16+
Больше новостей
Больше опросов

Югру зажимают в транспортные тиски

Округ становится Бермудским треугольником без выхода и входа

Очевидно: происшествия на транспорте становятся для России уже не случайными происшествиями, а трагической тенденцией. Катастрофа самолета Ту­-134 в Карелии (47 погибших), аварийная посадка Ан­-24 в Томской области (пятеро погибших), крушение теплохода «Булгария» (более 100 погибших)… Печальный список день ото дня увеличивается.

Реакция власти на происходящее как абсурдна, так и предсказуема — запретим Ан-­24 и Ту-­134, выведем из эксплуатации старые суда, проверим то и это. Однако такая тактика отнюдь не ускоряет решение проблемы, а напротив — порождает за собой еще цепочку событий, рискующих «доломать» и без того разваливающуюся инфраструктуру страны. 

Рискует оказаться в транспортном параличе и Сургут. Город, который мог бы развиваться как логистический центр региона, сейчас отрезан не только от «большой земли», но и от соседних территорий. Транспортные артерии не имеют резерва. А учитывая позицию федеральной власти — «запретим все, что движется», можно поставить под большое сомнение не только «логистическое» будущее Сургута, но и его будущее как города вообще. 

Под тяжестью трафика

Федеральная автомобильная трасса Р-­404 — единст­венная автомобильная дорога, связывающая Сургут с «большой землей». Выглядит она, как и большинство «федералок» в России - обычная асфальтовая двухполоска. Способна ли справиться с грузовым трафиком дорога, еле вмещающая северян, отправляющихся в отпуск? Вряд ли. Да и состояние ее на отдельных участках давно вызывает опасения. 

О «дороге смерти» (отрезок Салым — Уват) в начале июня этого года стало извест­но уже не только местным властям, но и президенту РФ Дмитрию Медведеву. Согласно статистике окружного МВД, в 2005-­2011 годах здесь в 74 ДТП пострадали 115 человек, 16 погибли. Заместитель губернатора ХМАО-­Югры Валентин Грипас недавно признал, что  159 км дороги не соответствуют нормативному состоянию дорожного покрытия, а 112 км находятся в аварийном состоянии. В границах Югры нормам не соответствуют 64 км, 34 км — аварийные. На решение проблемы деньги, по словам Грипаса, выделяются — в этом году направлено 1,2 млрд. рублей. Но когда они дойдут до объекта и грамотно ли будут потрачены — неизвестно. Налицо классическая схема доведения ситуации до абсурда, после чего в извест­ность ставится первое лицо государства, и путем «ручного управления» требуемые деньги волшебным образом находятся. 

Но даже если федеральная трасса когда-­нибудь будет приведена в порядок, остается открытым вопрос автомобильной переправы через Обь. Построенный в Сургуте мост в свое время эту проблему решил. Но уже через несколько лет стало очевидным, что он еле справляется с существующим трафиком, а его плановый ремонт моментально создает километровые пробки. 

Разговоры о строительстве второго моста только в этом году обрели какую­то конкретику. Но небольшую: пока только создан консорциум. Но даже проекта как не было, так и нет. Решать этот вопрос власти не торопятся. 

В железнодорожном тупике

О дефиците железнодорожных билетов в данной публикации говорить не будем — тема хорошо извест­на большинству жителей территории. А вот то, что зачастую сбой планов в той же строительной отрасли в большой мере происходит из-­за проблем на железной дороге, полтора года назад для корреспондента «НГ» стало открытием. 

В Сургуте состоялось большое совещание, на котором строители вывалили железнодорожникам гору претензий, начиная от срыва графиков поставок стройматериалов в жаркий (в плане работы) летний период, заканчивая невозможностью поставить материал в прин­ципе. Представители Сверд­ловской железной дороги объясняли ситуацию тем, что у РЖД грузовых вагонов на всех не хватает в принципе. Пообещали исправиться. Но в этом году все стало только хуже. 

— На днях срыв поставок стройматериалов обсуждали с вице-­губернатором Югры Валерием Грипасом, — рассказал «НГ» президент Ассоциации строителей по Сургуту и Сургутскому району Алексей Сафиоллин. — Свои обещания РЖД не выполняет. Я имею в виду увеличение количества вагонов, создание электронной системы подачи заявок на грузоперевозки. Ее нет и в помине. По заданию ОАО «РЖД» Свердловский филиал создал две специализированные транспортные компании по перевозке грузов, но с поставленными задачами они не справляются. Во всяком случае перед нашим регионом. Складывается ощущение, что их первоочередная задача — это транспортировка угля по территории УрФО. А до того, что на нашей территории те же нацпроекты под угрозой срыва, в частности строительство жилья, им и дела нет. 

Пока строители видят только один способ повлиять на ситуацию — подключить к переговорам с руководством РЖД главу региона. Но будет ли этот метод действенным — вопрос открытый. Железнодорожники ссылаются на то, что сложившуюся ситуацию продиктовал рынок. Возить грузы по юго-­западу региона им выгоднее, чем на север федерального округа. Потому что от нас большинст­во вагонов идет порожняком — основную часть продукции нефтегазовый север транспортирует по трубам. 

