Иван Тверитин родился в 1806 году. Его отец был пономарем. В 1821 году он был определен пономарем в Сургутскую Троицкую церковь, а в мае 1834 «произведен дьяконом». В 1837 году Тверитин «рукоположен» священником в селе Юганском. Скромный сельский поп совершил подвиг исследователя и одновременно подвиг крестьянина-пахаря. Он прожил долгую и нелегкую жизнь, исполненную глубокого содержания. В затерявшейся среди лесов деревеньке он выполнил работу, значение которой по достоинству было оценено современниками. Однако затем его имя и подвиг были забыты. Возродить эту память была призвана краеведческая выставка, прошедшая в ИКЦ «Старый Сургут» 26 августа в Доме краеведа. Она приурочена к традиционному городскому празднику «Урожай 2011». Выставку можно увидеть с 10 до 18 ежедневно.
Семья Тверитиных была большая: шестеро детей, две дочери и четыре сына. Скромного жалованья священника не хватало на ее содержание. Чтобы прокормиться с семьей в течение долгой и суровой зимы, он, подобно остякам, заготавливал летом сушеную рыбу. Хлеб по дорогой цене закупал на зиму в Сургуте, поэтому выращивать собственный хлеб было его заветной мечтой.
Обеспечение продовольствием, прежде всего хлебом, населения северного Приобья составляло одну из главных забот местной администрации. Севернее 56-57 градусов северной широты злаковые не сеяли. Хлеб на север доставляли за 1000 верст из южных округов. Везли его по рекам летом. Транспортировка обходилась дорого, поэтому хлеб на севере стоил от 60 копеек до 1 рубля серебром за пуд.
Земледельческие опыты производились близ двух северных городов – Березова и Сургута с целью выяснить, возможно ли выращивать злаковые в почвенно-климатических условиях Березовского округа.
Местом наиболее успешного проведения земледельческих опытов стало село Юганское Березовского округа Тобольской губернии (ныне деревня Юган Сургутского района Тюменской области).Начало опытам здесь положил настоятель местной церкви Иоанн Яковлевич Тверитин. Он развернул серьезную исследовательскую работу по акклиматизации ряда зерновых культур. Работой священника интересовались авторитетнейшие научные общества России, в архивах которых до наших дней сохранились письма и отчеты о его занятиях на поприще земледелия.
Оставшиеся после И.Я. Тверитина труды, опубликованные и рукописные, дают основание судить, что он был человеком не только достаточно образованным для сельского священника, но и даровитым, с развитым навыком ведения исследовательской работы, наделенным большой наблюдательностью, глубоко целеустремленным.
«Находясь где бы то ни было, каждый должен заботиться как о себе, так и равно и об окружающих. Помня это, я давно намеревался принести какую-либо услугу, полезную для края и вместе с тем противостоящую климату. Могу признаться, что во мне крылось давнее желание открыть опыт хлебопашества...» Принять на себя труд, открыть опыт хлебопашества было целью, чтобы рано или поздно избавиться от дорогих цен на хлебную провизию, которые в настоящее время возвысились более 1 рубля серебром за пуд, - писал Тверитин.
Образцы колосьев первого урожая пшеницы Иван Яковлевич представил начальнику епархии, а последний отправил их в Вольное экономическое общество (ВЭО) вместе с ящиком с колосьями. Опыт Тверитина вызвал интерес тем, что был произведен под 61 градусом северной широты. В те годы земледелие в Зауралье не поднималось севернее 56-57 градусов. ВЭО решило наградить юганского опытника большой серебряной медалью.
Внимание ВЭО побудило Тверитина к дальнейшим занятиям земледелием.
И.Я. Тверитин ставил со многими культурами: озимой и яровой рожью, гречихой, ячменем, овсом, льном. Опытник стремился выяснить, озимые или яровые формы злаковых выгоднее сеять на Тобольском севере, какие культуры окажутся более зимостойкими и высокоурожайными. В результате он пришел к выводу, что в Юганском выгоднее сеять озимые.
В 1856 году Тверитин решил приступить к строительству ветряной мельницы, с тем, чтобы излишки хлеба в виде муки продавать по дешевой цене односельчанам. Отсутствие опытного мастера затягивало строительство. В 1859 году по распоряжению губернатора в Юганское из числа ссыльных был направлен мастер, хорошо знавший устройство мукомольных мельниц. 15 мая 1860 года был произведен первый помол на мельнице в Юганском. Сооружение мельницы с сушильней обошлось Тверитину в 1000 рублей серебром.
За десятилетие пашня Тверитина в Юганском возросла с 1855 г. – 1867 г. с ½ до 14 десятин.
Применительно к почвенно-климатическим условиям Тверитин выработал определенные агротехнические приемы. Он пришел к выводу, что в селе с успехом можно культивировать только озимые. Посев их надо проводить между 14 июля и 27 августа.
Надо отметить, что развитию местного хлебопашества препятствия чинили юганские купцы, которые наживали большие богатства на поставках и перепродаже хлеба втридорога остякам. Многие из них ненавидели Тверитина, что он продавал хлеб по дешевой цене и чтобы разорить его, добивались переноса своих домов на землю, разработанную им под пашню, под предлогом, что река Юган подмыла берега вблизи усадеб.
В начале 90-х годов XIX века внук И.Я. Тверитина, сменивший его в должности юганского священника, Василий Тверитин предпринял попытку возродить хлебопашество в Юганском.
Опыт В.Е. Тверитина 1892 г. был последней попыткой развития земледелия в XIX в. По сведениям Тобольского статистического комитета за 1893 год, земледелием в Сургутском округе больше никто не занимался.