолютно не выгодно.

Контрольно-счетная палата раскрыла еще один способ списания убытков: на маршрутах в садово-огороднические товарищества пенсионеры имеют возможность бесплатного проезда, такое решение приняла городская дума. Но посчитать реальное количество перевезенных льготников невозможно, цифры берутся с потолка. Как укажет перевозчик, так и оплатит бюджет. Хотя по законодательству пенсионеры имеют право на монетизацию льгот, в частности при предоставлении определенных документов в управлении социальной защиты населения они получают по 600 рублей ежеквартально за проезд на общественном транспорте.

ТК «Призвание» выявлены манипуляции с горюче-смазочными материалами. Заправочные карты не закреплены за водителями, поэтому счета на ГСМ могут быть расходами любой другой организации.

Платим за процесс

Директор ООО «Траффик» Николай Плеханов, который начал заниматься пассажирскими перевозками еще в качестве водителя в 1976 году, знает об этом бизнесе все. Он считает, что пассажирские перевозки планово-убыточные во всем мире: «Отсутствие у депутатов знаний в области автотранспортных перевозок позволяет им утверждать, что мы работаем по серым схемам. У меня 20 автобусов большого класса, сейчас их все надо переобуть на зиму. Это мне обойдется в два миллиона рублей. Ежедневно каждой машине я должен залить в бак топлива на три с половиной тысячи. Итого получается 70 тысяч на заправку в день. Есть в организации 20 водителей, диспетчеры, механики, слесари, которые должны получать зарплату. Не забудьте, что в наших суровых климатических условиях транспорт должен находиться в отапливаемых боксах, запасные части, масла и жидкости необходимо регулярно менять. А прибыль наша такая: ежедневная выручка составляет 80-85 тысяч рублей. Вот и считайте, можем ли мы быть убыточными или нет?»

Николай Плеханов забыл упомянуть, что сейчас самая большая проблема у транспортников – кадровая. Идти на работу, где отвечаешь за человеческие жизни, а получаешь мизерную зарплату, никто не хочет. Стоимость билета определяется распоряжениями губернатора и главы города. Поэтому изменить пресловутые 16,5 рублей за билет никто не вправе. Кроме того, люди, садящиеся в общественный транспорт, должны быть уверенными, что с утра машину проверила техническая служба, водитель прошел медицинское освидетельствование, что в свое время он сдал все минимумы на знание правил дорожного движения, оказание первой медицинской помощи и действий при пожаре. Николай Плеханов считает, что вопрос о сокращении субсидии для перевозчиков возник неслучайно: «Некоторые депутаты лоббируют вопрос о ремонтах и замене окон в учебных заведениях, туда и хотят переправить деньги транспортников. Вот в чем вся проблема».

Директор ООО ТК «Призвание» Андрей Мельник утверждает, что 600 миллионов, которые перевозчики запрашивают для покрытия своих расходов, давно просчитаны департаментом финансов и департаментом городского хозяйства: «Мы предоставляли массу документов, высчитывались каждый километр пробега и час работы. Если депутаты предлагают эту сумму сократить, то пусть сокращают и количество машин. Что тогда начнется в городе? Мы же деньги зарабатываем, мы не виноваты, что перевозки у нас убыточные».

avtobus2

Опять кто кого

Перевозчики считают, что группе депутатов, у которых есть строительный бизнес, очень важно получить заказы на ремонты в школах и замену окон в детских садах. Якобы, именно они хотят развалить существующую уже 35 лет систему общественного транспорта в городе ради своих корыстных интересов.

Депутаты же подчеркивают, что их главная задача – заботиться об эффективном использовании городского бюджета. Депутат Владимир Болотов заявил, что механизм субсидирования этой отрасли нуждается в революционном изменении: «Деньги здесь уходят огромные в никуда, без капитализации. Их можно потратить с большей эффективностью, но никто не хочет этим заниматься. И пока я вижу, что нет еще четкого понимания этого вопроса, как обсчитывать убытки, как добиваться их уменьшения. Сейчас пока больше вопросов, чем ответов».

