Доля оформлений ДТП по европротоколу (без участия ГИБДД) в России должна увеличиться уже в следующем году. Однако до сих пор этот способ урегулирования не слишком популярен у автолюбителей. Почему — мы поинтересовались у мирового судьи Галины Думлер.
— К чему приведет увеличение доли оформлений ДТП по европротоколу? Прибавится ли работы у мировых судей?
— Трудно сказать. Работы у мировых судей не прибавится: гражданских дел по спорам связанным с недоплатой страховой выплаты нами рассматривается много. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, то есть по европротоколу, думаю не сильно повлияет на общее количество возникающих споров между потерпевшими, страховщиками и страхователями.
— А чем вообще отличается оформление по европротоколу от традиционного?
— Участием или неучастием в процессе оформления документов о дорожно-транспортном происшествии представителей органов ГИБДД. Здесь есть несколько условий: так, без сотрудников полиции можно оформить дорожно-транспортное происшествие, в котором участвовали только два транспортных средства и был причинен вред только транспортным средствам, также не должно быть разногласий между участниками ДТП относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств. В этом случае на месте заполняется бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, которое каждый из участников отправляет в свою страховую компанию.
— Это удобно, но автоэксперты говорят, что сейчас европротокол неохотно используется на практике. Почему?
— Он не всегда выгоден участникам ДТП. Надо понимать, что страховая выплата в этом случае не может превышает 50 тысяч рублей. Наверное, водители именно этого и боятся: на месте происшествия не всегда можно точно определить размер ущерба, будет он больше или меньше 50 тысяч рублей.
Для гарантии обеспечения имущественных прав участники ДТП обращаются в ГИБДД: при оформлении происшествия с участием уполномоченных представителей полиции предел страховой выплаты составляет 400 тысяч рублей.
— А в вашей практике случаи несоответствия выплат и реальной оценки ущерба бывали?
— Да, были случаи, когда потерпевший, оформивший, вместе с виновником, ДТП по европротоколу, обращался в суд с иском о взыскании недоплаченного страхового возмещения в пределах 50 тысяч рублей, а экспертизой при этом было установлено, что сумма ущерба находится в пределах ста тысяч рублей. То есть, если бы ДТП оформили при участии ГИБДД, скорее всего был бы возмещен ущерб в полном объеме.
— Но даже эти 50 тысяч страховая теперь может потребовать от виновника ДТП…
— Да, законом об обязательном страховании автогражданской ответственности предусмотрено право регрессного требования. Страховщик имеет право обратиться к причинителю вреда о возмещении всех понесенных расходов, то есть потребовать с виновника ДТП произведенную страховую выплату.
— В каких случаях?
— Они все регламентированы законом об ОСАГО: среди них — нахождение участника ДТП в нетрезвом состоянии на момент происшествия, оставление им места ДТП, отсутствие прав управления транспортным средством и так далее. Если страховая компания устанавливает один из этих фактов, она имеет право требовать от причинителя вреда выплаты всех понесенных ей расходов.
— Каким образом они решают этот вопрос?
— Обычно это решается в добровольном порядке, но если появляются разногласия, обращаются в суд.
— Насколько мне известно, европротокол стал причиной некоторых нововведений, связанных с регрессными требованиями. Расскажите о них, пожалуйста.
— Если ДТП было оформлено по европротоколу, то у страховщика возникает право регрессного требования к причинителю вреда, если такое лицо в течение пяти рабочих дней не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о ДТП, или приступило к ремонту или утилизации транспортного средства и (или) не представило по требованию страховщика данное транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы до истечении 15 дней со дня ДТП, что является относительным новшеством в законе об ОСАГО.
— Кстати, о ремонте. Президент Владимир Путин назвал инициативу натурального возмещения (когда пострадавшей стороне не выплачиваются деньги, а предоставляется возможность ремонта) «нужной и правильной». Не увеличит ли это поток недовольных ремонтом автовладельцев? Ведь не всех людей может устроить мастерская, выбранная страховой компанией.
— Здесь все зависит от того, насколько урегулированы моменты относительно направления ТС на ремонт на СТО. Конечно, потерпевшему должно предоставляться право выбора. И сейчас такие дела рассматриваются, когда потерпевшие не удовлетворены ремонтом, согласованностью страховых компаний с СТО и так далее.
— Какова роль мировых судей в процессе урегулирования отношений сторон ДТП?
— Это процесс, главным образом, между участниками и страховой компанией: в суд обращаются только если между ними возникают споры. В большинстве случаев споры касаются недоплаты страхового возмещения — когда участники ДТП говорят, что выплата не покрывает расходов на ремонт ТС, тогда они обращаются к мировому судье или городской суд, в зависимости от цены иска – если цена иска не превышает 50 тысяч рублей, то такие дела рассматривают мировые судьи, если превышает вышеуказанную сумму — то городской суд.
Кстати: Количество исков к страховым компаниям, которые рассматривают мировые судьи, в Сургуте снижается. В 2014 году было подано 203 иска (удовлетворено 185), в 2015-м — уже 156 (и почти все удовлетворены — 142). В этом году по состоянию на сентябрь подано 117 исков, 102 из них удовлетворены в пользу потребителей.