16+
Больше новостей
Больше опросов

​Дмитрий Смит: «Наша глобальная цель — сделать киберспорт частью олимпийского движения»

О том, какой путь киберспорт прошел в России и о его будущем развитии портал siapress.ru поговорил с одним из первопроходцев в деле продвижения компьютерного спорта в стране

После получения киберспортом официального статуса, обсуждение его состояния в России быстро стало одной из главных тем для общественности. Несмотря на то, что как явление киберспорт существует в нашей стране уже давно, долгое время к нему относились как к некому маргинальному занятию. Однако за последний год тенденция начала быстро меняться — в индустрию пришли крупные рекламодатели, телеканалы стали проводить трансляции соревнований, появились новые команды. О том, какой путь киберспорт прошел в России и о его будущем развитии портал siapress.ru поговорил с одним из первопроходцев в деле продвижения компьютерного спорта в стране, в прошлом — игроком в Starcraft, вице-президентом Федерации компьютерного спорта России Дмитрием Смитом.

Как получилось, что киберспорт сначала был признан (в 2001 году — прим. ред.), потом отменен в 2006-м, и теперь вновь признан? С чем это было связано и нет ли риска повторения ситуация?

— Начнем с того, что Россия была первой страной, которая признала киберспорт на официальном уровне, а уже по нашему образу и подобию были созданы федерации компьютерного спорта в других странах, например, в Германии и Франции. Когда руководителем министерства стал Вячеслав Фетисов, к нам возник вопрос: «Где ваша отчетность?». Здесь мы и погорели, потому что в то время компьютерным спортом в основном занимались энтузиасты, и у них, как и у всех молодых людей, была стойкая неприязнь ко всякого рода бумажкам. В результате, соревнований было много, а протоколов по ним, за редким исключением, не было. Из регионов же никаких отчетов не приходило, дисциплина у тогдашних руководителей местных федераций явно хромала. В конечном итоге нам банально не хватило документов, и под предлогом недостаточной развитости нашего вида спорта на всей территории России нас из официальных видов убрали.

Признали нас снова, потому что мы проделали огромную работу, в частности, на базе Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма (РГУФК) была организована лаборатория по изучению компьютерного спорта, где прошла масса исследований о том, что есть киберспорт, какие есть риски для здоровья, какие перспективы и т. д. При этом проводилась масса соревнований, по которым протоколы уже составлялись. Благодаря этому нас снова признали.

Что касается возможности повторения ситуации, то я уверен, что этого не произойдет по двум причинам. Во-первых, все уже поняли, насколько важна роль протоколов. Во-вторых, мы со своей стороны, как руководящий состав, больше не собираем все отчеты в конце года, а ставим срок предоставления всех документов в две недели. В случае, если отделение не высылает протоколы, то оно штрафуется, т. е., к примеру, лишается квот на проведение соревнований.

Действительно ли киберспорту так уж необходим официальный статус? Различные соревнования, будь то The International, Blizzcon и Чемпионат мира по League of Legends, прекрасно проходят без какого-либо признания.

— Давайте не будем путать соревновательные активности по компьютерным играм, проводимые правообладателями этих игр по тем правилам, которые им самим нравятся, с действительно спортивными турнирами. Они проводятся по единым правилам, принятым министерством, обслуживают соревнования обученные, сертифицированные судьи. Можно использовать аналогию рынка и базара — на первом есть правила, а на втором — лишь некие условности.

Многие игроки замечают, что в соревнованиях, организованных ФКС, не принимают участие команды из про-сцены, предпочитая чемпионаты с большим финансированием. Сольются ли когда-нибудь коммерческие турниры с большим призовым фондом (тот же The International) и чисто спортивные (Кубок России и т. д.)?

— Профессиональные игроки у нас точно так же участвуют, достаточно посмотреть список участников Кубка России. Другое дело, что у про-игроков имеется перекос в сферу коммерческой выгоды для себя: «Мы профессионалы, и должны зарабатывать деньги. Там, где большие деньги есть, мы будем, туда, где их нет, нам ехать не с руки».

Я знаю печальный пример, когда игрок отказался ехать на финальную часть Чемпионата мира, World Cyber Games, мотивируя это тем, что там будут все сильнейшие, и шансов у него немного. Вместо этого он решил поехать на турнир поменьше, где мог занять первое место и денег получил бы столько же. Тогда мы к нему обратились, дескать, а как же твои фанаты, честь Родины? На что он ответил: «Для меня это все пустой звук, я же профессионал, мне деньги интересны». Сейчас примерно такая же ситуация с некоторыми игроками, они несколько теряют ориентиры в жизни и им начинает казаться, что все меряется в деньгах.

