16+
Больше новостей
Больше опросов

​Мила Арбузова: «Скоро запретят изображение обнаженного тела вообще — как в исламе. Будем в Академии художеств рисовать задрапированных людей…»

Интервью с художницей-феминисткой, которую пытаются обвинить в растлении малолетних за картину с голой женщиной и одетым ребенком

Фото из личного архива М. Арбузовой
Фото из личного архива М. Арбузовой

Недавно российские СМИ всколыхнула новость о том, что известную художницу из Санкт-Петербурга Милу Арбузову проверяют на факт растления малолетних из-за ее картины.

Картина «Движение красоты» — это современное осмысление шедевра Боттичелли «Рождение Венеры», но кого-то плоды осмысления не устроили, и он написал на Арбузову заявление в Следственный комитет — женщина-то, мол, рядом с мальчиком голая — непорядок. Сюда же притянули и преподавательскую деятельность художницы, связанную с детьми. Жалоба «доброжелателя» может показаться надуманной, однако она вызвала ощутимые проблемы.

В большом интервью siapress.ru Мила рассказывает о том, дан ли ход делу, какова судьба картины, как связаны претензии к художнице с ее активистской деятельностью, а также о цензурировании обнаженной натуры, пси-терроре и феминистском арте.

Делу — быть?

На какой стадии все сейчас находится? Дело еще не заведено, как я понимаю?

— Проводится доследственная проверка. Она может длиться максимум месяц со дня подачи заявления. Видно, что проверка не ограничивается официальными допросами, а проводится в том числе тайно. Ирине, директору детского клуба «Нафаня», где я работала, пишут люди с явно фейковых аккаунтов, представляясь сотрудниками СМИ, просят дать фамилии и телефоны родителей детей, которые занимались в то время, когда я работала в этом клубе. При проверке оказывается, что в данных СМИ такого сотрудника не существует. Также подобные вопросы задаются и родителям детей, на которых удается выйти со странички клуба «ВКонтакте».

Мила Арбузова с детьми. Фото Фото Андрюса Венцслова

— Вы обратились к адвокату?

Да, общаюсь с адвокатом. Это адвокат Виталий Черкасов, представляющий интересы Международной правозащитной группы «АГОРА».

История картины

— Мила, а расскажите, как вообще появилась картина «Движение красоты»?

— Она была специально создана для выставки «REBIRTH [Re-naissance]» женского арт-проекта «BIOWOMAN», которая прошла в феврале-марте 2018 года в Париже. Как видно из названия выставки, она была посвящена эпохе Возрождения, а также — здесь игра смыслов — теме рождения, перерождения, жизни женщин, того специфического круга социально-философских проблем, которые связаны с так называемым «женским предназначением».

Чтобы связать картину с культурной эпохой Ренессанса, я взяла за основу всемирно известную работу Сандро Боттичелли «Рождение Венеры», находящуюся в галерее Уффици во Флоренции, и сделала ее ремейк.

Сандро Боттичелли «Рождение Венеры»

Вместо богини Венеры я нарисовала свою хорошую знакомую. Трудность была в том, что нужно было поставить модель в позу, максимально приближенную к оригиналу (оказалось, что Венера стоит в очень сложной и не слишком устойчивой позе).

Ребенок изначально не планировался на картине. Однако в процессе мы решили использовать фен для создания эффекта развевающихся волос и попросили ребенка его подержать. Ну а потом я решила, что ребенок с феном прекрасно вписался в композицию, придавая ей юмористический оттенок. Как вы помните, слева вверху у Боттичелли расположены два божества Ветра, и ребенок с феном прекрасно с ними зарифмовался. Все они дуют на выходящую из ракушки Афродиту, помогая ей выйти из пены и в то же время осушая ее тело.

Возможна иная интерпретация, предполагающая более тонкий уровень рефлексии. Как говорится в стейтменте, сопровождавшем картину, несмотря на непреодолимое давление телесности и репродуктивности, женщина вдохновляется красотой и духовностью, пронизывающей живую материю. Она выражена на картине в виде своеобразной «сетки», нанесенной художницей Aoki, рисующей подобные абстрактные «сетки» и «фракталы». Художница-феминистка, изображая женщин, всегда сталкивается с противоречием — желанием изображать женщин красивыми либо «такими, как есть», не заботясь о том, чтобы скрывать складки, морщины.

