Катастрофа Як-42 обрастает все новыми версиями, но полной ясности от них не становится даже для опытных пилотов, которых принято называть «воздушными волками». Главный вопрос, конечно: почему пилотам не хватило полосы для взлета и почему он не смог набрать скорость, необходимую для набора высоты.
Герой России Владимир Шарпатов, которому 15 лет назад пришлось спешно бежать из Кандагара с неполной полосы на Ил-76, недоумевает. «Я многое видел, но у меня вообще нет никакого мнения о причинах этой странной катастрофы, - говорит Шарпатов. – Сначала я подумал, что они забыли расстопорить рули. Но представитель МАК сказала, что рули были расстопорены, и все процедуры перед началом взлета были выполнены правильно. Честно говоря, у меня сейчас вообще нет никаких мыслей по этому поводу. Подождем результатов расследования».
Кое-что мы выяснили. Один из московских пилотов, которому, по его словам, удалось выведать предварительные результаты расследования (в частности, это касается расшифровки записей переговоров членов экипажа) сказал нам, что перед взлетом командир передал управление второму пилоту (что в принципе нормально). И что якобы во время взлета единожды РУД (рычаг управления двигателем) смещался на «0», что можно расценивать как попытку прекратить взлет. Возможно - по причине срабатывания сигнализации о каком-то отказе (которое могло быть и ложным). Но вмешался командир, который снова перевел РУД во взлетный режим, но время было уже потеряно.
Так это или нет – установит расследование, но сейчас пилотская общественность обсуждает другое – влияние «вип-фактора». В тот день (7 сентября) в Ярославле проходил международный форум с участием президента России. Прилетали большие гости из Европы. А когда в небольшом городе проходят подобные мероприятия, в аэропорту всегда складывается нервозная обстановка. И «синие мигалки» есть не только на земле. Они «мигают» и в небе, создавая немало проблем рейсовым самолетам.
«Летчики сидели в столовой, когда им дали команду вылетать, - утверждает наш московский собеседник. – Им сказали, что если через 15 минут они не улетят, то потом им придется ждать три часа. Говорят, что они вылетели по графику. Но какой там график, если аэропорт принимает «випов»?»
Летчики говорят, что спешка передалась и на рулежную дорожку – этим, в частности, объяснятся тот факт, что Як-42Д взлетал не с начала полосы. Правда, имеющегося отрезка полосы ему было достаточно, но факт есть факт: если бы Як взлетал с начала полосы, он бы не разбился.
Невольно напрашивается параллель с польским Ту-154 в Смоленске. Тогда МАК заявил, что главной причиной трагедии стало желание посадить самолет «любой ценой». Но не стало ли причиной катастрофы ЯК-42 в Ярославле желание взлететь «любой ценой» перед прилетом вип-бортов?
В случае с польским Ту-154 МАК в подтверждение своей позиции опубликовал полную расшифровку переговоров экипажа с землей. Посмотрим, как он поступит в этот раз.
Кстати: «МК» вбросил абсурдную и смешную для профессионалов версию об «ошибке блондинки» - дескать, пилоты забыли снять самолет « с ручника», то есть со стояночного тормоза. Но, в отличие от автомобильного тормоза, самолетный стояночный, во-первых, способен удерживать машину на сухой полосе даже при включении взлетного режима, а во-вторых, он имеет только два положения – либо включен, либо выключен. К тому же Як-42 переходит на взлетный режим только через 2-3 секунды после начала движения, поэтому стояночный тормоз как версия отпадает.