Нужно еще понимать, что большие соревнования проводятся не так часто, и туда попадает очень небольшое количество людей, а спорт не ограничивается только турнирами. Вот если взять Корею, то там государство выработало следующую мотивацию: если ты занимаешься киберспортом, то ты настоящий спортсмен, ты вырабатываешь правильные навыки и, самое главное, у тебя ясное дальнейшая история жизни. Вот что такое спорт — это четкая, ясная история последующего успеха. Если посмотреть на наши достижения на WCG, то можно увидеть, что они пришлись как раз на тот момент, когда нас поддерживало государство. Очень наглядная корреляция.

Что касается объединения коммерческих турниров и спортивных, то нужно заметить, что ключевым отличием первых является то, что это моносоревнования, то есть они проходят по одной игре или по играм одного производителя. И посмотрите на нашу Студенческую лигу, которую мы запускаем и где будет пять видов программ.

Весь вопрос возникает в том, как себя поведет общественность, до какой степени будет тяга людей к деньгам сильна и насколько массовым будет спорт. Все эти факторы повлияют на решение игроделов, потому что сейчас им неинтересно проводить мультигейминговые соревнования. Почему закрылись World Cyber Games? Как раз одна из причин заключалась в нежелании некоторых компаний совмещать свои игры с играми конкурентов. И сейчас каждый разработчик делает свои соревнования, наша же задача — развивать спорт в целом, а не отдельные его составляющие. Для нас что Dota 2, что LoL — это одна дисциплина, хотя и разные виды программ.

Как все будет в будущем, сказать сложно, потому что, с одной стороны, у игроделов есть желание проводить соревнования только по одной игре, чтобы рядом никого не было, но с другой стороны, у них есть и понимание, что если массовость начнет превалировать и большинство людей захочет соревноваться как раньше, то компании вынуждены будут пойти за этим, и у нас снова будут мультигейминговые турниры.

В Кубке России по киберспорту сейчас три дисциплины: Counter-Strike: Global Offensive, Dota 2 и Hearthstone. Планируется ли увеличение пула игр или он останется неизменным?

— Это не совсем корректно говорить про игры. Если имеем в виду спортивные соревнования, то нужно выражаться спортивным языком. То, что вы перечислили, это виды программ, а дисциплины, соответственно: MOBA (Multiplayer Online Battle Arena, буквально — «многопользовательская онлайн боевая арена» — прим. ред.), шутер от первого лица и т.д.

В той же самой Студенческой лиге, которая стартует буквально на днях, будет уже пять дисциплин, в следующем году в Кубке России мы точно так же будем расширять этот список. За счет каких игр он увеличится, уже вопрос переговоров. Главное отличие нашего вида спорта от других заключается в том, что, скажем, права на футбол никому не принадлежат, а правами на те же Dota 2, LoL или Hearthstone обладают конкретные коммерческие компании, поэтому мы не можем использовать их продукты без их разрешения. Здесь важно не только наше желание, но и понимание ситуации со стороны игроделов. На данный момент мы достигли взаимопонимания с Riot Games, и их игра League of Legends была включена в Студенческую лигу. Я думаю, она также появится и в программе Кубка России в следующем году.

Как крупные компании в России относятся к киберспорту? Насколько сложно объяснять им особенности и плюсы индустрии?

— На самом деле, тут все как раз просто. У каждого спорта есть свои рейтинги роста, и у компьютерного он составляет 260 процентов, а у идущих на втором боев ММА — 250. Поэтому объяснять что-то уже не нужно, все наглядно видно. Сейчас весь вопрос заключается в том, как оценить целевую аудиторию, потому что исследования показывают очень широкий разброс среди зрителей и участников киберспортивных соревнований. Эти категории не только отличаются между собой, но и внутри них есть нюансы.

Если взять турнир Epicenter, который недавно прошел в Москве, то его посетили 6 000 гостей. Эти люди купили билеты и пришли в «Крокус Сити Холл», и это притом, что велась прекрасная онлайн-трансляция, которую также посмотрели несколько миллионов человек.

Поэтому нет проблем договориться с партнером, есть некая косность мышления руководящего состава. Им сложно объяснить, что наши инструменты позволяют подробно узнать, сколько человек посмотрели то или иное соревнование, в каких регионах, в какое время и, соответственно, когда выгоднее всего давать показ рекламы. Это доходит до руководителей постепенно. Многие до сих пор уверены, что киберспорт — это что-то новое, хотя он существует уже давно, вошел в нашу жизнь, и уходить оттуда не собирается. Поэтому спонсоров в ближайшие годы будет значительно больше, чем даже в традиционном спорте.

