16+
Больше новостей

Да, первоначальные планы пришлось менять 25.7%

Да, первоначальные планы остались неизменными 33.8%

Нет 19.9%

У меня нет летнего отпуска 20.6%

Всего голосов: 136

Да 14.6%

Нет 82.3%

Не знаю 3.1%

Всего голосов: 130

Да 45.2%

Нет 50%

Не знаю 4.8%

Всего голосов: 126

Больше опросов

Югру зажимают в транспортные тиски

Округ становится Бермудским треугольником без выхода и входа

Очевидно: происшествия на транспорте становятся для России уже не случайными происшествиями, а трагической тенденцией. Катастрофа самолета Ту­-134 в Карелии (47 погибших), аварийная посадка Ан­-24 в Томской области (пятеро погибших), крушение теплохода «Булгария» (более 100 погибших)… Печальный список день ото дня увеличивается.

Реакция власти на происходящее как абсурдна, так и предсказуема — запретим Ан-­24 и Ту-­134, выведем из эксплуатации старые суда, проверим то и это. Однако такая тактика отнюдь не ускоряет решение проблемы, а напротив — порождает за собой еще цепочку событий, рискующих «доломать» и без того разваливающуюся инфраструктуру страны. 

Рискует оказаться в транспортном параличе и Сургут. Город, который мог бы развиваться как логистический центр региона, сейчас отрезан не только от «большой земли», но и от соседних территорий. Транспортные артерии не имеют резерва. А учитывая позицию федеральной власти — «запретим все, что движется», можно поставить под большое сомнение не только «логистическое» будущее Сургута, но и его будущее как города вообще. 

Под тяжестью трафика

Федеральная автомобильная трасса Р-­404 — единст­венная автомобильная дорога, связывающая Сургут с «большой землей». Выглядит она, как и большинство «федералок» в России - обычная асфальтовая двухполоска. Способна ли справиться с грузовым трафиком дорога, еле вмещающая северян, отправляющихся в отпуск? Вряд ли. Да и состояние ее на отдельных участках давно вызывает опасения. 

О «дороге смерти» (отрезок Салым — Уват) в начале июня этого года стало извест­но уже не только местным властям, но и президенту РФ Дмитрию Медведеву. Согласно статистике окружного МВД, в 2005-­2011 годах здесь в 74 ДТП пострадали 115 человек, 16 погибли. Заместитель губернатора ХМАО-­Югры Валентин Грипас недавно признал, что  159 км дороги не соответствуют нормативному состоянию дорожного покрытия, а 112 км находятся в аварийном состоянии. В границах Югры нормам не соответствуют 64 км, 34 км — аварийные. На решение проблемы деньги, по словам Грипаса, выделяются — в этом году направлено 1,2 млрд. рублей. Но когда они дойдут до объекта и грамотно ли будут потрачены — неизвестно. Налицо классическая схема доведения ситуации до абсурда, после чего в извест­ность ставится первое лицо государства, и путем «ручного управления» требуемые деньги волшебным образом находятся. 

Но даже если федеральная трасса когда-­нибудь будет приведена в порядок, остается открытым вопрос автомобильной переправы через Обь. Построенный в Сургуте мост в свое время эту проблему решил. Но уже через несколько лет стало очевидным, что он еле справляется с существующим трафиком, а его плановый ремонт моментально создает километровые пробки. 

Разговоры о строительстве второго моста только в этом году обрели какую­то конкретику. Но небольшую: пока только создан консорциум. Но даже проекта как не было, так и нет. Решать этот вопрос власти не торопятся. 

В железнодорожном тупике

О дефиците железнодорожных билетов в данной публикации говорить не будем — тема хорошо извест­на большинству жителей территории. А вот то, что зачастую сбой планов в той же строительной отрасли в большой мере происходит из-­за проблем на железной дороге, полтора года назад для корреспондента «НГ» стало открытием. 

В Сургуте состоялось большое совещание, на котором строители вывалили железнодорожникам гору претензий, начиная от срыва графиков поставок стройматериалов в жаркий (в плане работы) летний период, заканчивая невозможностью поставить материал в прин­ципе. Представители Сверд­ловской железной дороги объясняли ситуацию тем, что у РЖД грузовых вагонов на всех не хватает в принципе. Пообещали исправиться. Но в этом году все стало только хуже. 

— На днях срыв поставок стройматериалов обсуждали с вице-­губернатором Югры Валерием Грипасом, — рассказал «НГ» президент Ассоциации строителей по Сургуту и Сургутскому району Алексей Сафиоллин. — Свои обещания РЖД не выполняет. Я имею в виду увеличение количества вагонов, создание электронной системы подачи заявок на грузоперевозки. Ее нет и в помине. По заданию ОАО «РЖД» Свердловский филиал создал две специализированные транспортные компании по перевозке грузов, но с поставленными задачами они не справляются. Во всяком случае перед нашим регионом. Складывается ощущение, что их первоочередная задача — это транспортировка угля по территории УрФО. А до того, что на нашей территории те же нацпроекты под угрозой срыва, в частности строительство жилья, им и дела нет. 

