16+
Больше новостей
Больше опросов

Муниципалитетам Югры впору мериться свалками

Борьба с мусором – политическая мода на сезон или классика?

На уровне правительства округа верстается программа, предполагающая строительство полигонов ТБО и переработку мусора, а при федеральной общественной палате создан отдел экологии.  Однако и в прошлом вроде бы хватало всяческих средств, чтобы сделать территорию округа чище. Надзорные органы проводили проверки, муниципалитеты имели полномочия по организации работы с мусором и принимали соответствующие программы. Что же мешало навести порядок в прошлом, и  с какими проблемами столкнулись новые инициативы?

Сор из избы

После одной из публикаций в «НГ», посвященной поводам собраться за одним столом всем сторонам экологического процесса, в редакцию позвонили из администрации Сургутского района. Специалист в сердцах сетовал, что не обошлось без упоминания «их» свалок, да еще и без сглаживания углов. И вообще, как корреспондент посмел упомянуть лишь одну  свалку Сургута и вовсе не написал про аховое положение в целом по округу. А ведь в районе дела обстоят не худшим образом.

Справедливости ради стоит отметить, что муниципалитетам и впрямь впору мериться свалками и списками прокурорских предписаний. Лицензированных полигонов раз-два и обчелся. Представители надзорных органов к причинам такого положения дел относятся понимающе. Ведь каждый из муниципалитетов демонстрирует усиленные попытки избавиться от свалок.

«Свалки мы все еще в 2009 году закрыли несанкционированные. Ведется борьба: их открывают, мы снова закрываем. В Пойково сделали полигон. Туда свозим. Кроме того уже три года как готов проект полигона в поселке Салым. Но у нас проблемы возникли с отводом земли - там гослесфонд. И вот нас три года пинают в грубой форме, в извращенной, я бы сказал. По окружной программе деньги заложены на строительство этого полигона, к следующему году надо сдать объект, а у нас проблемы»,- сетует специалист администрации Нефтеюганского района. Не менее душещипательная история и у чиновников от экологии Сургутского района. Несколько лет назад была разработана комплексная программа, которая должна была произвести настоящую революцию в  сфере работы с отходами. Вместо огромных гор мусора возле поселков и деревень – обустроенные по всем нормам полигоны. Причем немалая часть ТБО должна была отправляться на переработку. Жителей же планировалось приучить к сортировке бытового мусора.

Депутаты района встретили такие инновации в штыки. Одни не верили в то, что население будет сортировать мусор по разным контейнерам, другие сомневались в том, что придут бизнесмены, которые станут перерабатывать мусор. Если говорить о первом, то уж с кого и стоит начинать добрую традицию сортировки отходов, так это с жителей деревень. Ведь там это не в новинку. Остатки продуктов в отдельное ведро – скотине, все, что горит – в топку, остальное – на свалку. С городами и крупными поселками, конечно, было бы сложнее. Но лиха беда начала. Что касается переработки мусора, то тут действительно без бизнес-инициативы не обойтись. Впрочем, в Московской области подобные предприятия давно и вполне успешно работают: из пластиковых бутылок делают пуховики, ручки, коврики. 

Так или иначе депутаты Сургутского района побороли свои стереотипы и приняли-таки проект. В прошлом году срок его реализации завершился, а вот сама реализация так толком и не началась. Не было финансов.

Что касается Сургута, то о масштабах проблем со свалками судить сложно. На совещание по этому вопросу, инициированное общественниками никто от городской администрации не пришел. Возможно, первым делом там наводят порядок в собственной экологической структуре после отставки прежнего начальника.

