16+
Больше новостей
Больше опросов

​Дмитрий Ларкович: «Средняя и старшая школа сегодня – это не подготовка, но натаскивание на сдачу итогового экзамена»

О состоянии системы образования в Сургуте мы побеседовали с деканом филологического факультета СурГПУ

Фото из архива СурГПУ
Фото из архива СурГПУ

На всех ступенях российского образованиях ежегодно происходят какие-то изменения. Нет стабильности, которая существовала несколько десятилетий назад. И это в условиях демографического подъема, когда стране нужно готовить почву для обучения новых поколений россиян. Но вместо этого каждый год мы наблюдаем то, как ужесточаются требования к сдаче ЕГЭ, сокращается количество вузов, бюджетных мест в них, и планируются масштабные увольнения научных сотрудников.

Сургут за четыре года должен построить 23 новые школы, а в тех, что есть, уже открыто по десятку первых классов. Но откуда брать для них педагогические кадры, которые смогли бы качественно подготовить детей к сдаче единого государственного экзамена (на что, по сути, и настроено нынешняя российская школа)?

Об этом, а также о высшем и среднем специальном образовании корреспондент «Нового Города» поговорил с деканом филологического факультета СурГПУ Дмитрием Ларковичем.

Справка: Дмитрий Ларкович — доктор филологических наук, доцент, декан филологического факультета СурГПУ. Родился в 1964 году, в 1989 году окончил Омский государственный педагогический институт. Автор более 100 научных и методических трудов.

— Как декан факультета, на котором проходят профессиональную подготовку учителя литературы, русского и английского языков, что вы можете сказать о нынешних абитуриентах?

— К счастью, мы пережили демографический кризис 90-х годов, по причине которого в совсем недавнем прошлом количество поступивших в университет равнялось количеству подавших заявление. Сейчас у нас проводятся конкурсы по всем образовательным программам, так что абитуриент стал качественнее, возросла его мотивация.

— А ужесточение условий проведения ЕГЭ как-то сказывается на тех, кто приходит поступать в вузы?

— ЕГЭ — очень несовершенный инструмент итогового контроля знаний. Как показывает практика, часто не самые высокие результаты ЕГЭ оборачиваются очень достойными показателями учебы в вузе. Но главная проблема единого государственного экзамена даже не в том, что он не учитывает потенциальные возможности абитуриента, а в том, что он перестраивает саму структуру общего образования. Сейчас мы можем наблюдать, что средняя и старшая школа – это не просто подготовка, но натаскивание на сдачу итогового экзамена. Из-за этого разваливается гуманитарная база, нет системы знаний: есть точечные моменты, которые выпускник заучивает, а потом благополучно забывает. Мы видим это в абитуриентах: ограничена их читательская эрудиция, отсутствует историческое мышление. История вообще должна восприниматься, как цепь взаимосвязанных событий и личностей, обладающая внутренней логикой. ЕГЭ же делает акцент на даты, отчего в головах молодежи путаются эпохи, культурные срезы. Вот это, на мой взгляд, страшно. Но проведение профессиональных испытаний профильной направленности на образовательные программы в вузах все-таки позволяет отобрать лучших.

Не секрет, что после окончания определенного направления выпускники университетов зачастую начинают работать не по специальности. Как с этим обстоят дела на вашем факультете?

— Подавляющее количество наших выпускников идут работать в школы. Еще десять лет назад картина была совсем иной. Сейчас доля устраивающихся по профилю подготовки выпускников составляет порядка 80 процентов. Причем молодые люди идут работать в школы вовсе не от безысходности, а вполне сознательно. Их окончательный выбор происходит на выпускном курсе. Именно тогда, на последних месяцах обучения, они встречаются с работодателями, с представителями департамента образования, получают обширную информацию о перспективах работы в образовательных учреждениях. Наших выпускников с удовольствием берут в школы, их ждут. Думаю, что педагогический университет сможет восполнить потребность в педагогах для более чем 20 школ, которые скоро появятся в городе. По крайней мере, есть отрадная тенденция, позволяющая оптимистично смотреть на такие перспективы.

— В Советском Союзе существовала позитивная практика целевого распределения выпускников вузов. Как вы считаете, есть ли необходимость вернуть ее?

