С 1 июня этого года вход в окружные медицинские центры для сургутян прикрыт. Нет, конечно, если у вас есть направление или деньги — милости просим! А вот попасть «с улицы» к узким специалистам окружных медцентров теперь невозможно. В городских же поликлиниках в нынешней схеме «терапевт — анализы — узкий специалист» человек рискует попасть в своеобразную центрифугу, выжимающую из него время и силы, а из фонда обязательного медицинского страхования — средства.
Центры на замке
На территории округа вступило в силу тарифное соглашение на оплату медицинских услуг по системе обязательного медстрахования. Его суть — основной финансовый поток из фонда обязательного медицинского страхования будет поступать в лечебные учреждения, являющиеся так называемыми фондодержателями. В Сургуте это пять городских клиник и две стоматологии. Именно там житель города может рассчитывать на первичную помощь терапевтов, педиатров, врачей общей практики, которые, в случае необходимости, будут направлять пациентов на дополнительные осмотры или к узким специалистам.
С точки зрения оптимизации «производства» и финансирования смысл в нововведениях определенно имеется, что подтверждает директор территориального фонда обязательного медицинского страхования ХМАОЮгры в Сургуте Давид Миньковский: «Судите сами, пациенты ходят по своему выбору из одного медучреждения в другое, сдают одни и те же анализы, а государство тратит на это немалые суммы. Задача нашего фонда — упорядочить финансовые потоки, оптимизировать их. В случае некачественной медицинской помощи фонд ОМС призван защищать права застрахованных».
Если же посмотреть на ситуацию со стороны пациента, то картина открывается иная.
Ежедневно в редакцию поступают письма, рассказывающие о труднодоступной и порой бессмысленной системе получения медуслуг. Рассказывает наш читатель Юрий: «Мне была необходима консультация офтальмолога. В окружном кардиологическом диспансере «Центр диагностики и сердечно-сосудистой хирургии» мне отказали в приеме, потому что нет направления терапевта. И предложили пройти к врачу за деньги. Зачем же работодатель платит за меня взносы в ФОМС? Я отправился в свою клинику по месту жительства. В регистратуре мне объяснили, что офтальмологи в отпусках, терапевт на участке, и посоветовали подняться к терапевту, ведущему прием. Далее выяснилось, что, оказывается, за направление пациента к специалисту направляющая клиника должна платить деньги. Информацию эту мне сообщили, видимо, чтобы я почувствовал, насколько серьезную я совершаю ошибку, обращаясь с подобными нелепыми вопросами к работникам медицины. Но предложили сдать два анализа крови, один анализ мочи, потом прийти через неделю за результатами, и уже с ними терапевт направит меня на прохождение медицинской комиссии, где меня и ожидает долгожданная встреча с редчайшим и недоступным специалистом под названием «офтальмолог».
Закон «Об обязательном медицинском страховании в РФ» говорит, что застрахованное лицо имеет право на выбор медицинской организации из тех, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования. В Югре из этой программы попросту исключили учреждения окружного уровня, которые создавались «для оказания высокоспециализированной и высокотехнологичной медицинской помощи и не предполагают оказание первичной медикосанитарной помощи» (информация комитета по здравоохранению городской администрации).
Теперь, чтобы получить эту высокоспециализированную и высокотехнологическую помощь, надо либо платить из своего кармана, либо потратить много сил и времени на «выбивание» направления в городской поликлинике. Кто-то скажет: а в этих окружных центрах что, медом намазано? Есть ведь специалисты и в городских клиниках, не всегда ведь они бывают в отпуске.
Хождения по кругу
Это правда, но, во-первых, человек всегда стремится к лучшему, а лучшие специалисты собраны именно в специализированных медицинских центрах. Во-вторых, в городских клиниках «сервис» зачастую хромает на обе ноги. Приведем вполне реальный пример: терапевт принимает больного и отправляет его сдавать анализы, после чего выписывает направление к узкому специалисту. Специалист говорит, что, пока пациент к нему «шел», результаты анализов оказались просрочены,.. и снова отправляет его к терапевту. Так можно ходить кругами до бесконечности, а медикам от этого — сплошная выгода, ФОМС все оплатит.
Точно так же городской поликлинике выгодно оставлять пациента у себя, не направляя его на обследование к узкому специалисту в те же окружные центры: ведь это прямая потеря страховых денег. Если речь не идет о совсем уж редких специалистах, которых одиндва на город, то поликлиника из чувства финансового самосохранения постарается справиться собственными силами. И пусть пациент считает, что в окружном центре работают лучшие специалисты и они смогут оказать ему более качественную услугу, — теперь его выбор ограничен целым рядом условий. А главное — дело даже не в качестве тех или иных врачей, дело в их элементарном отсутствии. Так кардиологами город укомплектован лишь на 50 процентов, остальными узкими специалистами не более чем на 60. Например, в детской поликлинике вообще нет лорврача и кардиолога. Так что, может, учреждения и рады бы оставить пациента у себя на лечении, но кто его будет проводить?
Понятие же «лечащего врача», которым является обычный участковый терапевт, также прогрессивно по форме, но зачастую является преградой между пациентом и получением качественной медицинской услуги. Участковый терапевт не может является полноценным лечащим врачом каждого на своем участке — хотя бы в силу количества потенциальных пациентов. Болееменее он знаком с картой болезней наиболее «активных» больных, как правило, из числа пенсионеров. Для абсолютного большинства людей лечащий врач, он же — участковый терапевт, является лишним звеном, определенным препятствием на пути к узкому специалисту.
В действующей системе заболевшему или просто нуждающемуся в консультации специалиста гражданину отводится роль овоща, неспособного понять, что у него болит — нога или ухо. Все это за него должен определять терапевт. Раньше было достаточно взять талончик к специалисту и проконсультироваться без лишних проблем (если, конечно, нет гигантской очереди). При необходимости — сдать анализы, необходимость эту отлично определял сам специалист. Теперь схема усложняется: идешь к терапевту, от него — на анализы (почти в ста процентах случаев), и только потом — заветный талончик. Вырваться к врачу во время обеда уже не получится, да и пожилым пенсионерам наматывать лишние время и нервы на больничные коридоры не всегда под силу. Запись к участковому терапевту идет на две недели вперед, а то и больше — это нормально?
Скажите, а самим терапевтам все это надо? Они и так метались между приемом и вызовами на дом, захлебываясь в потоке больных, особенно в осеннезимний период. А сейчас, когда к ним идут ВСЕ? При том, что служба участковых терапевтов попросту не укомплектована, зачастую врачи «закрывают» сразу несколько участков. Нередки случаи, когда на прием идут пациенты двух участков, очереди перемешиваются, у дверей кабинетов возникают споры и даже ссоры, в больничных коридорах царит нервное напряжение. Невольно врач начинает относиться к своим обязанностям механически: по принципу интерна Лобанова из одноименного сериала — всем общий анализ крови, а там посмотрим.
Медицина и до нынешнего лета делилась на две неравные части: государственную и частную. И условная бесплатность первой зачастую перевешивала многие, если не все достоинства второй. Теперь же внутри государственной системы произошло еще одно аналогичное деление: дефакто есть государственная медицина для «бедных» и «высокоспециализированная» для тех, у кого есть средства или завидное упорство.
Пошёл за справкой — получил болезнь?
«Уважаемая редакция! — пишет нам врач клинической городской поликлиники № 1 Анатолий Ходченко. — Наша поликлиника предназначена для приема первичных больных, то есть больных с острыми заболеваниями. Но регистратура направляла в бокс и здоровых детей за справками в детский сад, бассейн, спортивную секцию». Не найдя поддержки у непосредственного начальства, Анатолий Иванович вывесил в коридоре такое объявление: «Уважаемые родители, пришедшие в бокс за справкой в детский сад, пионерский лагерь. Вы в ожидании приема можете столкнуться с больными не только ОРВИ, но и с больными скарлатиной, ветряной оспой, паротитом. И вместо справки, разрешающей посещать детсад, получите справку, что ваш ребенок был в контакте с инфекционным больным и не может посещать детсад в течении 21 дня. Также ваш ребенок может заболеть ОРВИ через четыре-шесть дней от момента посещения бокса. Во избежание подобных случаев обращайтесь за справками к участковому врачу».
Кроме того, врач обратился в Роспотребнадзор. В итоге объявление со стены сняли, пригрозив дисциплинарным взысканием. А Роспотребнадзор в ходе проверки установил нарушение санитарных норм в части «перекрещивания или соприкосновения «чистых» и «грязных» потоков при приеме детей». Поликлиника изменила график работы врачей в боксе, но фактически потоки все равно соприкасаются и по сей день. Этого примера достаточно (хотя есть и другие), чтобы понять, что наша «первичная» медицина — вещь не только утомительная, но и зачастую небезопасная. Уместно сравнение с общественным транспортом: никто не гарантирует в автобусе в час пик мягкого кресла и неприятных контактов с окружающими. Условно говоря, наши страховые взносы — это проездной билет на автобус, не гарантирующий, что вы приедете вовремя и не лишитесь по дороге пуговиц. Хотите ездить на такси — платите из своего кармана.
3 августа президент страны Дмитрий Медведев принял участие в обсуждении законопроекта «Об охране здоровья граждан РФ», принятого в первом чтении Госдумой и вызвавшего многочисленные нарекания медиков и общественности. Новый закон призван заменить морально устаревший документ 1993 года «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан». Каковы будут новые правила «игры» во взаимоотношениях граждан и медицины, мы узнаем осенью, когда документ предположительно пройдет второе и третье слушания.
На базе клинической городской поликлиники № 1 с 1 декабря 2009 года работает Центр здоровья. Любой желающий может обратиться сюда за консультацией, пройти первичную диагностику и получить рекомендации по ведению здорового образа жизни. Вообще, подобные центры были открыты по всей России с целью «формирования мотивированного отношения человека к собственному здоровью». Но попасть на консультацию сюда можно только при... наличии направления от участкового терапевта.
С 1 января этого года тарифы страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования с работодателя составляют 3,1 процента от фонда оплаты труда, с 1 января следующего года они будут равны уже 5,1 процента.