Программа новая, проблемы прежние

Найти время для разговора по душам вскоре придется всем муниципалитетам, ведь по новой окружной программе планируется строительство межмуниципальных полигонов. А это значит, что чиновникам придется вспомнить не такое уж далекое коммунальное прошлое: кухня общая, и договариваться, кто в какое время у плиты стоит и кто мусор выносит, надо заранее. При ином подходе общие полигоны могут оказаться ничьими со всеми вытекающими отсюда последствиями. Такое уже было при реализации пресловутого 131 закона, когда район был поделен на поселения, и между ними образовались, так называемые, межселенные территории. На них остались в  том числе и стойбища ханты. Тут же возник вопрос - а кто несет ответственность за объекты, находящиеся на таких участках?   Впрочем, опыт совместного «выноса мусора» у муниципалитетов уже есть – жизнь заставила. Например, часть ТБО из поселков Федоровский и Ульт-Ягун, а также из деревни Русскинской возят на сургутский полигон. 

Еще одна не новая проблема – это неготовность муниципалитетов к реализации программы. Одного желания получить деньги и построить полигон – мало. Оно должно быть подкреплено проектом. Что же получилось на деле? 

К первому сентября по указанию губернатора на окружном уровне должна быть принята концепция, основой для которой и станет экологическая программа. Муниципалитеты для участия в ней уже заявились и стали претендентами на финансирование. Однако запаслись ли они заранее проектами, проверено вовремя не было, и сегодня оказалось, что ряд уже включенных в программу объектов не подкреплены необходимой документацией. А это значит, что масштабной программе грозит большое неисполнение по капвложениям. В общем, получилось, как в известном мультфильме: «У меня для вас посылка есть, только я вам ее не отдам, потому что у вас документов нет». 

Чистота залог дохода

Примером организации системы полигонов и использования отходов может вполне послужить Сургутнефтегаз. Когда речь идет о большой прибыли, ставить под удар легитимность бизнеса из-за мусора как-то неразумно. А потому акционерное общество в виду отсутствия полигонов в Сургутском районе, строит свои.

«Что касается полигонов Сургутнефтегаза то, действительно, там, где нет муниципальных полигонов, мы вынуждены строить свои. Ведь у нас 110 тысяч работников (столько же людей проживает во всем Сургутском районе). Всего у СНГ более 200 видов отходов. Все наши полигоны лицензированы  и прошли экспертизу. Но это не наш бизнес, это вынужденная мера», - делится положением дел Любовь Малышкина, начальник управления экологической безопасности ОАО «Сургутнефтегаз» и депутат окружной Думы.

Помимо этого нефтяники демонстрируют возможность использовать отходы в качестве материала. Так, используя технологию бурения без токсических элементов, недропользователи получают экологически чистый шлам. Кроме этого они используют для его обезвреживания специальные установки, уверяет Любовь Малышкина:

«Само собой у нас буровой шлам по токсичности не более  опасный, чем наш грунт, который мы используем для строительства наших площадок. У нас есть более 9 санэпидзаключений на применение данного бурового шлама». 

Если Сургутнефтегаз строит полигоны не ради сопутствующего бизнеса, то может на это пойдет другая компания. Найдется автономный от  нефтяных дел предприниматель, который будет получать прибыль от использования и утилизации мусора. Ведь сегодня муниципалитеты вынуждены заключать договоры друг с другом, чтобы возить ТБО на те немногие полигоны «в законе», что есть. Так почему бы не сотрудничать с бизнесом? 

К этому экологическому союзу могла бы присоединиться и наука. Югорский и сургутский университеты уже предлагают технологические решения мусорной проблемы. Например, из СурГУ варианты переработки ТБО и рекультивации свалок были высланы в Нефтеюганский район. Немалую работу проделал и Югорский государственный ВУЗ: там разработали инновационные технологии, включая передвижные установки. То, что без науки в мусорном вопросе не обойтись, власти понимают. Ведь просто возить ТБО старым дедовским способом с места на место, значит, усугублять проблему.

Очистят или отмоют?

