16+
Больше новостей
Больше опросов

Вам шашечки или ехать?

Новый закон о такси — хотели как лучше, а поедем как всегда

Представьте себе: рядом останавливается автомобиль со специальной окраской и шашечками, в хорошем состоянии (ничего в нем подозрительно не стучит и не гудит), в нем — трезвый и учтивый водитель, который в конце поездки производит хитрые манипуляции с таксометром и выдает вам чек. Согласимся — не очень-­то привычно, но именно такую ситуацию планируют увидеть уже с 1 января 2012 года федеральные и региональные законодатели. Получится ли? Давайте разбираться.

Проблемы на колёсах

По данным Сургутской торгово-­промышленной палаты, в нашем городе работают около трех тысяч таксистов и более 60 служб по заказу такси, но при этом зарегистрированных компаний, которые платят налоги, у нас единицы. В основном извозчики либо подбирают пассажиров на улице (кстати, эта практика уже сошла на нет в небольших городах Югры — в Ханты­-Мансийске взмахом руки вы такси не поймаете), либо получают заказы от диспетчерских служб, с которыми делятся комиссионными процентами, — как правило, 13-­ю. Только вот в случае крайней необходимости установить юридическую связь между таксистом и диспетчером очень сложно. Например, одна из популярных у нас служб по заказу такси вообще зарегистрирована в другом городе. С Сургутом ее связывает только один человек, выдающий водителям программы для сотового телефона и "шашечки", а также тысячи клиентов. Никакие налоги, разумеется, эту компанию с городским или окружным бюджетом не связывают.

Можно еще вспомнить про «бомбил» из Кавказа и Средней Азии верхом на «ведрах с болтами», где даже не всегда есть техническая возможность пристегнуть ремень безопасности. В общем, рынок частных перевозок велик, но порядка на нем нет. Этим и озаботилось государство.

Согласно закону, который приняли на федеральном уровне и передали его регулирование в регионы, таксисты должны легализоваться, начать платить налоги и соблюдать правила безопасности. В частности, перевозчик должен иметь машину на правах собственности или аренды, специальную цветографическую схему и «шашечки», быть индивидуальным предпринимателем (в форме собственности ИП или ООО), а также таксометр с фискальной памятью и возможностью выдавать чеки. При этом труженик такси должен каждый день перед выходом на дежурство проходить медосмотр и раз в полгода — техосмотр своего автомобиля.

К чему приводят мечты?

Формально эти правила уже вступили в силу, но реально штрафовать за их нарушение начнут только с 1 января 2012 года. Но уже сейчас у представителей сферы перевозок есть огромные вопросы к реальности исполне­ния норм законодательства.

На радость таксистов, с цветовой гаммой вопрос успешно разрешился на региональном уровне — в Югре разукрашивать автомобили в единый цвет не придется. По словам президента Сургутской торгово-­промышленной палаты Владимира Болотова, окружная власть прислушалась к аргументу, что 80% перевозчиков работают на личных автомобилях, и масштабная перекраска их не обрадует. Все еще открыт вопрос: где таксистам получать разрешения на работу — пока это возможно только в Ханты­-Мансийске, но перенос сертификации в муниципалитеты еще обсуждается. А вот с таксометрами дело обстоит куда сложнее.

«Таксометры должны быть либо с фискальной памятью, то есть, по сути, это уже контрольно-­кассовая техника, либо водитель должен предоставлять документ строгой отчетности, — рассказал СИА-ПРЕСС Владимир Болотов (полное его мнение по этому вопросу читайте в ближайшем выпуске «НГ-­Капитал»). — Округ настаивает на внедрении фискальной памяти. Что это значит для потребителя? Ну, он получит чек. А теперь давайте посчитаем: сам контрольно-­кассовый аппарат стоит 20 000 рублей, еще 8 000 в год стоит его обслуживание. То есть 30 000 единовременных затрат — это минимум. Мы подсчитали, что рост стоимости услуг в этом случае составит 20-­25 процентов. Насколько это потребителю нужно?

Есть таксометры, которые предусмотрены законодательством, они фиксируют расстояние и тариф, чтобы потребитель мог убедиться, что его не обманули. Не обязательно их сопровождать контрольно-­кассовой техникой с регистрацией в налоговом органе, поскольку все таксисты работают на вмененном доходе. Они платят налоги из некоего условного дохода, который за них подсчитало государство, и в таких условиях можно ограничиться бланками строгой отчетности.