И Сергей Рябов не может безразлично относиться к этой теме: «Самое плохое, что никаких аргументов в пользу такого объема субсидий я не слышу. Специалисты департамента городского хозяйства в ответ на задаваемые вопросы говорят только об угрозе народного бунта. Эта страшилка – единственный аргумент. И совсем не ведется разговор о поисках способов понижения себестоимости перевозок. Предпринимателям прекрасно работается, когда за них город оплачивает все убытки».

Кто прав в этом споре? С одной стороны, социальная составляющая организации пассажирских транспортных перевозок заставляет власти год за годом выкладывать сотни миллионов рублей по запросу перевозчиков. С другой стороны, может быть, пришло время для пересмотра сложившейся системы? Вот что ответил на вопрос о дотациях транспортникам глава города Дмитрий Попов:

«Вопрос достаточно серьезный, и бюджет города действительно несет постоянные затраты на субсидирование пассажирских перевозок. Сложно сегодня однозначно ответить на вопрос, станут ли пассажирские перевозки самоокупаемыми. К сожалению, во всех муниципальных образованиях - и в округе, и в Российской Федерации - это дотируемая деятельность. Что делается в этом направлении? Мы, во-первых, смотрим экономические показатели компаний, которые на этом рынке присутствуют. Во-вторых, все маршруты распределяются согласно федеральному закону №94 ФЗ «О госзакупках».

Уйти в 2012 году от субсидирования мы, конечно же, не сможем. Более того, мы же понимаем, что стоимость проезда и затраты растут из-за инфляции. Расчетные затраты перевозчика на 2012 год выше, чем в 2011 году. Поэтому и в проект мы заложили суммы субсидий, которые превышают показатели 2011 года. В настоящий момент мы как раз с депутатами рассматриваем этот вопрос - как нам минимизировать затраты бюджета и в то же время сохранить количество маршрутов и их периодичность».

Кстати: Депутаты предлагают использовать валидатор – электронную систему для учета выдачи социальных билетов. За 2010 год было выделено 5 3439 532 рубля на перевозку пассажиров, попадающих в льготную категорию. Льготой пользуются пенсионеры по пенсионному удостоверению. Количество пассажиров составило 332 722 человека, но контрольно-счетная палата утверждает, что цифра эта взята с потолка.

Справка: В Стокгольме, где проживает одна четвертая населения Швеции, стоимость проезда в общественном транспорте составляет 2 евро или 80 рублей. Но и при такой высокой цене за билет общественный транспорт продолжает дотироваться государством. По большим улицам там ходят только автобусы большого класса. А из микрорайонов бесплатно к автобусным остановкам общественного транспорта людей доставляют маршрутками.

 



21 октября 2011 в 03:05, просмотров: 2911, комментариев: 4


Комментарии:
Дмитрий Медведев
Цитата:
Что касается льготников на садовых машрутах,то им кондукторами выдавались другие билеты на ездку,отличные от билетов на общем основании.Кондуктора после работы отсчитывались за продажу и тех и других.Сумма передавалась в администрацию для отсчета.
<br /><br />А как это проверить? Получается что выделение субсидии льготникам регулирует только кондуктор. В отчете он может написать что выдал 100 подобных "фантиков" (билетами это тяжело назвать) за день, может 200 или 2000. Цифры с потолка. Или может транспортные предприятия всех кондукторов проверяют на полиграфе после смены?))) А что? Город все равно потом за все заплатит.
Дмитрий Медведев аппс
Сплошная проверка-нереально, штата не хватит у дирекции транспорта, я уверен. Да и не в этом вопрос, я думаю им есть чем заняться. Вопрос такой: зачем создавать заведомо бесконтрольную систему. Зачем полагаться на совесть предпринимателей? Сразу понятно что где есть возможность украсть, там и украдут. <br />Номера то есть, но ответьте что мешает указать вместо 10 пассажиров 1000? Ничего. Отлепил билетов, подбил итог, отчитался, и все красиво.
Дмитрий Медведев
У кондуктора то может и нет интереса, НО у транспортной компании интерес прямой. Чем меньше показываешь доход, тем больше тебе компенсируют недополученную прибыль. Можно самовольно как занижать, так и завышать этот показатель, т.к. система бесконтрольна и полукриминальна.
Дмитрий Медведев аппс
Уважаемый аппс!<br />Конечно не дураки! Только дурак бы не нажился на перевозках, имея возможность. Менталитет таков. Все ведь запутано, что не разберешься. Всегда можно привлечь бабушек и дедушек, написать явно заказную, однобокую статью о социальной важности автобусов, чтобы оградить свою кормушку от людей, желающих разобраться в ситуации. Нет, что Вы, не дураки...<br />Дельное предложение-отказаться от субсидий вообще, ну или хотя бы от 50%. Для начала обрубить кормушку и перестать давать деньги на погашение процентов по лизингу, никаких выплат за арендную плату за гаражи и базы. Но абсурдность ситуации поражает. Что это за бизнес такой, когда частник покупает автобусы в лизинг, а платит за них бюджет города? А после выплаты автобусы остаются в собственности у частника. Это что, подарки? За что? Как можно выплачивать миллионы рублей за аренду производственной базы? Все же взрослые люди и прекрасно понимают механизм аренды земли у самого себя. Получается что и за базу платит бюджет города, в то время как на них же стоят автобусы и маршрутки других транспортных компаний.
Показать все комментарии (4)