Поставленная в данной работе задача создать «красивую картину» противоречит концепции бодипозитива. Эта картина поднимает вопрос цензуры, существующей внутри феминистского сообщества.

Репродукция картины была показана также на выставке «Как бы чего не вышло», как раз посвященной цензуре в искусстве (она прошла в Петербурге и Брайтоне (Великобритания) в 2018 году).

— Мила, а где сейчас картина, и что будете делать, если все обойдется?

Картина «Движение красоты» находится в частной коллекции, но я обычно сохраняю возможность выставлять даже проданные или подаренные работы на выставках.

«Уверена, это попытка мести». Кому не угодила Мила Арбузова?

— Прочитала вашу историю на Facebook. Случившаяся история с обвинениями отнюдь не случайна? Вы писали, что подвергались прессингу. Сейчас вы знаете, кто конкретно обратился в СК с просьбой вас «проверить»? Как считаете, картина — просто предлог?

Я уверена, что это попытка мести и попытка сфабриковать обвинение. Эта жалоба, по моему мнению, не просто проявление рвения добропорядочного гражданина, который что-то случайно увидел в Сети и забеспокоился за детей.

Это точечная атака на меня, как на активного и имеющего свою позицию человека, в прошлом вовлеченного в активизм, в частности, в борьбу за сохранение всеобщего доступного качественного образования и за честные выборы.

У меня довольно яркая активистская история и довольно необычные последствия для меня и моей семьи.

Пси-террор и шапочки из фольги

Так получилось, что я знаю о системе больше, чем обычные люди. В частности, о существующих системах психотронного контроля и о том, как в реальности этот контроль осуществляется и что служит истинной его целью. Определенные силы крайне не заинтересованы, чтобы эта информация стала общеизвестной. На самом деле это страшные методы и страшные последствия их применения.

В обществе же теми самыми силами нагнетается представление о том, что эта выдумка, эту тему намеренно маргинализируют, высмеивают. Чего только стоит мем о шапочках из фольги. В то время как вопрос пси-террора уже изучается на академическом уровне. Например, в научно-исследовательском институте МВД эту проблему изучает Галина Лозовицкая, она написала книгу на эту тему.

О фем-арте, легализации проституции и гендерном шовинизме

— Вы занимаетесь феминистским артом. В чем его основные особенности и цели?

— Я не считаю, что я занимаюсь именно и только феминистским искусством. В основном мое творчество не похоже по исполнению на типично активистское искусство — это довольно тонкая многослойная живопись. Я стараюсь делать работы так, чтобы мои работы имели самостоятельную эстетическую ценность. Поэтому я не стала бы ограничивать себя рамками феминистского арта.

Мила Арбузова на выставке «Кресты» в музее современного искусства «Эрарта» (2013 г.) рядом со своей картиной «Протестное настроение»

Но безусловно, мое искусство касается специфических проблем гендерного равенства, разделения полов, телесности и сексуальности, и в этой точке оно соприкасается с темой власти, с темой цензуры и запрета как метода управления людьми.

Посмотрите, что происходит. С одной стороны, мы видим череду ограничивающих свободу самовыражения законов (которые можно трактовать очень широко и фактически применить к кому угодно), деятельность активистов «полиции нравов» вроде Тимура Булатова, некоторых общественных деятелей, проповедников вроде Германа Стерлигова, Димитрия Смирнова и Алексея Ткачева, призывающих к патриархальному реваншу, к жесткой сегрегации полов и т.п. Происходящая — прежде всего в связи с миграцией — исламизация заставляет общество считаться с ограничениями в одежде и поведении, с принципом разделения полов. Мы знаем об убийствах чести и женском обрезании на Кавказе и даже в Москве.

И в то же время в интернете активно разворачивается дискуссия о легализации проституции. Уверена, что не случайно — так готовится общественное мнение. Мы видим двойственный процесс, с одной стороны делающий нас менее свободными в личном плане, а с другой — развивающий неолиберальный сценарий, который легитимирует аморальные действия, если они позволяют создать организованный легальный бизнес. Горизонтальные связи между людьми наказываются. Вертикальные, приносящие прибыль владельцам — легализуются. Это нехороший процесс.

