Когда Виктор Майгуров написал заявление об уходе с должности министра спорта и туризма Югры, губернатор Наталья Комарова приняла нетривиальное решение: интернет-пользователям округа было предложено проголосовать за будущего руководителя спортивного ведомства. После более чем недельного хода голосования губернатор заявила: «Я еще раз убедилась в том, что общество не ошибается – тройка лидеров по итогам интернет-опроса оказалась такой же, как я предполагала». В итоге все прошло хорошо – новым министром спорта (по голосованию и одобрению Комаровой) стал начальник управления спортивных мероприятий «ЮграМегаСпорт» Евгений Редькин. Возможно ли в Югре повторение подобного демократического эксперимента – выяснял корреспондент СИА-ПРЕСС.
Глава Сургута Дмитрий Попов в беседе с корреспондентом так охарактеризовал выборы чиновников в сети: «Открытое интернет-голосование – это, в принципе, один из способов, при помощи которого можно принять кадровое решение, особенно когда на вакантную должность есть определенный перечень кандидатов. Но, во-первых, нужно учитывать, что существуют такие специалисты в сфере информационных технологий, которые могут повлиять на ход голосования – поэтому к полученным результатам нужно относиться с осторожностью. Во-вторых, в том же интернете на кандидатов, как правило, выливается очень много грязи. Несмотря на то, что такое голосование – это открыто и демократично, ни в коем случае нельзя загонять себя в рамки, утверждая, что обязательно будет назначен тот, кого выбрали в интернете. Сам бы воспользовался этим инструментом для того, чтобы учесть мнение жителей Сургута».
Глава Сургутского района Дмитрий Макущенко был более категоричен в своем недоверии к интернет-опросам: «Пока сложно сказать, насколько эффективна подобная практика. Когда в процессе выбора кандидатур на ту или иную должность принимает участие широкое сообщество, свое мнение высказывают как компетентные люди, которые оценивают профессиональные и деловые навыки претендентов, так и различные друзья, знакомые и представители групп влияния. Очевидно, что о полной объективности в этом случае говорить нельзя, так что окончательное решение в итоге все равно должен принимать непосредственный руководитель. Сам бы я не стал пользоваться таким способом подбора работников – мне кажется, что это подходит только для редких случаев – подобная демократическая система вряд ли может стать широкой практикой для муниципалитетов».
Своим мнением, окончательно добившим веру в будущее открытого интернет-голосования, с СИА-ПРЕСС поделился политолог Михаил Коробельников: «Интернет-опросы – это своеобразная попытка узнать мнение народа, но этот способ никогда не дает реальных результатов. Проблема заключается в том, что никто не знает, как на самом деле подсчитываются голоса в ходе подобных опросов, и это дает возможность использовать их результаты как аргумент в пользу той или иной точки зрения. Использование этого инструмента при назначении чиновника я считаю не совсем корректным. При всем уважении к народу и его самой активной и думающей части, которая бы приняла участие в голосовании, общественная поддержка не отражает способности специалиста к решению задач в структуре исполнительной власти. Со стороны Комаровой, вероятно, объявление голосования – это поиск новых вариантов взаимодействия с обществом».
Впрочем, ни один из экспертов не отрицал, что голосование в сети (в условиях фактического отсутствия референдумов) можно использовать, чтобы узнать мнение народа о волнующих всех проблемах – например, путях развития ядра центра города.
Кстати: Одно из крупнейших в России «кадровых» интернет-голосований проходило в начале 2009 года – тогда обитатели рунета неофициально выбирали нового патриарха Московского и Всея Руси (лидером интернет-опроса стал митрополит Токийский Даниил). Чуть менее года назад так же проходило крупное голосование на тему: «Кто должен стать новым мэром Москвы?». В нем победил блогер Алексей Навальный.