— Государство как-то финансово помогает Федерации компьютерного спорта?

— Нет, государство на нас никаких финансов не выделяет, такого не было, и никогда, я думаю, не будет.

Есть ли у вас какие-то цифры, сколько человек занимается киберспортом в России?

— В 2015-м в наших соревнованиях участие принимали более 30 тыс. человек. В этом году в Кубке России соревновалось уже более 1000 команд, в каждой по пять человек — вот и считайте. Студенческая лига стартует только сейчас, и количество участников еще неизвестно. В Москве в прошлом году в чемпионате были представители, если не ошибаюсь, 43 вузов.

— Какими вы видите будущее киберспорта в России? Как, по-вашему, он будет развиваться?

— Спорт мы развиваем все вместе, в этом деле не только от нас все зависит. Что касается федерации, то мы в ближайшие годы планируем структурировать то, что есть сейчас: введение спортивных рейтингов, на основании которых будут получать разряды и звания; создание курсов по подготовке судей, их аттестации и также их рейтингов; аккредитация спортивных площадок, формирование требований к ним. Одним из приоритетных направлений для нас является работа на международной арене. Мы входим в состав правления Международной федерации, и вместе с ней будем добиваться признания киберспорта уже на мировом уровне, причем по нашим правилам. К слову, во время Олимпиады в Рио проходили соревнования по компьютерному спорту, хоть и пока неофициально. Глобальная же цель в ближайшие пять-семь лет — стать частью олимпийского движения.

Также о киберспорте читайте в «Новом Городе» № 36 от 2 сентября 2016 г.



04 сентября 2016 в 12:19, просмотров: 3609, комментариев: 0


Комментариев пока нет.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться


Топ 10

  1. В Сургуте повредили недавно установленную теплую остановку 1790
  2. ​Советник главы Сургута Роман Клим возглавил новый департамент 1536
  3. Напавший на врача после осмотра жены югорчанин избежал наказания 1423
  4. В Югре из-за ковида на карантин закрыли 90 школьных классов 1105
  5. ​Потерпите до конца недели: в Сургуте все силы брошены на расчистку тротуаров 1082
  6. В Сургуте будут жестче относиться к нарушителям масочного режима 1077
  7. 14 сургутских детей-сирот получили ключи от новых квартир 955
  8. ​Если в 2022 году продавать «вторичку», то когда? 949
  9. ​Югорчан просят помочь пережить дубоносам суровую зиму 905
  10. Архитектурное освещение «подковы» на Аэрофлотской завершено более чем наполовину 847
  1. ​Как получить медотвод от ковид-вакцинации 28328
  2. ​Житель Нефтеюганска пошел на преступление ради северной надбавки 4486
  3. ​В Нижневартовске в ДТП погиб ребенок // ВИДЕО 3168
  4. ​Мужчину, который приставал к 10-летней девочке в Сургуте, задержали 3020
  5. ​Пока невидимый широкому кругу, но важнейший процесс борьбы за приличный облик города идет в Сургуте 3004
  6. ​Сургутские незрячие малыши, ставшие сиротами в новогодние каникулы, обретут новую семью 2712
  7. ​На трассе в ХМАО в ДТП погиб человек, трое пострадали 2671
  8. ​Обвиняемый по делу о хищении 170 млн рублей у дольщиков Нефтеюганска полностью оправдан 2635
  9. В Югре вынесен приговор водителю, сбившему на остановке женщину с сыном 2604
  10. В Югре конкурсный управляющий нефтегазовой компании получил реальный срок за мошенничество 2543
  1. ​Как получить медотвод от ковид-вакцинации 28328
  2. Вторая медсестра Сургутской травматологической больницы покончила с собой 19962
  3. Югорчанка хотела поправить свое финансовое положение, но подарила кредитные деньги лжепровидице 11566
  4. ​В Нефтеюганске прошел забег Дедов Морозов и Снегурочек 10108
  5. ​Нетрезвая автоледи спровоцировала массовое ДТП в Югре 9845
  6. Югорская медсестра спасла пассажирку самолета во время полета 8656
  7. ​В Нижневартовске эвакуируют крупные торговые центры 8572
  8. Близ Нефтеюганска выбросили нераспроданные ели: горожане недовольны 8511
  9. Найден подозреваемый в убийстве вартовчанина, совершенном 18 лет назад 8446
  10. ​Дознавателя из Нижневартовска осудили за фальсификацию доказательств по уголовному делу 8210