Пока строители видят только один способ повлиять на ситуацию — подключить к переговорам с руководством РЖД главу региона. Но будет ли этот метод действенным — вопрос открытый. Железнодорожники ссылаются на то, что сложившуюся ситуацию продиктовал рынок. Возить грузы по юго-­западу региона им выгоднее, чем на север федерального округа. Потому что от нас большинст­во вагонов идет порожняком — основную часть продукции нефтегазовый север транспортирует по трубам. 

Сможет ли политика пересилить экономику — пока сказать сложно. 

Не взлетим

Вот уж где не ограниченное обочинами и рельсами пространство, так это в небе. Но и там, как показывает практика, бывает тесно. Авиация тащит целый конгломерат проблем, и сложные взаимоотношения между перевозчиками — лишь одна из них. Дележка небесного транспорт­ного рынка оборачивается срывом рейсов и достаточно странной ценовой политикой. Так, приход «Авиановы» сначала сопровождался выяснением отношений с аэропортом, позже совсем не низкими ценами на билеты, что стало неожиданностью для сургутян, и вот теперь из­-за продажи пакета акций компании пассажиры вновь задумываются, улетят ли они через месяц или нет.

Еще одна, общая для всех регионов России беда — это старый авиапарк. Аварийные посадки в Сургуте происходят с завидной регулярностью. Чаще всего, как упомянул в одной из бесед директор аэропорта Евгений Дьячков, это ложное срабатывание датчиков о том, что не раскрылись шасси. Но ведь и это не норма. Тем более что от ложных сигналов до реальной опасности совсем недалеко. 

Полгода назад на борту самолета «Колавиа» погибли три человека, так и не поднявшись в воздух. Борт сгорел на земле, при выруливании на взлетно­посадочную полосу. Одна из вероятных причин возгорания — замыкание в электропроводке. 

Между тем вынужденное обновление парка самолетов выливается в ряд новых проблем. Заменить запрещенные Ту­-134 и Ан­-24 перевозчикам практически нечем. Самолеты иностранного производства, которые эквивалентны отслужившим «тушкам» по количеству мест, в России сертификацию еще не прошли. А собственное серийное производство бортов с многообещающим названием Superjet 100 даже не начиналось. Впрочем, сургутян счастье полетать на русском авиапроме вообще может миновать. Как прокомментировала Вестям.Ru пиар­-директор компании «Гражданские самолеты Сухого» Ольга Клыкова, «на тех же северных аэродромах «Суперджеты» приземляться не смогут. И в этом нет их недостатка: автомобиль вовсе не обязательно должен быть оснащен гусеницами, чтобы передвигаться по провинциальному бездорожью.

К слову, для «Боингов» сургутский аэродром тоже не приспособлен. «Российские аэропорты были построены для работы с самолетами старого поколения, Ту и Ан. Конечно, наша взлетно­посадочная полоса принимать и выпускать «Боинги» тоже может, но встанет вопрос об изменении режима полетов, его интенсивности. Необходимо будет вводить ограничения, так как пневматические характеристики современных самолетов и существующих взлетно­посадочных полос различаются на десять пунктов, хотя в идеале должны совпадать. Иначе покрытие полосы долго не выдержит», — прокомментировал ситуацию директор ОАО «Аэропорт Сургут» Евгений Дьячков. 

Есть еще один теоретический выход из авиадефицита: переоборудовать «тушки» и «аннушки». Но это выльется компаниям в стоимость самих самолетов. Так что любое дальнейшее развитие событий приведет к дефициту и удорожанию билетов: будь то сокращение летного парка за счет утилизации «тушек» либо замена их новыми самолетами и соответственно создание для них условий. Мало того что свои траты за счет пассажиров будут окупать авиаперевозчики, так еще и реконструкция аэродрома (если она произойдет) ляжет в тариф на обслуживание самолетов, а затем и в стоимость билетов. Исполнительный директор Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Генрих Сычев уже заявил СМИ, что к возникновению существенных сбоев в авиаперевозках требование об изъятии из эксплуатации неоснащенных современными системами предупреждения самолетов Ту-­134 и Ан-­24 не приведет. Но перебои на ряде региональных маршрутов в этой связи возникнуть могут.

Может, вплавь?

Согласно концепции развития города, которую писали столичные эксперты несколько лет назад, спасением для территории может стать река. Но специалисты, разработавшие концепцию, не учли одного: сорок лет назад речной путь обеспечивал силы и средства для освоения месторождений. А потому вопрос о цене не стоял.

Сегодня стратегически важная для правительства страны нефтяная труба есть. И достаточно лишь подгонять нефтяников установленными объемами добычи. А цель развития региона, скажем, посредством водных путей и не только стала «китайской трудностью» самого региона. 

Между тем состояние речного пути нагляднее всего демонстрирует работа логистической компании «Чандлер», которая два года назад занималась поставкой оборудования для ГРЭС­-2. К единственному приспособленному для выгрузки порту суда подходили с трудом: все дно на протяжении большого расстояния усеяно затонувшими баржами, катерами, крупной арматурой.