Я принципиально выступаю против проституции и мейнстримной порнографии. Они делают бессмысленными нормальные отношения между полами и опускают нравственную планку, нормализуют сексуальное насилие, которым является любой половой акт с проституируемым. Любовью люди должны заниматься по любви, а не потому что одному из них нечего есть или нечем платить за квартиру.

В принципе я верю, что даже порнография может быть совершенно другой. Но легкие деньги приносит именно этот «стиль». Секс-индустрия, порнография, работа интернет-троллей, пропаганда гендерного шовинизма такими движениями, как «Мужское государство» и «инцелы», создают культ сексуального насилия, что порождает напряжение и страх, нежелание и неспособность заводить реальные отношения и доверять.

Доверие — основа гармоничных сексуальных отношений. Основа семьи. Семья вроде бы пропагандируется государством, но таким образом, что заводить ее женщинам хочется все меньше. Рекламируется патриархальная семья с иерархическим типом отношений, женским бесправием, погруженностью в репродуктивный труд и отсутствием самореализации в профессиональной сфере. Кого это может заинтересовать?

«Наши художники нищенствуют»

— Как вообще оцениваете арт-среду в нашей стране?

— На мой взгляд, арт-среда в нашей стране не фем-френдли, большинство художников настроены патриархально-сексистски. За исключением, конечно, узкой прослойки фемактивистского искусства.

В целом современное искусство в России никем не поддерживается. Богатые люди предпочитают покупать антиквариат и что-то проверенное за границей, они не доверяют собственному вкусу. Им транслируется идея о том, что искусство — это какое-то вложение, наподобие недвижимости или акций. А на самом деле искусство — это радость, фан, хорошее настроение. Нужно покупать его just for fun и только то, что нравится тебе самому.

За рубежом никого из современных художников не знают, они практически не продаются на аукционах, хотя у нас множество талантливых людей, и при желании на этом можно было бы делать деньги. Но косность, «стабильность», необразованность, а может быть, наличие более простых и железно работающих схем обогащения мешают это делать нашей элите.

В Китае государство и олигархи в какой-то момент начали поддерживать свое современное искусство, и сегодня китайские художники одни из самых дорогих в мире. А наши художники нищенствуют.

О цензурировании обнаженной натуры и консервативных настроениях

— В последнее время началось движение в сторону цензурирования обнаженной натуры в культурной и художественной среде. То в Новосибирске прикрывают статуи перед приездом представителя РПЦ, то еще что-нибудь. У нас в Сургуте пару лет назад тоже закрыли выставку, потому что на нее «пожаловались». С чем связаны эти тенденции, как считаете?

— Этот тренд связан с идеей консервативного реванша, который мы наблюдаем в последние годы. Наблюдаем мы его не только у нас, но и во многих других странах. Запрет обнаженного тела в разных странах имеет различные причины и происходит под напором различных сил и ситуаций. В целом все это формируется в общую тенденцию, заставляющую предположить наличие общей мировой политики в этом вопросе.

Первая причина — приход к власти консервативных исламских лидеров, осуществляющих политику ограничения женских прав и свобод и прав человека вообще, как это произошло в Иране, Турции, Египте.

Исламизация влияет на проблему открытости женского тела и в Европе. В Риме также был прецедент закрытия музейных статуй во время визита президента Ирана.

В Америке тоже происходит правый поворот. За 2017 год — первый год Дональда Трампа в должности президента США — в 19 штатах приняли 63 закона, ужесточающих аборты. В 29 штатах, в том числе и в Луизиане, ведется активная политическая борьба против конституционного права на аборт, настолько жесткие в них вводятся ограничения. Противники абортов активизировались как никогда ранее.

Вообще всегда очень смешно, как Америке присваивают титул страны победившего феминизма. Однако в 1963 году, когда у нас Валентина Терешкова полетела в космос, а абсолютно все советские женщины работали, американская журналистка Бетти Фридан пишет книгу «Мистика женственности», где рассказывает о массовых самоубийствах домохозяек в среде американского среднего класса.

Картина Милы Арбузовой «Эво-люция» (2018 г.)