Понятно, что определенная опасность существует и в развитии сферы переработки мусора. Превратить процесс очистки территории в банальное отмывание денег труда не составляет. По крайней мере так можно судить по уже имеющимся прецедентам. Чего только стоит сеть предприятий (название почти каждого начинается с «эко») по обезвреживанию и переработке бурового шлама, промышлявшая в Нижневартовском районе недалеко от реки Вах и на Приобском месторождении. На самом деле фирмы связанные кровными узами руководителей и финансовыми потоками ничего не обезвреживали, а просто складировали буровой шлам. На территории участков, которые по договору должны были использоваться для создания завода по производству кирпичей, они вели фактическое захоронение нефтяных отходов. Причем вопросы вызывает не только и не столько деятельность предпринимателей (желающие провернуть аферу найдутся всегда и в любой сфере бизнеса), а бездействие соответствующих структур. В течение многих лет никто должным образом не обращал на это внимания. Кроме того, остается непонятным, как вообще нечистоплотным бизнесменам разрешили работать с токсичными отходами  в водоохраной зоне - всего в 500 метрах от городского водозабора.  

Что касается деятельности фирм на территории Приобского месторождения, то уже есть предписание суда о рекультивации участков, загрязненных шламом. По грудам нефтяных отходов в районе реки Вах до сих пор идут судебные тяжбы. Следственный комитет неоднократно возбуждал дела, но ни одно из них за все годы так и не было доведено до логического конца. 

Общественники в свою очередь собираются бороться за лишение лицензии фирм-загрязнителей - готовят соответствующее заявление в Росприроднадзор. По их мнению, это не помешает нечистоплотным экокомпаниям убрать за собой территорию. Ведь рекультивацию можно произвести не собственными силами, а нанять другую организацию. 

Общественников на свалки

Общественный надзор, то ли с подачи президента, то ли  по требованию времени, действительно, окреп. Возможно именно общественные инициативы и контроль смогут стать связующим звеном между всеми участниками экологического процесса – неким координатором. По крайней мере, привлечь внимание к проблеме и собрать за одним столом государственных надзирателей, муниципальных исполнителей и крупных предпринимателей общественники уже могут. И если официальные структуры не с силах углядеть за каждой свалкой и за тем на сколько рьяно решаются вопросы по их рекультивации, то общественники не ограничены штатом. Их глазами и ушами могут быть любые инициативные товарищи. 

Вскоре у общественных организаций появятся собственные полномочия. Соответствующий законопроект сегодня в стадии подготовки. Вот только разные стороны по разному видят роль и круг прав набирающего обороты народного контроля.  

«Не могут дублироваться функции общественного и государственного экологического контроля. Кроме того, есть специфика предприятий, в том числе и нефтегазового комплекса и вы прекрасно понимаете, что все объекты нефтегазового комплекса являются промышленными опасными объектами. И чтобы вести контроль такого объекта, нужно обладать промышленными знаниями, навыками, квалификацией. Видимо, должны привлекаться общественным контролем эксперты, которые имеют в этой области соответствующую подготовку, соответствующие доказательства своей подготовки и квалификации», - обозначила позицию недропользователей Любовь Малышкина. 

Между тем представители одного из окружных муниципалитетов выразили надежду, что работать общественники будут в большей степени при помощи пряников, а не кнутов. То есть будут не просто контролировать исполнение экологических программ и прокурорских предписаний, но и помогать находить решения проблем, в том числе и касающихся переработки ТБО.

Сами же общественники также надеются на помощь муниципалитетов: «Понятно, что общественные организации имеют скромные финансовые возможности. И мы бы хотели от администраций муниципальных образований видеть какую-то организационную помощь. Может быть, автотранспорт выделить при выезде на проверки. Тем более что муниципальный контроль исключен из видов контроля, и мы вполне можем заполнить вот эту нишу», - говорит руководитель общественной организации Евгений Слюсарь.

Конечно, и общественный контроль может стать ангажированным, если за ним будут стоять чересчур тесные связи с властью или финансовые интересы руководителей, по совместительству являющихся держателями бизнеса с приставкой «эко». И такому контролю тоже может понадобиться контроль. Но надстраивать структуры можно до бесконечности, также как и горы мусора.

А если начистоту

В США проблема свалок тоже стоит очень остро. И это притом, что в сфере переработки мусора там уже задействовано 1,5 миллиона человек. На исправление ситуации пущены все силы. И немалую роль играет и само население. Люди сортируют мусор и выносят отходы, подвергающиеся переработке, строго по часам в отведенное время и день. В свою очередь муниципалитеты организуют своевременный вывоз в это самое указанное время и транспортируют до центров переработки. Бизнесмены превращают мусор в ликвидный товар. При таких усилиях, каждый из участников просто не позволит, чтобы где-нибудь в обход закона выросла свалка. Это и есть системный подход. Только так на чистоплотность могут претендовать все участники экологического процесса.

Для сравнения: некоторые сургутяне не могут даже один единственный мешок мусора донести до контейнера и выбрасывают его из окна; часть компаний не считают нужным везти мусор на полигон и сваливают его, где поближе; часть чиновников периодически забывают о своих прямых обязанностях; часть бизнесменов занимаются отмыванием денег, а не очисткой территорий; а контролеры периодически сами нуждаются в контроле.

Чьими бы не были полигоны, и в чьих бы руках не был контроль, опасность нечистоплотного обращения с отходами сохранится. Не важно по причине безденежья, отсутствия проектов, программ или из-за погони за быстрыми и грязными деньгами. Но на сколько эта опасность будет реализована, зависит не от конкретной закорючки в законопроекте и не от одного контролера, а от всех  и каждого.   



17 июня 2011 в 09:28, просмотров: 2572, комментариев: 0



Топ 10

  1. «Вечная проблема – как привлечь местных жителей к решению городских вопросов, чтобы они чувствовали здесь свою увлеченность» 2872
  2. Чиновница из Югорска обвиняется в слежке за предпринимателем 628
  3. ​Лариса Белоцерковцева вернулась в перинатальный центр 608
  4. ​Количество безработных в Югре снизилось 585
  5. ​Жители Сургутского района могут выйти на прямую связь с Натальей Комаровой 499
  6. ​В Югре общественников лучше всех поддерживают Ханты-Мансийск и Октябрьский район 496
  7. ​В Сургуте ВАЗ сбил детей во дворе дома 477
  8. ​Сибпромстрой объявил о двукратном снижении производственного плана на 2022 год 473
  9. Сургутский отель получит 100 млн рублей на реконструкцию 428
  10. ​Георгий Победоносец в ссылке // ФОТОФАКТ 335
  1. «Вечная проблема – как привлечь местных жителей к решению городских вопросов, чтобы они чувствовали здесь свою увлеченность» 2872
  2. ​НГДУ, готовься! В Сургуте начнут отключать горячую воду 2799
  3. «Антивозрастные крема эффективны, но они не могут заменить похода к косметологу» 2796
  4. Крупные зарубежные бренды одежды возвращаются в ТРЦ Сургута 2648
  5. ​Югорчанам пообещали аномальную жару 2408
  6. Инфоистерия 2351
  7. ​Как вы площадь назовете 1899
  8. Сургутянин зарезал велосипедиста из-за просьбы не мусорить 1878
  9. ​«Забег.РФ» не обойдет и Сургут 1770
  10. ​Инсайд: Лариса Белоцерковцева покинула перинатальный центр 1733
  1. Имя им — легион 9068
  2. «Люди, у которых кто-то из близких страдал расстройством пищевого поведения, имеют риск заболеть выше в 10 раз» 7876
  3. В Нижневартовске ночью загорелся военкомат - на месте нашли «коктейли Молотова» 5370
  4. «По статистике, самые частые пациентки – 55 лет, но рак молодеет. Самой юной пациентке, прошедшей наше отделение – 21 год» 5309
  5. ​Остановить вечный двигатель 5146
  6. ​Ледоход в Сургуте начался 4626
  7. ​Арктика: вахта человеческих судеб 4193
  8. ​Из адидаса в абибас 4158
  9. Не зарастет ли тропа… 3657
  10. ​В смертельном ДТП в Югре погибли два человека 3648