Сможет ли политика пересилить экономику — пока сказать сложно. 

Не взлетим

Вот уж где не ограниченное обочинами и рельсами пространство, так это в небе. Но и там, как показывает практика, бывает тесно. Авиация тащит целый конгломерат проблем, и сложные взаимоотношения между перевозчиками — лишь одна из них. Дележка небесного транспорт­ного рынка оборачивается срывом рейсов и достаточно странной ценовой политикой. Так, приход «Авиановы» сначала сопровождался выяснением отношений с аэропортом, позже совсем не низкими ценами на билеты, что стало неожиданностью для сургутян, и вот теперь из­-за продажи пакета акций компании пассажиры вновь задумываются, улетят ли они через месяц или нет.

Еще одна, общая для всех регионов России беда — это старый авиапарк. Аварийные посадки в Сургуте происходят с завидной регулярностью. Чаще всего, как упомянул в одной из бесед директор аэропорта Евгений Дьячков, это ложное срабатывание датчиков о том, что не раскрылись шасси. Но ведь и это не норма. Тем более что от ложных сигналов до реальной опасности совсем недалеко. 

Полгода назад на борту самолета «Колавиа» погибли три человека, так и не поднявшись в воздух. Борт сгорел на земле, при выруливании на взлетно­посадочную полосу. Одна из вероятных причин возгорания — замыкание в электропроводке. 

Между тем вынужденное обновление парка самолетов выливается в ряд новых проблем. Заменить запрещенные Ту­-134 и Ан­-24 перевозчикам практически нечем. Самолеты иностранного производства, которые эквивалентны отслужившим «тушкам» по количеству мест, в России сертификацию еще не прошли. А собственное серийное производство бортов с многообещающим названием Superjet 100 даже не начиналось. Впрочем, сургутян счастье полетать на русском авиапроме вообще может миновать. Как прокомментировала Вестям.Ru пиар­-директор компании «Гражданские самолеты Сухого» Ольга Клыкова, «на тех же северных аэродромах «Суперджеты» приземляться не смогут. И в этом нет их недостатка: автомобиль вовсе не обязательно должен быть оснащен гусеницами, чтобы передвигаться по провинциальному бездорожью.

К слову, для «Боингов» сургутский аэродром тоже не приспособлен. «Российские аэропорты были построены для работы с самолетами старого поколения, Ту и Ан. Конечно, наша взлетно­посадочная полоса принимать и выпускать «Боинги» тоже может, но встанет вопрос об изменении режима полетов, его интенсивности. Необходимо будет вводить ограничения, так как пневматические характеристики современных самолетов и существующих взлетно­посадочных полос различаются на десять пунктов, хотя в идеале должны совпадать. Иначе покрытие полосы долго не выдержит», — прокомментировал ситуацию директор ОАО «Аэропорт Сургут» Евгений Дьячков. 

Есть еще один теоретический выход из авиадефицита: переоборудовать «тушки» и «аннушки». Но это выльется компаниям в стоимость самих самолетов. Так что любое дальнейшее развитие событий приведет к дефициту и удорожанию билетов: будь то сокращение летного парка за счет утилизации «тушек» либо замена их новыми самолетами и соответственно создание для них условий. Мало того что свои траты за счет пассажиров будут окупать авиаперевозчики, так еще и реконструкция аэродрома (если она произойдет) ляжет в тариф на обслуживание самолетов, а затем и в стоимость билетов. Исполнительный директор Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Генрих Сычев уже заявил СМИ, что к возникновению существенных сбоев в авиаперевозках требование об изъятии из эксплуатации неоснащенных современными системами предупреждения самолетов Ту-­134 и Ан-­24 не приведет. Но перебои на ряде региональных маршрутов в этой связи возникнуть могут.

Может, вплавь?

Согласно концепции развития города, которую писали столичные эксперты несколько лет назад, спасением для территории может стать река. Но специалисты, разработавшие концепцию, не учли одного: сорок лет назад речной путь обеспечивал силы и средства для освоения месторождений. А потому вопрос о цене не стоял.

Сегодня стратегически важная для правительства страны нефтяная труба есть. И достаточно лишь подгонять нефтяников установленными объемами добычи. А цель развития региона, скажем, посредством водных путей и не только стала «китайской трудностью» самого региона. 

Между тем состояние речного пути нагляднее всего демонстрирует работа логистической компании «Чандлер», которая два года назад занималась поставкой оборудования для ГРЭС­-2. К единственному приспособленному для выгрузки порту суда подходили с трудом: все дно на протяжении большого расстояния усеяно затонувшими баржами, катерами, крупной арматурой.

О пассажирских перевозках тоже говорить не приходится. Помимо вопросов рентабельности и целесообразности, есть главный — безопасность. После трагедии на Волге все суда ХМАО подверглись проверке и в срочном порядке ремонтируются. И ведь стимулом такой тотальной уборки речного хлама по всей стране становятся даже не десятки загубленных жизней, а сам факт проверки.