Хотя женщины в Америке получили избирательное право и право на работу вне дома еще в 1920-х годах, на деле, вдохновленные СМИ-пропагандой, они пытались осуществить в своей жизни «женскую американскую мечту» — преуспевающий муж-кормилец, дом в пригороде, автомобиль и отказ от собственной профессиональной реализации. Внутренняя неудовлетворенность и осознание собственной ничтожности приводили к депрессиям, психозам и суицидам. Книга основана на сотнях интервью с американскими домохозяйками. Такими же, как сама Бетти — мать троих детей. Вот до чего доводит попытка следовать «природному предназначению», которое сейчас нам навязывается консервативными силами.

«Человек без сосков перестает быть похожим на человека»

Начиная с 2008 года, в США принят ряд законов, запрещающий показ женской груди на публике. Сначала во Флориде запрещена демонстрация сосков, в том числе мужских. В 2013 году республиканцами штата Северная Каролина был предложен проект закона, предусматривающий шесть месяцев тюрьмы за обнажение сосков или любого фрагмента ареолы женской груди. В Луизиане в 2014 году был принят закон, согласно которому за это можно попасть в тюрьму на три года. А так все пользуются популярными социальными сетями Facebook и приложением Instagram, то принятие закона в Америке отражается на всем мире.

Это очень странное явление, особенно если учесть, что грудь показывать можно, а соски — нет. То есть в принципе формируется неправильно представление о строении и функциях человеческого тела. Сосок — это часть молочной железы, напоминающая о том, что грудь предназначена прежде всего для вскармливания младенцев. Грудь без сосков, с замазанными сосками на фотографиях как бы скрывает факт своего предназначения, акцентируя внимание на сексуальном аспекте. И вообще, человек без сосков перестает быть похожим на человека, становится похожим на пластмассового пупса. А вместо асексуального образа мы получаем гипертрофированно и кукольно-сексуальный.

Набирает силу движение протеста против этого нововведения #FreeTheNipple. Оно устраивает акции, сняло фильм, ведет аккаунт в Instagram, где публикует фото сосков крупным планом, так что совершенно перестают восприниматься как нечто сексуально привлекательное и становятся обычной частью тела — как рука или нос. Никого же не возбуждают носы?

Мой проект «Нормализация бюста» также нацелен на нормализацию восприятия человеческого тела. Я рисую женщин топлес (в перспективе — и мужчин тоже) в лишенных эротизма и постановочности позах, с нейтральным выражением лица. Как будто они просто в таком виде идут в магазин.

Обнажёнка — для художников

— А как преподаватель живописи что думаете по этому поводу?

— Преподаватели как никто другой боятся буквально всего. Я слышала, что в Художественном лицее им. Б. В. Иогансона больше не ведутся рисовальные классы с обнаженной натурой. Скоро запретят вообще изображение обнаженного тела, как в исламе. Будем в Академии художеств рисовать задрапированных людей, пытаясь угадать анатомическое строение. Как преподаватель могу сказать, что научиться нормально рисовать без рисования обнаженки очень сложно. Другое дело, что до определенного возраста рисование обнаженного тела не имеет смысла, так как это очень сложно и требует длительного сеанса рисования.

Грех жаловаться

— Нет ощущения, что все очень активно стали друг на друга жаловаться «куда следует»? К чему это приведет?

Смотря куда и на что. Я считаю, что жаловаться нужно, если происходит нарушение твоих прав или происходят какие-то негативные процессы в обществе. Необходимо трубить об этом, чтобы достучаться до тех, кто ответственен за принятие решений, законов и т.п.

Но сейчас вошли в моду своего рода общественные активисты консервативного толка, которые просто сделали поиск жертв жалоб своей профессией. Их не волнует, что на каждом заборе объявления о проституции, но они борются с учителями, которые опубликовали фото в нижнем белье на своей личной страничке. Думаю, что главный мотив здесь не победа добра и справедливости, а наслаждение процессом выслеживания жертвы и ее травли.

О свободе художника

— Можно ли оставаться свободным художником или это просто иллюзия?

— Свободный художник не тот, кто рисует все подряд, а тот, кто не ангажирован на создание произведений какой-либо структурой. Тот, кто не работает где-либо официально, а живет на заработки от случайной продажи картин или зарабатывает чем-то иным. В советское время все художники-нонконформисты, не выполнявшие официальных заказов, исключенные из этой системы, а также рок-музыканты были такими «свободными художниками».