О пассажирских перевозках тоже говорить не приходится. Помимо вопросов рентабельности и целесообразности, есть главный — безопасность. После трагедии на Волге все суда ХМАО подверглись проверке и в срочном порядке ремонтируются. И ведь стимулом такой тотальной уборки речного хлама по всей стране становятся даже не десятки загубленных жизней, а сам факт проверки.

Долой блокаду!

Теперь о том, как выбраться из транспортной блокады. Способы обсуждались не раз, правда, не в контексте дефицита путей сообщения, а как варианты развития территории. Первое — это реальные инвестпрограммы по организации логистического центра. Причем для успешного воплощения этой идеи, скорее всего, необходимо воодушевить на это всю территориально­правительственную матрешку вплоть до уровня УрФО. Начать реализовывать инвестиционные проекты надо было еще вчера или позавчера, но концепция развития города как логистического центра продолжает пылиться на столах чиновников.

В случае, если о плане развития логистики мы будем вспоминать с периодичностью проведения выборов, то речь должна идти о создании привлекательного для внешних связей производст­ва, чтобы правительство федерального уровня было заинтересовано не только в нефтяной трубе, но и в торговых путях. В транспортные схемы, которые государство считает выгодными, идут многомиллиардные инвестиции, как это случилось с дорогой от Москвы до украинской границы. Она проходит через бедные регионы, которые и мечтать не могли о рекон­струкции трассы. Решающим аргументом стало то, что этот пятисоткилометровый участок является частью пути от Китая до Южной Европы. 

В Европу через наш город не попасть, а значит, мы должны найти свой веский аргумент снятия блокады (банальное право граждан на удобную транспортную схему, как показала практика, таковым не является). Пока же Югра вообще и Сургут в частности тащит все к себе, не продавая ничего кроме нефти. В таких условиях развитие территории так и останется для региона его личной проблемой. 

Кстати: Транспортная сеть в Европе объединяет сеть автомобильных и железных дорог, морских и речных маршрутов. Обеспечивает потребности в перевозках 700 миллионов человек из 45 стран. Особенностью такой системы является ее многосторонность и высокий уровень развития нескольких видов транспорта. В Европе расположен один из крупнейший портов мира. Более половины грузов из Роттердама  транспортируется далее речным транспортом.
О создании мощной системы заводов по глубокой переработке продуктов нефтедобычи на уровне правительства начали говорить около десяти лет назад. Речь шла о том, что у региона есть возможность производить буквально все от тканей до различного оборудования и стройматериалов. Однако солидных инвесторов так и не нашлось.


15 июля 2011 в 09:26, просмотров: 4853, комментариев: 1



Топ 10

  1. Чиновница из Югорска обвиняется в слежке за предпринимателем 2102
  2. Сургутский отель получит 100 млн рублей на реконструкцию 1124
  3. В ХМАО пропал молодой мужчина – для его поисков нужны люди с лодками 956
  4. В Сургуте избавятся от 20 брошенных автомобилей 848
  5. Одиннадцатиклассники Сургута приступили к сдаче ЕГЭ 640
  6. Просто Югра. Депутат предложил отказаться от аббревиатуры ХМАО 623
  7. 52-летний югорчанин зарезал знакомого из ревности 578
  8. «Прежде всего важна гармоничность в архитектуре среды» 571
  9. ​Оставшиеся без заграничных поездок россияне заинтересовались отдыхом на даче 548
  10. Продаем загородку: как не сорвать сделку из-за одной бумажки 535
  1. «Вечная проблема – как привлечь местных жителей к решению городских вопросов, чтобы они чувствовали здесь свою увлеченность» 3163
  2. ​НГДУ, готовься! В Сургуте начнут отключать горячую воду 2938
  3. «Антивозрастные крема эффективны, но они не могут заменить похода к косметологу» 2901
  4. Крупные зарубежные бренды одежды возвращаются в ТРЦ Сургута 2713
  5. ​Югорчанам пообещали аномальную жару 2574
  6. Инфоистерия 2524
  7. Чиновница из Югорска обвиняется в слежке за предпринимателем 2102
  8. ​Инсайд: Лариса Белоцерковцева покинула перинатальный центр 2056
  9. ​Как вы площадь назовете 1974
  10. ​«Забег.РФ» не обойдет и Сургут 1846
  1. Имя им — легион 9115
  2. «Люди, у которых кто-то из близких страдал расстройством пищевого поведения, имеют риск заболеть выше в 10 раз» 7946
  3. «По статистике, самые частые пациентки – 55 лет, но рак молодеет. Самой юной пациентке, прошедшей наше отделение – 21 год» 5443
  4. В Нижневартовске ночью загорелся военкомат - на месте нашли «коктейли Молотова» 5414
  5. ​Остановить вечный двигатель 5186
  6. ​Ледоход в Сургуте начался 4665
  7. ​Из адидаса в абибас 4242
  8. ​Арктика: вахта человеческих судеб 4234
  9. ​В смертельном ДТП в Югре погибли два человека 3688
  10. В Сургуте разбился мужчина, выпавший из окна многоэтажки 3321