Но в округе говорят: «А мы хотим посмотреть, сколько там денег крутится». Все эти попытки «посмотреть», как подсказывает практика, заканчиваются перераспределением средств в пользу государства и моментальным отскоком бизнеса в тень. Как только становится невыгодно платить налоги, все уходят платить штрафы».

А если бизнес предполагает использовать более совершенные технологии, чем навязывает ему государство? Директор VIP-­такси «Премьер» Линар Бархаев в беседе с корреспондентом «НГ» рассказал, что их компания уже закупила дорого­стоящее оборудование — так называемый «электронный таксометр», использующий GPS и следящий за абсолютно всеми передвижениями экипажа. Но вот беда — нет в электронном таксометре кассовых аппаратов.

В любом случае, представители сферы перевозок прогнозируют, что с окончательным вступлением в силу нового закона цена одной поездки на такси в Сургуте будет доходить до 150 рублей. Иначе — не окупить ни таксометр, ни амортизацию автомобиля, ни договор с медицинским учреждением. Но это — еще цветочки. Ягодки в том, что новый закон может просто разрушить всю систему того, что сейчас считается «легальным такси».

taxi

С «шашечками» наголо

«С 1 января я просто брошу подрабатывать частными перевозками, — поделился с корреспондентом «НГ» подвозивший его таксист Алексей. — Во-­первых, у меня автомобиль зарегистрирован на жену. Во­-вторых, слишком много мороки с регистрацией ИП, покупкой таксометров и так далее. Наша диспетчерская служба, конечно, поощряет тех, кто пытается удо­влетворить требования закона — обещает брать с них меньшую комиссию за выполнение заказа, но все равно мало кто собирается это делать. Скорее всего, многие будут, как раньше, просто «бомбить».

Для фирм, занимающихся перевозками, не является секретом факт массового отказа таксистов вступать в легальный рынок. «Взнос для начала работы сертифицированным таксистом сейчас — около 30 тысяч рублей, — сетует Линар Барханов. — Но в условиях роста тарифов общий объем перевозок неизбежно сократится. Зачем этим будут заниматься люди, лишь подрабатывающие в такси? То есть компаниям, которые хотят выжить в этих условиях, нужно создавать собственный парк автомобилей. Но и здесь есть целая цепочка очень серьезных проблем.

Для единовременной закупки нужного количества автомобилей и установки на них таксометров по­требуется несколько миллионов рублей. Даже если взять кредит — сургутские автосалоны не могут быстро предоставить большое количество машин, нужно ждать около полугода. А проценты по кредиту в это время будут капать. Но даже если каким­то образом получится приобрести автомобили и запустить их в работу — сургут­ский опыт показывает, что буквально за полгода машины приходят в ужасное состояние — еще один пункт расходов. Таксисты, если они работают не на личном транспорте, не особо берегут вверенный им на время автомобиль».

Чёрный рынок

Кадровый вопрос — один из самых больных для руководителей компаний­-перевозчиков. Для абсолютного большинства нынешних работников этой сферы «таксование» — лишь способ подзаработать. Чтобы набрать людей, которые будут колесить по городу полный рабочий день, им нужно обеспечить достойную зарплату со всеми налоговыми отчислениями, для чего, опять же, придется повышать тарифы. В таких условиях рынок перевозок, и так во многом находящийся под контролем этнических групп, окончательно скроется в тени. Джигитам на «шестерках» тратиться на таксометры и медосмотры не придется.

Борьба с «бомбилами» — острый вопрос, который неоднократно поднимался нами, становится критической точкой в реализации нового закона о такси. Владимир Болотов рассказал, что бизнес­-сообщество уже попросило ГИБДД принять активные меры для решения проблемы. Пока пришли к тому, что с 1 января ежемесячно будут проводиться следующие акции: два человека будут «ловить тачку» и после расплаты выписывать «бомбиле» штраф в 5000 рублей, а за рецидив — привлекать по статье «Незаконное предпринимательство» (в Административном кодексе за это предусмотрен штраф от 500 до 2000 рублей. — Прим. авт.). Впрочем, для иностранных граждан это грозит выдворением.

Однако ежемесячные акции — явно недостаточная мера, чтобы устранить черный рынок перевозок. Даже если получится поймать за руку, оштрафовать и выгнать десять­двадцать нелегалов, их места немедленно займут другие — практика проверенная. Это если не говорить о хитростях, которые будут немедленно изобретены находчивыми таксистами — вскоре для расплаты нужно будет «случайно» ронять деньги на пол и так далее. Все это мы уже проходили.