Просто неангажированность подразумевает создание искусства для искусства и свободу самовыражения. Но самозанятость — не гарантия полной свободы. Потому что всегда работает еще и внутренняя цензура.

Сейчас нет идеологической конъюнктуры как таковой, нет запрета критиковать или как-то комически изображать власть, как было в советское время. Но цензура приняла форму коммерческой востребованности или невостребованности. В коммерческие галереи можно попасть, только если ты не задеваешь острых тем, не критикуешь систему. А если и берешься за социально-политическую тематику — то делаешь это как бы нейтрально.

Как и у нас, в Европе победила такая общая усредненная стилистика — немного фигуративки в технике «а ля прима», подтеки — такой бутерброд, на который пожалели масла. Большие форматы. Такая живопись считается коммерчески востребованной. Хотя я считаю, что представление о ее актуальности просто навязывается зрителю и покупателю. Еще раз говорю: не слушайте никого, покупайте что нравится — выйдет дешевле, а радости будет больше.



22 января 2019 в 14:55, просмотров: 3582, комментариев: 0


Комментариев пока нет.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться


Топ 10

  1. «Там где Мутко, без чудес не обойтись!» 1660
  2. ​Коронавирусом в Югре за сутки заразились 103 человека 1210
  3. ​Стало известно, как в Югре обезопасят от коронавируса детей во время обучения в школах 860
  4. Сургутскому бездомному псу без носа ищут попутчика до Санкт-Петербурга 555
  5. ​Кровь и эйфория 542
  6. ​В Нижневартовске 13-летний подросток неделю не появляется дома // ОРИЕНТИРОВКА 531
  7. ​Число жертв коронавируса в Югре возросло до 148 человек 491
  8. ​На Александра Лукашенко подают в Международный суд в Гааге 438
  9. Сургутянин на КамАЗе спровоцировал смертельное ДТП под Тюменью 414
  10. ​У югорских пожарных появился хвостатый «сын полка» 274
  1. ​Инсульт или испуг? Лукашенко третий день не появляется на публике 24948
  2. ​Климат, образование, зацикленность на нефти и отсутствие развлечений: почему молодежь уезжает из Сургута 21903
  3. ​Эти 400 миллиардов рублей из своей «кубышки» Сургутнефтегаз потратил явно не на свои нужды 20920
  4. ​«Это будет лучший вокзал в стране». Реконструкция сургутского ж/д вокзала де-факто наконец стартовала 11917
  5. ​Во дворы Тюмени и Тобольска придут «Сны улиц» 11881
  6. ​К 9 августа в Югре от коронавируса скончались 140 человек 8206
  7. ​Сургут и Нижневартовск остаются лидерами по приросту новых COVID-больных в Югре 7673
  8. Детей из Нефтеюганска, пропавших в Москве, нашли через сутки 6922
  9. ​Заметьте – ни один бывший мэр Сургута, кроме Мунарева и Попова, в городе жить не остался 6702
  10. ​На трассе под Нефтеюганском в ДТП погибли два человека 6346
  1. ​Глава Сургутнефтегаза Владимир Богданов вошел в топ-9 миллиардеров, которые сильнее всех разбогатели во время пандемии 36237
  2. ​Москвичка назвала вахтовиков в аэропорту Сургута бомжами 32424
  3. ​Как сделать так, чтобы богатели не чиновники и олигархи, а все граждане России 25287
  4. ​Инсульт или испуг? Лукашенко третий день не появляется на публике 24948
  5. ​Климат, образование, зацикленность на нефти и отсутствие развлечений: почему молодежь уезжает из Сургута 21903
  6. ​Эти 400 миллиардов рублей из своей «кубышки» Сургутнефтегаз потратил явно не на свои нужды 20920
  7. ​Афиша Сургута на выходные 25-26 июля 17810
  8. Как в городах России проходили митинги в поддержку Хабаровска // ОБЗОР СИА-ПРЕСС 15854
  9. ​Дешевый понт 14949
  10. ​Валерий Соловей предсказал возможную смену мэра Москвы и назвал политика, уговорившего Путина на пенсионную реформу 13249