Проповеди в Екатеринбурге теперь читаются для глухих и слабослышащих людей. Специально для обучения священнослужителей языку жестов на четыре дня Дом культуры Свердловского отделения Всероссийского общества глухих (ДК ВОГ) стал базой для первого в новейшей истории РФ учебно-методического семинара, посвященного проблемам проповеди православия глухим и слабослышащим людям.
В декабре прошлого года Священный Синод РПЦ принял «Рекомендации по организации пастырской, диаконической и миссионерской работы с глухими и слабослышащими». И уже в начале 2011 года по благословлению архиепископа Викентия в Екатеринбургской епархии начал работу Региональный учебно-методический центр по пастырскому, миссионерскому и социальному служению глухим и слабослышащим. Начал свою деятельность центра с семинара, организованного совместно с областным отделением Всероссийского общества глухих.
Русский жестовый язык глухих достаточно сложен. Он базируется на русском языке, но представляет собой отдельную лингвистическую систему, так что дословно переводить молитвы не возможно. Дело в том, что жестовый язык богат обозначениями конкретных вещей и действий. Но вот передать на нем обобщенные понятия, образные выражения достаточно трудно. Трудно, но возможно.
Как передает ИА «Интерфакс», на этот семинар собрались православные священники, сурдопереводчики, неслышащие прихожане из различных городов России - Воронежа, Вятки, Зеленограда, Иваново, Кемерово, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Ростов-на-Дону, Томска, Улан-Удэ, Хабаровска, Челябинска, Электростали.
По словам иеромонаха отца Виссариона (Кукушкина), службы и занятия в воскресной школе для глухих проходят на Уралмаше, в арендуемом епархией здании на улице Ильича, 50б. Он говорит, что в первый день семинара прихожан знакомят с книжной выставкой «Я слышу вас, руки!». Ее основу составила специализированная литература из фондов Екатеринбургской духовной семинарии и общины глухих прихожан.
«Началась наша дружба и сотрудничество со Свердловским региональным отделением Всероссийского общества глухих удивительным образом, - вспоминает отец Виссарион. – На исповедь к игумену Донату пришел молодой человек, и выяснилось, что он глухой. Параллельно тогдашний председатель областного отделения Всероссийского общества глухих Тамара Кузнецова искала возможности организовать изучение основ православия для взрослых членов общества, воцерковить верующих». На занятия пришел о. Донат с помощником – выпускником духовного училища Игорем Кукушкиным.
Кузнецова родилась в семье глухих, но сама слышала и прекрасно владела языком жестов. Она была постоянным переводчиком и в воскресной школе, и на службах. Бессменным переводчиком стала и Раиса Егорушкина. Но очень скоро стало ясно, что для полноценного служения священникам тоже необходимо осваивать язык жестов. Кроме того, встал вопрос перевода библейских текстов, молитв, православной литературы на этот язык.
В самом начале своей деятельности уральцы получили большую помощь от Московской общины глухих, которая уже имела опыт проведения литургий с сурдопереводом. Также они обратились в Симонов монастырь и получили посылку с видеокассетами перевода богослужения. Позднее по крупицам нарабатывали собственный опыт. И через 10 лет таких трудов гости и участники семинара получили проверенные на практике рекомендации по адаптации сложнейших церковных текстов к языку глухих.
Опыт уральцев несомненно важен еще и потому, что верующим и священнослужителям было необходимо разработать новые жесты для передачи слов и выражений, используемый в церкви. Поскольку аналогичная работа велась не только в Екатеринбурге, но и в Москве, Санкт-Петербурге и других городах, такие жесты появились. Однако в ходе семинара выяснилось, что в разных регионах России некоторые слова имеют различные жестовые аналоги. Даже такие распространенные, как Бог, Пасха, грех и исповедь. Сейчас необходимо обязательно унифицировать религиозные жесты и составить их словарь.
Участники семинара уделили большое внимание тому, как общаться с инвалидами по слуху. По мнению священнослужителей, окормляющих глухих, слышащему обывателю трудно понять психологию человека, который никогда в жизни ничего не слышал, поэтому очень важно разговаривать с инвалидами на их жестовом языке.
«Нам кажется, что слепота страшнее глухоты, но это иллюзия, свойственная здоровым людям, - утверждает отец Виссарион. – Слепота отделяет нас от вещей, мы не можем их увидеть. А глухота отделяет человека от другого человека, от всего мира, наполненного звуками. Если наш прихожанин оглох уже после того, как научился говорить, у него есть некий запас образов, связанный с тем временем, когда он еще слышал. В конце концов, он может молиться вслух. А если это инвалид с детства? Как ему творить молитву и не просто творить, а осознавать передаваемые жестами слова? Например, такие сложные понятия, как Троица, благодать?».
Чтобы показать все тонкости организации службы для глухих людей наглядно, для участников семинара и неслышащих прихожан в Храме-на-Крови совершили литургию с сурдопереводом.
Служба для глухих несколько отличается от обычной. И не только повторением слов на языке жестов. Священник служит лицом к прихожанам. И если адекватно перевести текст из Священного Писания невозможно, то его заменяют другим, который будет понятен наверняка. Даже певчие поют в определенном ритме, чтобы слова песнопения переводчик успевал передавать жестами.
Как сумели убедиться за 10 лет члены православной общины глухих и слабослышащих во имя св. Иоанна Кронштадского, участие в богослужениях помогает социализации и адаптации глухих, которые не только молятся, но отмечают вместе церковные праздники и дни рождения, ездят в паломнические поездки и играют в театрализованных постановках.
Подводя итоги семинара, его участники отметили, что у факультативного изучения языка жестов в духовных семинариях РПЦ есть большие перспективы. В настоящее время студенты Екатеринбургской семинарии изучают факультативно русский язык жестов. В будущем без работы они точно не останутся. Ведь помимо Екатеринбурга православные общины глухих есть в Нижнем Тагиле и Каменске-Уральском. Да и в других городах России наверняка есть неслышащие люди, нуждающиеся в рукотворных молитвах.