16+
Больше новостей
Больше опросов

Илья Варламов: «Это нормально, что некоторые моногорода умирают после потери донора. Это может случиться и с Сургутом»

Интервью с известным урбанистом и блогером Ильей Варламовым о том, чего не хватает Сургуту

На прошлых выходных в Сургут для записи своей программы «Большая Дорога С Мэром» (БДСМ) приехал известный блогер и урбанист Илья Варламов. В рамках проекта он гуляет с главами городов и рассказывает о тех минусах и плюсах, которые он видит на улицах. Корреспондент СИА-ПРЕСС взял эксклюзивное интервью у Ильи Варламова и узнал у него о том, почему Сургут развивается не в том направлении, что делать городам без истории и за какие градостроительные ошибки наши дети будут нас проклинать.

«В Сургуте надо делать так, чтобы человек без автомобиля все равно оставался человеком»

– Что с Сургутом так или не так?

– Город развивается, но самое главное, чего не хватает Сургуту – это чёткого понятия, где центр города. Сейчас неофициально им является памятник основателям и кольцо вокруг. Есть какие-то площади, но непонятно, где ты находишься. Такое впечатление, что ходишь по одному большому спальному району. С этим нужно что-то делать. Большая проблема с автомобилями. Сургут находится на втором месте по уровню автомобилизации. А все те реформы, что здесь проводятся, эту автомобилизацию еще больше провоцируют. Идешь по тротуарам, по которым невозможно пройти, видишь какие-то ужасные лужи, широченные пыльные дороги, убитый общественный транспорт. Как и во многих других городах, первое, что тебе хочется сделать – купить машину и пересесть на нее. Получается, что город очень несправедливый. Те, кто по каким-то причинам машину себе позволить не могут – пенсионеры, дети, люди с низким достатком – остаются за бортом и чувствуют себя людьми второго сорта. Уже сейчас Сургут стоит в пробках. А при том, что власти города собирается увеличить население на 100 тысяч человек, то я вообще не понимаю, где они все собираются ездить и парковаться. Пару раз мне ваш глава озвучил свои мысли и фантазии про расширение дорог и строительство развязок, и я понимаю, что Сургут в этом направлении точно движется не туда. Нужно конечно же развивать общественный транспорт, нужно заниматься дворами, дорогами, тротуарами, городской средой. Делать так, чтобы человек без автомобиля в Сургуте все равно оставался человеком.

– Вы раскритиковали проект реконструкции городского ж/д вокзала…

– Конечно, он находится не в введении городской администрации, потому что этим занимается РЖД. Шувалов справедливо говорит, что к нему это отношения не имеет, но он как глава города мог заявить протест. Он мог возмутиться и сказать, что мы не позволим делать в Сургуте такой ужасный и отвратительный вокзал. Но, во-первых, ему не хватает компетенции, он не понимает почему это плохо. Вроде строят вокзал и хорошо. Жители тоже не понимают и в итоге вместо того, чтобы получить красивое современное здание, которое может стать одним из символов города, могут получить черт знает что. Очень низкосортную архитектуру, которая не то, что город не украсит, а сделает его только хуже и будет портить людям вкус.

– А если смотреть в целом на городскую архитектуру, то к каким выводам можно прийти?

– Есть проблема с самоидентификацией. Это проблема есть и во многих других городах. Непонятно вообще, что такое Сургут. С одной стороны, город ассоциируется с нефтью, благодаря компании Сургутнефтегаз. Это такой бренд, который представляет Сургут за пределами города. Но, когда ты находишься здесь, не видишь никаких национальных мотивов, хотя, казалось бы, это ведь один из регионов с сильным национальным началом. Здесь могли быть какие-то орнаменты, какая-то северная архитектура, но к сожалению, ничего нет. Мы видим все те же убогие пятиэтажки, мы видим все те же районы с муравейниками, которые строят так же, как и везде. Не хватает какой-то идентичности. Это то, чем нужно заниматься. Из удивительного в Сургуте нужно отметить велодвижение. Редко, где увидишь такое количество велосипедистов на улицах, какое увидели мы, гуляя два дня по городу. По-моему, даже в Москве столько нет. Несмотря на то, что здесь зима, холод и кошмар, но люди ездят на велосипедах. Надеюсь администрация города услышит меня, услышит велосипедистов и будет развивать инфраструктуру, и даст людям альтернативу личному автомобилю.

«Сургуту надо развиваться как современному городу, если у него нет истории»

– Как вы для себя отвечает на вопрос, почему главы городов соглашаются участвовать в БДСМ? Они ведь ставят себя в положение, когда им нужно оправдываться.

– Во-первых, я не считаю, что они должны оправдываться. Во-вторых, по-моему, это абсолютно нормальная работа для чиновника, это же публичная должность. Он представляет город и людей, которые в нем живут, презентует город и рассказывает о нем вообще всей России. Это хорошая возможность заявить о себе, похвастаться, выйти на федеральный уровень. Как часто главу Сургута показывают на всю страну и обсуждают его действия? Я думаю, не очень часто. Поэтому это совершенно нормальная история.

