Накануне деревья в сургутском сквере Энергетиков обрели имена — арт-группа «Прорубь» в рамках инсталляции «19.37» повесила на них таблички с данными 136 сургутян, расстрелянных в период сталинских репрессий. «Инсталляция ставит своей задачей конкретизировать в глазах обывателя масштаб и обстоятельства репрессий, кажущихся абстрактными и произошедшими почти сто лет назад», — прокомментировали активисты арт-группы. Мы задали несколько вопросов одному из них — Юрию Семенкову.
— Как появилась идея визуализировать количество жертв сталинских репрессий?
— Поводом к созданию данной инсталляции послужила перманентно происходящая в нынешнем обществе пассивная реабилитация Сталина, когда в провинции открываются памятники и музеи, апологетические книги выходят сотнями, а гражданское общество регулярно собирает деньги на свои «сталинобусы». При этом масштаб и обстоятельства репрессий в глазах населения кажутся абстрактными и произошедшими почти сто лет назад.
— Каков был процесс сбора информации?
— Источники этой информации — более чем открытые: это книга памяти жертв политических репрессий.
— Какую реакцию вы ожидаете от общества? От сталинистов? От их противников?
— Мы поставили своей задачей наглядно показать объемы репрессий тридцатых годов: если представить вместо каждого дерева с табличкой убитого человека — становится по-настоящему страшно.
Если хотя бы несколько человек задумаются об этом, мы будем считать свою задачу выполненной.
— У арт-группы уже был опыт с достаточно скандальными арт-объектами, размещенными в городе (вспомним инсталляцию «За решеткой»). Городские службы на него оперативно отреагировали. На нынешний проект, как думаете, будет столь же быстрая реакция?
— По большому счету, скорость демонтажа инсталляций не
играет особой роли. К примеру, известную акцию арт-группы «Война» живьем
увидели несколько десятков человек, но узнали о ней миллионы. Поэтому
информационный резонанс в СМИ и соцсетях играет гораздо более важную роль, чем сама инсталляция в городском пространстве.
— Сургут только что показал одну из самых низких явок на выборы по Югре. Как, по-вашему, это показатель абсолютной индифферентности общества к политическим процессам? Популярность сталинской темы и наличие некоего пассивного возмущения от установки бюста диктатору подтверждает это?
— Конечно, индифферентность общества к политическим процессам имеет место быть. Все прекрасно понимают, что от них мало что зависит. Никто не хочет перемен, большинство хочет Сталина, который, как некий мифический герой, придет и сам наведет порядок.
— Каким образом следует пробуждать сознательность горожан? Насколько в этом преуспевают подобные проекты?
— Сложно сказать. Конечно, подобные проекты не могут конкурировать с пропагандой центральных СМИ, но мы будем продолжать делать все, что в наших силах, чтобы эту самую сознательность пробудить.