Благое намерение государства по переводу такси в цивилизованную рыночную сферу, как и многие благие намерения нашего государства, на практике выдает обратный эффект. От ныне легально работающих перевозчиков единовременно требуют огромных финансовых и организационных затрат, а на «бомбил» внимание обращают по остаточному принципу. Вот на выходе и получается классическая для современной России ситуация, когда не соблюдать закон проще и прибыльнее, а конечный потребитель, то есть мы с вами, остается в проигрыше. 

Справка: Согласно некоторым историческим данным, первые такси­-колесницы существовали в Древнем Риме. На оси колесницы был закреплен «таксометр», представлявший из себя обычный таз, в который после каждой стадии (примерно 200 метров) падал камешек. Оплата производилась по числу камешков, оказавшихся в тазу в конце поездки.

Кстати: Мэрия Москвы разработала план по развитию такси в столице до 2013 года. Предполагается, что количество машин такси в городе сократят в два раза — до 25 тыс., зато каждый автомобиль будет четырехдверным, леворульным и оборудованным ГЛОНАСС/GPS и климат­контролем. Таксистов обяжут знать русский язык и Москву. Штраф за нелегальный извоз составит 30 тыс. руб.

 Читайте также мнения по теме: Владимира Базарова, Тамары Лычкатой, Анны Томазовой, Алексея Савенкова, Екатерины Шиловой.



16 сентября 2011 в 03:18, просмотров: 2990, комментариев: 0


Комментариев пока нет.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт


Топ 10

  1. Сургутяне больше остальных в ХМАО заражаются ковидом 347
  2. Сургутяне отметили День физкультурника забегом и армрестлингом 312
  3. ​Гроза выключила свет в дачных кооперативах Сургута 252
  4. В Ханты-Мансийске отец с сыновьями учинил конфликт с полицией, в ход пошел перцовый баллончик 249
  5. Почти 90 тысяч гектаров леса продолжают гореть в Югре 227
  6. Стрельба произошла в Сургуте из-за ДТП на парковке 224
  7. ​В реанимациях ковид-госпиталей ХМАО не осталось пациентов 188
  8. ​Во все времена ваша профессия была одной из самых уважаемых и почётных 188
  9. В Госдуме предложили наказывать огромными штрафами за шум от машин 173
  10. ​Люди этой профессии ежедневно преображают облик нашего города 172
  1. ​Первый ди-джей Сургута, фехтовальщик и чуткий начальник... 5591
  2. ​Нетореными тропами 1848
  3. ​Открытие сезона охоты в ХМАО откладывается из-за лесных пожаров 1643
  4. На трассе под Сургутом легковушка сбила велосипедиста 1584
  5. Суд вынес решение по упавшей на ребенка столешнице в ТРЦ Сургута 1468
  6. ​В 3 раза выросла заболеваемость ковидом в Сургуте за сутки 1461
  7. ​Если Сургут и Тюмень пойдут в правительство со своим кампусом и НТЦ, то у федералов возникнет вопрос – это два схожих проекта рядом? 1422
  8. ​В Югре снова утонул подросток. Трагедия произошла под Нижневартовском 1404
  9. Сургутянка погибла, выпав из окна квартиры 1383
  10. Смеху ради // ОБЗОР СИА-ПРЕСС 1370
  1. ​Первый ди-джей Сургута, фехтовальщик и чуткий начальник... 5591
  2. В Сургуте ищут врача на зарплату 700 тысяч рублей 5001
  3. ​Наталья Горячая: «Малый бизнес – не электорат, телевизор не смотрит, больших денег не дает – с чего власти ему помогать?» 3381
  4. «Хабуровские» – значит Завьяловы 3362
  5. Как выбрать арбуз и не отравиться // ИНСТРУКЦИЯ 3347
  6. ​Отпуск не задался: россияне недовольны летним отдыхом 2973
  7. ​Сургутский район: поддержать бизнес. Елена Мельникова // ONLINE 2715
  8. В Сургуте собственники «вторички» продают квартиры с дисконтом до 10% 2667
  9. ​Проект «ДУМАть и решать». Благоустройство скверов и парков // Богдан Гужва 2630
  10. «Если в семье проблемы с подростком — нужно помогать не только ребенку, но и его родным» 2627