– Сургут по сути является моногородом, который зависит от одной компании. Как выживать таким городам, после того, как они теряют своего донора?

– Во-первых, совершенно необязательно моногородам выживать. У нас сейчас зачем-то есть целая программ по спасению моногородов. Да, какое-то количество городов совершенно не нужны. Насильно мил не будешь, что называется. Когда меняется время, меняются условия, а город не смог приспособиться к новой реальности, то он естественно остается за бортом, он никому не нужен, там все разрушается, там нет работы, люди уезжают, он умирает. Умирающие города – это не хорошо и не плохо, это просто факт. Погибают деревья, умирают от старости люди. Появляются новые города, умирают старые, в этом нет ничего плохого. Вполне возможно, что, если Сургут как-то не приспособиться и не будет развивать альтернативные отрасли, то в какой-то момент он может оказаться городом, в котором нечего делать, нет денег, отсюда уедут люди и город умрет.

– Вы в поездках обращаете внимание на историческую среду. Что делать городам, у которых нет истории или ее очень мало?

– Слушайте, есть отличный пример – Дубай. Там тоже нет никакой истории. Конечно гораздо сложнее, если у тебя нет прошлого, нет какой-то опоры. Это как жизнь начинать с нуля. Например, человек вышел из детдома или у него нет родственников, или он переехал в другую страну. Начинать с нуля всегда сложнее, чем, когда у тебя есть большая семья, родители, какой запас прочности. То же самое и с городами. Есть масса прецедентов, когда у городов получалось, а есть, когда нет. Сургуту надо развиваться как современному городу, если у него нет истории.

«Мы сейчас строим «муравейники», а наши дети будут их сносить, проклиная нас за это говно»

– Вам в комментариях под постами о «муравейниках» часто пишут о том, что такое жилье – вынужденная мера. Если суммировать, то аргумент получится таким: «У нас многие люди живут в развалюхах и аварийных домах, их нужно переселять. Для них квартиры в муравейниках все равно являются благом, по сравнению с тем местом, где они живут сейчас». Что вы можете ответить?

– Как и многие другие комментаторы ты думаешь сегодняшним днем. Что, если мы сейчас начнем голодного кормить тухлятиной и просрочкой, то на полчаса он наестся, а через день умрет. Вот мы сейчас думаем о том, чтобы на полчаса утолить голод. А то, что потом пойдут необратимые процессы и потребуется очень дорогое лечение, мы не думаем. То же самое с этими районами муравейников. Нет никакой причины строить это говно. За те же самые деньги, допустим, у вас «Брусника» строит свои кварталы через дорогу от ужасных многоэтажных микрорайонов. И что? И там и там квадратные метры стоят примерно одинаково, не такая большая разница.

– Процентов 30…

– Я думаю даже меньше. А если бы были другие объемы, то разница вообще была бы минимальной. Но смысл не в этом. Это же вопрос не только переселения. Что ты будешь делать с этими районами через 10-20 лет, когда они станут огромной проблемой для города? Как их переселять? А это снова придется делать и сносить дома. Эти районы являются нагрузкой на социальную и транспортную инфраструктуру города. Проблема этих домов не в том, что они некрасивые, а в том, что они вредные для города. Поэтому их нельзя строить, поэтому нигде не строят, поэтому их везде сносят. Мы их сейчас строим, а наши дети будут их сносить и проклинать нас за то, что мы это говно понастроили.

– А может ли быть хороший «муравейник»?

– Нет. Хороший муравейник может быть только для муравьев.

«В России люди, которые принимают решения, зачастую неграмотные и ничего не понимают в городском устройстве»

– Вы часто в своих текстах пишите, что мы отстаем от европейских стран на 40-50 лет. У вас есть уверенность, что у нас будет также через 40-50 лет?

– Да у нас может вообще никогда так не будет. А может быть будет в следующем году. То, что ты в чем-то отстаешь на 40 лет, не значит, что тебе этот путь в 40 лет пройти. Плюс отставания в том, что перед тобой есть бесценный мировой опыт. Все ошибки уже совершенны, на все грабли уже наступили, все шишки набиты. Ты можешь брать лучшее, что есть, делать хорошо и гораздо быстрее дойти до финиша по уже проторенной дорожке. А можешь искать свой особый путь и вообще никуда не прийти.

– Тогда почему у нас сейчас не берут ничего или берут очень мало из того опыта, который уже есть?

– Потому что люди, которые принимают решения, зачастую, неграмотные, не понимают ничего в городском устройстве, не понимают, что делают. У них, возможно, другие приоритеты. Должны прийти новые люди в управление городами. Я сейчас не про Сургут говорю, потому что здесь особая история. Это не вопрос к Шувалову. Я в принципе говорю про наши города. Потому что нет конкурентного отбора, нет выборов, нет открытой политики и из-за этого к власти приходят люди не по принципу квалификации, не самые толковые и талантливые, а приходят самые лояльные, кто смог договориться. Они не всегда обладают необходимыми знаниями. Поэтому, когда они оказываются у руля города их главная задача, зачастую, заключается в том, чтобы обслуживать интересы определённых политических сил, компаний, бизнесменов. На городское устройство ни сил, ни желания, ни времени не остаётся. Поэтому наши города приходят в упадок. Как это видно по всей стране за очень редкими исключениями.