Долой блокаду!

Теперь о том, как выбраться из транспортной блокады. Способы обсуждались не раз, правда, не в контексте дефицита путей сообщения, а как варианты развития территории. Первое — это реальные инвестпрограммы по организации логистического центра. Причем для успешного воплощения этой идеи, скорее всего, необходимо воодушевить на это всю территориально­правительственную матрешку вплоть до уровня УрФО. Начать реализовывать инвестиционные проекты надо было еще вчера или позавчера, но концепция развития города как логистического центра продолжает пылиться на столах чиновников.

В случае, если о плане развития логистики мы будем вспоминать с периодичностью проведения выборов, то речь должна идти о создании привлекательного для внешних связей производст­ва, чтобы правительство федерального уровня было заинтересовано не только в нефтяной трубе, но и в торговых путях. В транспортные схемы, которые государство считает выгодными, идут многомиллиардные инвестиции, как это случилось с дорогой от Москвы до украинской границы. Она проходит через бедные регионы, которые и мечтать не могли о рекон­струкции трассы. Решающим аргументом стало то, что этот пятисоткилометровый участок является частью пути от Китая до Южной Европы. 

В Европу через наш город не попасть, а значит, мы должны найти свой веский аргумент снятия блокады (банальное право граждан на удобную транспортную схему, как показала практика, таковым не является). Пока же Югра вообще и Сургут в частности тащит все к себе, не продавая ничего кроме нефти. В таких условиях развитие территории так и останется для региона его личной проблемой. 

Кстати: Транспортная сеть в Европе объединяет сеть автомобильных и железных дорог, морских и речных маршрутов. Обеспечивает потребности в перевозках 700 миллионов человек из 45 стран. Особенностью такой системы является ее многосторонность и высокий уровень развития нескольких видов транспорта. В Европе расположен один из крупнейший портов мира. Более половины грузов из Роттердама  транспортируется далее речным транспортом.
О создании мощной системы заводов по глубокой переработке продуктов нефтедобычи на уровне правительства начали говорить около десяти лет назад. Речь шла о том, что у региона есть возможность производить буквально все от тканей до различного оборудования и стройматериалов. Однако солидных инвесторов так и не нашлось.


15 июля 2011 в 09:26, просмотров: 4912, комментариев: 1


Комментарии:
Маргарита Прокопенко krabik
читайте внимательнее: ВЕРОЯТНАЯ причина.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт


Топ 10

  1. 44% жителей ХМАО готовы снизить зарплатные ожидания ради сохранения работы 765
  2. Ритуальный зал в Сургуте могут построить в районе старого туберкулезного диспансера 527
  3. Железнодорожный вокзал Сургута демонтируют 491
  4. Между учениками сургутской школы произошла драка 457
  5. «Предлагается реконструкция с учетом того, что появится три спортивных зала» 426
  6. Очистка Саймы обойдется Сургуту в 250 миллионов рублей 390
  7. ​Куда сходить в Сургуте на выходных 25-26 марта // АФИША 349
  8. ​Нагрузка и ответственность за домашних животных должна лежать на их владельцах 339
  9. ​За минувший год 45 тысяч семей в Югре переехали в новое жилье 323
  10. Более 300 раз жаловались нефтеюганцы на шумных соседей в 2022 году 274
  1. ​Комсомольский проспект выведут к Сайме этой весной 2730
  2. ​Бхай или не бхай? 2474
  3. ​В Сургуте ищут «криминального авторитета», шантажировавшего местного жителя 2466
  4. Власти Сургута показали, как будет выглядеть обновленный ГКЦ 1964
  5. ​Стартовала серия фестивалей «Покупай Тюменское» 1924
  6. ​В Тюмени с 21 по 23 марта состоится IV Градостроительный форум 1854
  7. ​В Сургуте холодает, но это ненадолго 1847
  8. ​На Крылова сгорел мусорный контейнер // ВИДЕО 1837
  9. ​Скорая помощь — Сургутскому району: 4 автомобиля передадут муниципалитету 1777
  10. ​Взрослые сургутяне сдали ЕГЭ по русскому языку 1763
  1. Тюменец привез из Таиланда настойку со змеей и скорпионом, но не успел опробовать 17510
  2. ​Был ли майдан? 13905
  3. ​«Скорее всего, Сургут ждет депопуляция и пустые «человейники». Но это будет очень нескоро» 8791
  4. Как поститься без вреда для здоровья и набора лишнего веса? // СИА-ПРЕСС ОТВЕЧАЕТ 6828
  5. Сургутский тиктокер набрал 10 млн подписчиков 5858
  6. ​Бремя стандарта 4690
  7. «Меня вдохновляет сама жизнь. Нет ничего интереснее и полнее во всех проявлениях, чем жизнь» 3825
  8. «Всякая школа славна не числом, а славою своих учеников» 3434
  9. ​5 самых ожидаемых сериалов 2023 года // ОБЗОР СИА-ПРЕСС 3176
  10. Женщины в Думе Сургута. Дина Биглова-Фатова 3067