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт


Топ 10

  1. Умер Борис Моисеев 1047
  2. Депутаты Думы Сургута приняли досрочную отставку Надежды Краснояровой 766
  3. Водитель автобуса в Сургуте ушел на обед и запер в холодном салоне 14-летнюю школьницу 575
  4. В следующем году капитальному ремонту в Сургуте подлежат три дороги 574
  5. ​Быстро – не значит хорошо 521
  6. Что делать, если вашего сотрудника призвали на частичную мобилизацию? // КОНСУЛЬТАЦИЯ 512
  7. ​Тарас Криштанович: «В Таиланде всеобщий расслабон – это одновременно и хорошо, и в чем-то плохо» 501
  8. В Югре снижается количество заболевших ковидом 480
  9. Спортсмен из Сургутского района поставит мировой рекорд 473
  10. В Сургутском районе ограничили движение авто из-за ненастья 466
  1. Изменятся ли правила выезда из страны в связи с частичной мобилизацией? // СИА-ПРЕСС ОТВЕЧАЕТ 11037
  2. Ответы на популярные вопросы о частичной мобилизации в РФ // СИА-ПРЕСС ОТВЕЧАЕТ 6789
  3. Два одиночных пикета против мобилизации прошли в Сургуте 4060
  4. Как обезопасить свой телефон от прослушки? // КОНСУЛЬТАЦИЯ СИА-ПРЕСС 3310
  5. Рамзан Кадыров предложил частично мобилизовать силовиков 2372
  6. ​Ностальгия среди «берёзок» 2277
  7. ​Сургутянка стала участницей известного воспитательного телешоу 2239
  8. В Югре открыли центр помощи тем гражданам, кого ошибочно мобилизовали 2016
  9. ​Пугачева вошла в горящую избу и пытается на скаку остановить коня 1946
  10. ​«На службу призовут 300 тысяч человек – на фоне 80 млн трудоспособных вроде немного. Но вопрос в качестве» 1810
  1. Путин объявил о частичной мобилизации 26771
  2. Изменятся ли правила выезда из страны в связи с частичной мобилизацией? // СИА-ПРЕСС ОТВЕЧАЕТ 11037
  3. Подача отопления в Сургуте начнется с понедельника и продлится пять дней 8181
  4. Ответы на популярные вопросы о частичной мобилизации в РФ // СИА-ПРЕСС ОТВЕЧАЕТ 6789
  5. Как 37 лет назад Горбачёв в Сургут приезжал 5490
  6. Сургутские врачи вылечили пациента от рака последней стадии новыми методами терапии 5259
  7. В ДТП погибла директор популярной в Сургуте клиники красоты 4978
  8. Сургутские военкоматы не раскрывают деталей мобилизации 4929
  9. ​Сбежавших в ХМАО подростков нашли почти за полторы тысячи километров от дома 4758
  10. ​Снег не за горами. На Югру надвигаются холода 4365