В Сургут прибыл глава Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Александр Реймер. Большую инспекцию колонии северной территории ждали еще в середине апреля, но визит был перенесен на неопределенный срок. В краснокаменской колонии № 10, где отбывает наказание «политзаключенный» №1 Михаил Ходорковский, произошел пожар. Причиной возгорания стал поджог, организованный заключенными.
С противопожарной безопасностью в югорских колониях тоже далеко не все в порядке. Накануне визита главы ведомства прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Евгений Мураткин поделился с «НГ» результатами всесторонней проверки, проведенной в местных зонах. Ни одно пожарное подразделение исправительных учреждений не имеет даже лицензии на данный вид деятельности. Что уж говорить о комплектации средствами пожаротушения, соответствии помещений требованиям противопожарной безопасности и проч.
Впрочем, нарушения норм и правил данного профиля для контролеров, увы, не новость.
— Наши предписания руководители исправительных учреждений попросту игнорируют, — заявил Мураткин. — Приходится принимать более жесткие меры, вплоть до обращений в суд.
Но и высшая инстанция, как выяснилось в ходе беседы с прокурором, для большинства «хозяев» (так в системе исправительных учреждений называют начальников колоний как подопечные, так, нередко, и персонал. — Прим. авт.) не указ. И дело вовсе не в недостатке или не в своевременности финансирования, на что нередко ссылаются представители федеральных структур — по бюджетным затратам система исполнения наказаний стоит на третьем месте после крупнейшего собственника в стране Министерства обороны и МВД. А в неадекватном расходе выделенных средств. Причины «неадекватности», по сути, и должна выявить инспекторская проверка первого руководителя из главка. Во всяком случае, сотрудники прокуратуры, очень на это рассчитывают.
По ряду преступлений и нарушений законодательства, выявленных обнародованных прокурорами, виновным уйти от ответственности вряд ли удастся. Например, бывшему начальнику колонии № 14 (пос. Локосово) Александру Никифорову, которого накануне несостоявшегося визита Реймера в Сургут взяли с поличным в автосалоне «Тойота Центр Сургут» в момент получения взятки от родственников одного из осужденных. В особо крупных размерах – за мнимую помощь в условно-досрочном освобождении заключенному, который по законодательству и без содействия должностного лица имел на это право, Никифоров потребовал автомобиль «Лексус RX-350». Кстати, по данным прокуратуры, хозяин локосовской колонии, в принципе, предпочитал борзых щенков денежных знакам. Во втором эпизоде его уголовного дела в качестве взятки фигурирует… бытовой холодильник. Вещдок и в настоящий момент находится в квартире подозреваемого, который ждет суда в следственном изоляторе.