Надзорные органы в России убыточны. Газета «Ведомости» приводит статистику за прошедший год: в 2010-м для исполнения надзора и контроля бюджет потратил 91,2 млрд. рублей, а взыскать штрафов за этот же период удалось в семь раз меньшую сумму – 12,5 млрд. рублей. Самый яркий пример несоразмерных вложений в контрольную деятельность – Россельхознадзор. Эта структура на выявление одного нарушения тратит почти миллион рублей.
Опрошенный «Ведомостями» работник центра стратегических разработок Владимир Южаков считает, что оценивать эффективность надзорных органов только по собранным штрафам неправильно, равно как и по количеству проведенных проверок (так себя обычно оценивают сами ведомства). Но единых критериев эффективности контрольно-ревизионной деятельности на законодательном уровне не существует, поэтому нет и формального повода для реформирования этой сферы.
Другое дело, что надзорные органы не только опустошают казну, но и оказывают административное давление на бизнес. Это в своем докладе озвучило министерство экономического развития: за 2010 год предприниматели России подверглись 2 828 900 проверкам и административным расследованиям, хотя годом ранее президент объявил свое памятное «не кошмарить бизнес».
Существует еще и коррупционный аспект проблемы – известно, что контролирующие органы зачастую закрывают глаза на некоторые нарушения (которых, согласно закону, почти невозможно избежать) за определенную плату. Кстати, подобная проблема была в начале 2000-х годов в Грузии, где все ревизионные структуры, включая антимонопольную службу, были настоящими рассадниками коррупции. Тогда пришедшие к власти в 2004 году реформаторы решали проблему самыми кардинальными методами – массовым упразднением контролирующих органов и ослаблением присутствия государства в экономике. А что делать с российскими проверяющими структурами? На этот вопрос ответили эксперты «НГ-Капитал»: