16+
Больше новостей
Больше опросов

Juna: «Въелось, к сожалению, у некоторых людей, что татарская музыка — это обязательно баян и даже попсовый биток…»

ПРЕМЬЕРА дебютного альбома казанской инди-фолк группы Juna — Amanat

Juna: «Въелось, к сожалению, у некоторых людей, что татарская музыка — это обязательно баян и даже попсовый биток…»
Фото: vk.com/juna_kzn

Казанская группа Juna выпустила дебютный альбом Amanat. Корреспондент siapress.ru связался с музыкантами Juna Анией Файзрахмановой и Александрой Мустафиной, которые рассказали о том, как создавался коллектив и как на татароязычный, но не татарский инди-фолк реагирует публика.

Юрий Нуреев: Начнем с названия. Что вы вкладываете в имя Juna?

Александра Мустафина (укулеле): История очень простая — на заре зарождения группы, когда еще речь не шла о татарском языке, просто искали название и ткнули в латинский словарь. Вышло слово «Juno». Решили поменять последнюю букву. А потом узнали, что Juna по-фински означает «поезд». Нам нравится это значение.

Александра Мустафина

-

Ю.Н.: То есть сначала вы планировали петь на другом языке? Судя по каверам на Metronomy и The Knife — на английском?

Ания Файзрахманова (вокал, клавишные): Мы на тот момент ничего не планировали, просто были в моменте — нам нравилось играть любимые песни, мы их играли и не думали о том, что дальше. Так получилось, что большая часть любимых песен — на английском.

Ания Файзрахманова

-

Ю.Н.: Кстати, о татарском. Много лет назад я поставил приятелю-татарину альбом Зули Камаловой Elusive, он послушал и сказал: «Да это не татарская музыка», имея в виду состав инструментов и мелодии. В ваш адрес такие реплики звучат? Скажем, баяна, ассоциирующегося с татарской музыкой, у вас действительно нет.

А.М.: Да, такие комментарии звучат и часто. Въелось, к сожалению, у некоторых людей, что татарская музыка — это обязательно баян, мон (душевность, мелодичность — прим.ред.), а иногда даже попсовый биток.

Мне кажется, это саму культуру очень ограничивает: вот тебе три цвета — можешь рисовать только ими. Но в палитре огромное множество цветов, разных, красивых. «Нет, это не татарская картина!» — звучит как бред. А вот про музыку почему-то так говорят.

А.Ф.: Моя бабушка говорит, что у нас не татарская музыка. И я понимаю ее чувства (улыбается).

Если уж говорить об определениях, я бы условно разделяла татарскую музыку на татароязычную и татарскую этническую. Первое подразумевает, что это любая музыка, исполненная на татарском языке. Второе — народная музыка со всеми атрибутами и переосмысление этого. Я не вижу проблемы в том, что музыканты делают и первое, и второе.

Сохранять традиции очень важно, да. Для этого есть отдельные коллективы, где главный критерий — аутентичность, подлинность традиций. Но мы не претендуем на такую ответственную задачу: мы просто делаем то, что хочется, на татарском языке. И мы не уверены, можно ли это называть татарской музыкой (улыбается).

Вообще заниматься определениями — неблагодарное дело. Лучше просто говорить, что, мол, смотри, эту музыку сделали ребята из Казани и в этой музыке звучит татарский язык.

Если говорить о бабушках, кстати, как правило, их сильно смущает мой акцент. То есть они еще и не узнают татарский язык иногда. И это нормально. Обожаю бабушек! (смеется)

-

Ю.Н.: У вас многолюдная группа — она сразу сложилась или состав формировался долго?

А.М.: Мы начинали с трех человек — Ания (вокал, клавиши), Саша (укулеле), Катя (перкуссия). Одно время мы вообще не парились — ну зачем нужен бас? Но с каждым годом количество людей все прибавлялось, даже шутили про нас, что скоро группа на сцене помещаться не будет. Теперь основной состав — семь человек плюс восьмой — звукорежиссер. Это скрипка, укулеле, клавиши, перкуссия, кахон, гитара, бас. А на презентации 23 и 24 октября нас будет (о, ужас!) на сцене 19 человек! Это вместе с хором.

Ю.Н.: Состав стабилен, кстати?

А.М.: Сейчас да. Но были моменты, когда менялись гитаристы, басисты, пробовали играть с барабанщиком, флейтист Серёжа поменялся на скрипачку Элю. Сейчас концертный состав уже год как неизменен, что будет дальше — посмотрим.

Ю.Н.: Как вы вообще пришли к созданию группы?

А.Ф.: Я всегда занималась музыкой параллельно с остальной жизнью. Во время школы это была музыкалка. В 10-11 классе я ее окончила, и началась подготовка к экзаменам, было не до музыки. В университете узнала, что в нем есть местная хоровая капелла. Пошла с подругой за компанию — и осталась там на шесть лет. Там мы познакомились с Сашей, но не общались. А играть вместе мы начали только с выпускного года. В тот год мы вместе участвовали в капустнике капеллы, так и завертелось.

А.М.: Я как-то пришла на хор, а там ребята готовились к выступлению. Говорю: «А можно с вами?» — так и понеслось. Вообще у меня довольно музыкальная семья: папа играл в группе в те годы, когда это еще не было мейнстримом. Он же приучил меня к хорошей музыке — у нас всегда играли дома Queen, TheBeatles, Боб Марли. Его отец был тоже «против системы», носил прическу «боб» и был стилягой. А его брат, мой дядя — Артур Мустафин развивает свой трансовый проект Translippers и катается с ним по мировым фестивалям.

Ю.Н.: Juna — ваше основное место работы или хобби?

А.М.: Ни то, ни другое. Мне бабушка и другие родственники сначала говорили пренебрежительно: «Ну это же у тебя хобби», а сейчас они видят, сколько времени и сил на это «хобби» уходит, и больше так не говорят. Я воспринимаю группу не как хобби, но и полноценной работой это не назовешь. Самое близкое по ощущениям — долгосрочная стажировка: сил много отнимает, учишься новому, как на новой работе, но денег приносит мало и нужно это прежде всего тебе.

А.Ф.: У меня и у других ребят есть полноценная работа, но к группе я отношусь тоже как к работе. Иначе не получается.

-

Ю.Н.: Это первый полноформатный альбом, вы писали его достаточно долго: что мешало записать его оперативно?

А.М.: Поскольку это первый в нашей жизни полноформатный альбом, записанный не дома на коленке, а на студии, это и мешало: прежде у нас не было такого опыта. Часы студий ограничены, делается куча попыток, нужно совпасть с расписанием и т.д. Ну и на все нужно деньги, и немало.

А еще материал у нас появлялся по ходу, то есть сначала мы объявили, что делаем альбом, а потом стали его именно делать. Обычно происходит у групп не так: уже оформленный багаж песен собирается в сборник. Здесь же часть песен сочинялась и аранжировалась постфактум.

Еще были моменты, когда аранжировки песен (например Takhetle konem) полностью меняли вектор. Она изначально была более разбитная, сейчас стала более хипповая — и по аранжировке, и по гармонии.

И, конечно, пандемия внесла свои коррективы. На финишной прямой нельзя стало ни ездить на студию, ни собираться на репетиции нормально, ни тем более делать презентацию.

А.Ф.: Мне кажется, такой долгий срок связан с двумя факторами: у нас у всех есть работа, которая отнимает львиную долю времени, и отсутствие опыта. Мы несколько раз переделывали песни, учились в процессе. Это как учеба с дипломом в финале! (улыбается)

Ю.Н.: Мы представляем альбом на сургутском портале siapress.ru — посоветуйте нашим читателям, что послушать, если он им очень понравится? В первую очередь, конечно, речь о татарстанской поп-, рок-, инди-, фолк-музыке.

А.Ф.: Мубай, Зуля Камалова, Gauga, Усал и т.д. Много других ребят есть, которых я сейчас прям не вспомню, но «ВКонтакте» есть паблики с музыкой из Татарстана — E:\music\Татарстан, например.

Самое главное при выборе музыки — не ограничиваться каким-либо критерием. Если мы пишем музыку в стиле инди-фолк (условно), это не значит, что мы слушаем только инди-фолк. Слушайте все вне зависимости от языка, географической принадлежности, стиля и чего-либо еще.

Если говорить конкретно о моих любимчиках за последнее время: Bjork, Nick Cave, Rhye, Anderson Paak, Moses Sumney, Mac Demarco, Samuel T. Herring, Philip Glass, Tom Misch, GoGo Penguin, Mormor. Но я не могу сказать, что наш альбом как-то напомнит музыку этих ребят! (смеется)

-

Ю.Н.: Диск называется Amanat: слово многозначное. Собственно, в каком значении вы его используете в альбоме?

А.М.: В словарном — «то, что отдали на хранение». Это символично, потому что песни — это наш личный Amanat слушателям. Я слышала только про официально-деловой вариант значения «вклад». Еще понравилось, что это слово с татарского не переводится одним емким словом на русский.

Ю.Н.: Вообще интересно узнать, о чем вы поете, — что можете сказать о песнях аудитории, которая не владеет татарским языком?

А.М.: Мне кажется, лучше ничего не говорить о стихах, чем сказать, о чем они, в двух словах. Потому что так сразу все становится простым и скучным. У нас будут выложены все тексты с переводами, можно будет прочитать.

Но если очень упрощать, то весь альбом о чувствах — на фоне природы, города, вселенной. Мы надеемся, что музыка достаточно красноречиво передает это, а тексты — это вообще отдельные миры, которые нужно изучать отдельно. Это поэзия в самом прямом значении, а не просто тексты для песен.

Ю.Н.: Кто, кстати, их пишет?

А.М.: Все стихотворения взяты у татарских поэтов — Йолдыз Миннуллиной, Луизы Янсуар, Эльмиры Шарифуллиной, Роберта Ахметзянова и Азата Миргаязова. У нас нет отдельного человека, который пишет тексты на татарском, потому что лучше ничего не писать, чем писать плохие стихи. А тем более — исполнять их.

Ю.Н.: Альбом доступен на стриминговых платформах — слушать можно с любой песни. Какую вы бы порекомендовали послушать первой?

А.М.: Для человека, который вообще не знаком с нашей музыкой лучше начать с чего-то воздушного — Yashel kuzle, Takhetle konem, Taniysyngmy. Потом переходить к сложным вещам — Ozatu, Ballu, Amanat.

Ю.Н.: Вообще порядок песен тут важен?

А.М.: Драматургия альбома выстроена по настроению. Но в принципе можно начать с любой. Песни все разные.

Ю.Н.: Нового альбома от вас придется ждать так же долго, как нынешнего? Или уже есть некоторые наметки?

А.Ф.: Мы даже сами себе пока не задавали этот вопрос! (улыбается) Хочется верить, что все будет быстрее. Но есть масса факторов в жизни, на которые нам приходится отвлекаться. Сам процесс поиска финансирования забрал у нас очень много энергии. В следующий раз не знаю пока, в каком формате будем работать и где. Может, мы все упростим в разы — посмотрим. Пока же представляем Amanat на казанской сцене.

Ю.Н.: Хороших концертов и благодарной аудитории вам. Спасибо!



23 октября в 14:09, просмотров: 2028, комментариев: 17


Комментарии:
Сергей Б
Может быть татарская музыка это и не только баян, но скажите пожалуйста, почему татары в Сургуте сало едет? Особенно закусывая водку. Это нормально?
Ничего об этом не знаю.
Сергей Б
Сказал Ю.Н. закусывая салом.
444 Сергей Б
Ну, Серега, у тебя и шутки... пьяного Мишутки... Вернее, советского "интернационалиста", который, пока не удостоверится в национальности собеседника до седьмого колена, пока придуманный откровенными нацистами ярлык на него не навесит, не успокоится. Сразу ему все ясно становится. Внук победителей гитлеровского нацизма, прости господи...
Злая Эллочка Сергей Б
Вкусно, вот и едят. Особенно крещёные.
Alkonowa1ow
На злобу дня.Помогает при ковиде. Так как укрепляет легкие. Особенно медвежий жир.
Сергей Б
Как однажды сказал мой товарищ Ахметыч, закусывая салом: В Сургуте с его климатом не до жиру – быть бы живу. Сейчас на пенсии, в Казань съехал, пчел разводит. По салу скучает, очень.
Потрясные комментарии, притом что с салом и водкой группа Juna ассоциируется в самую последнюю очередь. Сергей, ну вы хоть музыку послушайте, что ли!
444 Ю.H.
Вы требуете невозможного. Думаете, он интервью читал? Троллю, чтобы поиздеваться над автором, дальше заголовка идти необязательно.
Сергей Б
Кстати о татарской музыке. Когда у Ахметыча в гостях был, мы там под гармошку песни пели. На каком языке не помню.
Сергей Б
А группа Juna ассоциируется с каннабисом. Ну точно не с салом и водкой.
Alkonowa1ow
Сейчас практически нет фолк групп. Кроме Пелагеи. В основном «поющие трусы». А песни народные, что татарские, что русские красивые под гармонь или баян. Или молдавские под план- флейту(най). Тот же «Одинокий пастух». Или мелодии Владимира Космы с использованием ная в его саундтреках и музыке к французским фильмам 70-х годов типа «высокого блондина в чёрном ботинке». Не слышал инди-фолк
Ю.H. Alkonowa1ow
Пелагея — очень условно. Послушайте, там уже давно скорее рок с фолк-мотивами. Опять де — насколько ее вообще можно приводить в пример, неясно: альбом у нее выхоил в последний раз десять лет назад, после него, насколько я помню, была только программа романсов (тоже так себе фолк, ага?). Так что все сложно. А фолк есть, просто копнуть надо. Та же Инна Желанная живет и здравствует — а вы говорите, ее нет.
Alkonowa1ow Ю.H.
Понятно. Я поверхностный человек в музыкальной культуре. Сужу по участию Пелагеи в «Голосе». А так если глубже копнуть, то не спец.
Сергей Б
Вот… А Ю.Н. говорит причем тут сало и водка. Про группу Juna и даже про Пелагею мало кто и что знает. А про сало и водку знают все. Подумайте Ю.Н. на досуге как мотивировать интерес читателей к малоизвестной им теме. Вы же журналист.

Шутка, если что.
Alkonowa1ow
Jona у мне ассоциируется с ранними белорусскими «Песнярами». Ну а в целом это хорошо, так это есть какое то движение национальной музыкальной культуры по пути интеграции в современную интернациональную музыкальную культуру.
Alkonowa1ow
Ошибка. Juna конечно.
Показать все комментарии (17)

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться


Топ 10

  1. В Югре несколько человек взломали дверь торгового центра, чтобы украсть банкомат 2969
  2. ​Общественное пространство на Мельникайте в Тюмени реконструируют в 2021 году 1644
  3. ​Назначена дата рассмотрения апелляции прокуратуры на оправдательный приговор Дмитрию Попову 1113
  4. ​Официально: Путин приедет в Тобольск 1 декабря 1101
  5. Югорчане смогут задать вопрос кардиологу по телефону 993
  6. ​Когда реальный сектор экономики умирает, наращивать население и расходы на его соцобеспечение – не очень перспективно 944
  7. ​Югорчанин выпил лишнего и угнал маршрутку 911
  8. ​Убрать нельзя оставить. В Высоком Мысу сохранили две скважины с технической водой 888
  9. ​Барды в Высоком Мысу получат новую площадь 882
  10. ​ЗОЖ круглый год. В Высоком Мысу появилась многофункциональная спортплощадка 847
  1. Жительнице Нижневартовска продали курицу, якобы накачанную гелем 17512
  2. ​Вахтовик хотел заказать девочку и получить бонусы, но финансовая фортуна отвернулась от него 16596
  3. Более 300 тысяч югорчан получат до 5 декабря 1000 или 2000 рублей 9724
  4. В Нефтеюганске зарезали мужчину из-за мусора 6405
  5. ​В гараже «Сургутнефтепромхима» взорвалась емкость с соляной кислотой 5721
  6. ​В Югре введут новую крупную выплату на погашение ипотеки для части семей с детьми 4626
  7. ​Сургутянин прокатился по железной дороге на внедорожнике и угодил под тепловоз 4409
  8. Глава Нижневартовска заразился коронавирусом 4105
  9. ​Вывести из тени и поддержать 4048
  10. ​Ваши документы: в пятницу на трассе в Югре будут дежурить ДПС 4014
  1. ​В Югре разыскивают маму и ребёнка, недоехавших до Нижневартовска 34799
  2. Жительнице Нижневартовска продали курицу, якобы накачанную гелем 17512
  3. ​На трассе под Нефтеюганском столкнулись три автомобиля, есть пострадавшие 16888
  4. ​Вахтовик хотел заказать девочку и получить бонусы, но финансовая фортуна отвернулась от него 16596
  5. ​В Нижневартовске сумасшедший ВАЗ перевернулся и снес светофор 13688
  6. В Нефтеюганске задержали двух мужчин с наркотиками 13304
  7. ​В Нефтеюганске прошел митинг против Билла Гейтса и ВОЗ 12779
  8. Югорчанин распечатал чужие права на принтере и использовал их, пока не попался 12622
  9. Югра ужесточает карантинные меры 11441
  10. Житель Нефтеюганска потерял более 600 тысяч, желая заработать на купле-продаже иностранной валюты 11030