– Это единственная причина, почему то, что есть разваливается, а то, что новое, оно вот такое?

– А без политики ничего невозможно. Есть замечательная книга «Почему одни страны богатые, а другие бедные», где авторы сравнивают различные приграничные территории и на их примере объясняют, что, либо у тебя работают государственные институты, либо не работают. Если нормально работают независимые СМИ, честный суд, полиция, органы власти, открытые конкурентные выборы, то у тебя складывается нормальная экосистема, в которой все развивается и всем более-менее хорошо. А есть, когда институты не работают, тогда все разваливается, приходит в упадок, происходит узурпация власти и в итоге люди живут в говне. Это хорошо видно на примере Северной и Южной Корее, США и Мексика. Можно посмотреть и на наши приграничные территории.

– Готов ли сам народ к изменениям?

– А почему ты считаешь, что жители России должны жить в говне? Давай так. Готовы ли жители Сургута к том, чтобы у них были чистые тротуары? Нет, не готовы, всю жизнь мечтали, как белки прыгать по этим ледяным торосам, ломать себе ноги и каждый день чистить ботинки от несметного количества говна и переходить дорогу рискуя жизнью и смотреть на эти ржавеющие розовые заборы. Глупый вопрос.

Читайте также:

Для Югры переезд Сургутнефтегаза в Санкт-Петербург может вызвать сложности

Гипотетический переезд Сургутнефтегаза на комфорте сургутян особо не скажется



22 апреля 2019 в 14:52, просмотров: 3405, комментариев: 3


Комментарии:
Сергей Б
Прочитал мельком, длинно очень. Но поет красиво… о том, что и так все знают. Только пусть к Трубецкому сходит, про муравейники расскажет. Или сразу к Наталье Владимировне. И про все остальное с экосистемой вместе.
Сергей Б
Шас, ей-ей Хрущевские времена наступили. И «хрущевки» главное еще стоят до сих пор.
Юный пенсионер
Ничего нормального в гибели Сургута нет! Тут сотни тысяч людей проживают. Куда им всем вдруг деваться?
Показать все комментарии (3)

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться


Топ 10

  1. ​Инсульт или испуг? Лукашенко третий день не появляется на публике 13356
  2. ​Во дворы Тюмени и Тобольска придут «Сны улиц» 6445
  3. ​Коля, выходи! 4300
  4. ​Заводь, которой нет 1996
  5. Югорчан просят помочь в опознании женщины, утонувшей три года назад под Нижневартовском 1534
  6. ​Первый ди-джей Сургута, фехтовальщик и чуткий начальник — 10 фактов о директоре филармонии Якове Черняке 1438
  7. ​Жители Нижневартовска массово лишились доходов и работы 1275
  8. ​Истоков ржавой воды в сургутском Горводоканале не нашли 1179
  9. Югра переходит на второй этап снятия ограничительных мер 1148
  10. ​Лучше пуля 595
  1. ​Климат, образование, зацикленность на нефти и отсутствие развлечений: почему молодежь уезжает из Сургута 20572
  2. ​Эти 400 миллиардов рублей из своей «кубышки» Сургутнефтегаз потратил явно не на свои нужды 19706
  3. ​Инсульт или испуг? Лукашенко третий день не появляется на публике 13356
  4. Стало известно, работники каких организаций в Югре получают самые большие зарплаты 12067
  5. ​«Это будет лучший вокзал в стране». Реконструкция сургутского ж/д вокзала де-факто наконец стартовала 11814
  6. Режим самоизоляции в Югре продлен до 23 августа 9751
  7. ​В Сургуте неадекватный таксист вызвал полицейских, утверждая, что ему подбросили наркотики 8517
  8. ​К 9 августа в Югре от коронавируса скончались 140 человек 8176
  9. Полиция Нефтеюганска ищет родственников сбитого насмерть мужчины 8056
  10. ​Сургут и Нижневартовск остаются лидерами по приросту новых COVID-больных в Югре 7595
  1. ​Глава Сургутнефтегаза Владимир Богданов вошел в топ-9 миллиардеров, которые сильнее всех разбогатели во время пандемии 36164
  2. ​Москвичка назвала вахтовиков в аэропорту Сургута бомжами 32394
  3. ​Как сделать так, чтобы богатели не чиновники и олигархи, а все граждане России 24443
  4. ​Климат, образование, зацикленность на нефти и отсутствие развлечений: почему молодежь уезжает из Сургута 20572
  5. ​Эти 400 миллиардов рублей из своей «кубышки» Сургутнефтегаз потратил явно не на свои нужды 19706
  6. ​Афиша Сургута на выходные 25-26 июля 17788
  7. Как в городах России проходили митинги в поддержку Хабаровска // ОБЗОР СИА-ПРЕСС 15662
  8. ​Дешевый понт 14574
  9. ​Инсульт или испуг? Лукашенко третий день не появляется на публике 13356
  10. ​Валерий Соловей предсказал возможную смену мэра Москвы и назвал политика, уговорившего Путина на пенсионную реформу 13182