— Эта система имела много плюсов. В первую очередь, потому что выпускник, еще не имеющий опыта трудовой деятельности, мог, не оббивая пороги в службе занятости, выходить на работу. В педагогической среде это позволяло решить проблему с кадрами на селе. Однако в этой системе был и определенный минус — как любой другой вид принуждения, она ограничивала свободу выбора, а ведь не каждый выпускник, даже проучившись пять лет в вузе, мотивирован на работу с детьми. У некоторых просто нет предрасположенности к этому. Но, знаете, если бы можно было каким-то образом повлиять на образовательную политику в стране, то, на мой взгляд, нужно было бы следовать такому принципу: если государство вкладывает деньги в подготовку молодого специалиста, оно имеет полное право что-то от него потребовать. Например, несколько лет работы по целевому направлению. А вот те, кто обучаются за свой счет, могут делать выбор самостоятельно.

— Два последних десятилетия большая часть российской молодежи считала не просто своим правом, а обязанностью получить высшее образование. Но всем ли оно необходимо?

— Очевидно, что нет. В вузах должны обучаться те, кто имеют к тому способности, для кого интеллектуальная деятельность является приоритетной. Тут возникает вопрос уже среднего специального образования, которое существует, но во многом утратило свои позиции по сравнению с СССР. Нынешнее профессиональное образование нуждается в придании серьезного импульса. Необходимо реанимировать общественный авторитет человека труда — некогда утраченные позиции, когда мастер своего дела был в почете и получал моральное и финансовое вознаграждение. Эти стимулы нуждаются в возрождении.



25 августа 2016 в 11:25, просмотров: 3169, комментариев: 3


Комментарии:
Дмитрий Крылов
Тяжело говорить об образовании в стране, где управление сводится к необходимости профессионалами сдавать отчеты не очень образованным людям.

Но беседа произвела приятное впечатление. Мысль о клиповом историческом сознании, которое продуцирует современная российская школа, хочется проиллюстрировать высказыванием замечательного русского мыслителя Георгия Федотова: история - мистерия человеческих поступков. Логика исторических событий диктуется индивидуальными усилиями большого количества людей, принимающих осознанный выбор. Или отказывающихся от выбора, так тоже часто бывает. Судя по малому числу молодых людей на избирательных участках, им в образовательных учреждениях преподают какое-то другое историческое знание.
альберт леонов Дмитрий Крылов
У нас только "интеллектуалы" спрашивают разрешения на агитацию в Российском Крыме!
Billy Neubilly
зачем образование китайским холопам) ?
Показать все комментарии (3)

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться


Топ 10

  1. ​Подходим к трем сотням: число коронавирусных больных в Югре увеличивается 1191
  2. ​Опять метель! Снежный понедельник обещан Сургуту 1082
  3. ​Всемирный день The Beatles празднуется сегодня — но только в России 1046
  4. ​Продавца паленой водки в Унъюгане арестовали 1041
  5. ​«Я и Путин». Лукашенко рассказал, как разработал миротворческую операцию в Казахстане 1028
  6. ​В Советском жители остались без воды 963
  7. ​Детскую вакцину от коронавируса начнут испытывать в России 942
  8. ​Наталья Комарова работает в Сургуте 923
  9. ​Авария стала причиной травм одного из сургутян 777
  10. ​Пройдусь по Арболиту я, сверну на Таратыновку… Что значат исторические названия районов и улиц Сургута? 757
  1. В Нижневартовске назначен новый заместитель главы по экономике и финансам 4530
  2. ​В Нижневартовске эвакуировали школу 4122
  3. ​У главы Нефтеюганска новый заместитель 3901
  4. ​Глава СКР Бастрыкин взял на контроль дело о гибели двух медсестер в травмбольнице Сургута 3567
  5. ​Юрий Валгушкин покинет администрацию Сургута в четверг 3344
  6. ​Неизвестный «минер» второй день подряд срывает занятия школьникам Нижневартовска 3113
  7. В Сургуте отменят работу купели на реке 3078
  8. ​Молодой югорчанин на «Ладе» устроил серьезное ДТП 2942
  9. ​Нижневартовск занял 19 место в списке городов с самым высоким качеством жизни 2847
  10. ​Вице-мэру Нефтеюганска Павлу Прокоповичу прочат отставку 2803
  1. Вторая медсестра Сургутской травматологической больницы покончила с собой 19495
  2. ​Жителей Нефтеюганска, где второй день подряд эвакуируют школы, просят сохранять спокойствие 11639
  3. ​В Нефтеюганске автомобиль скорой помощи попал в ДТП 11094
  4. ​Игра продолжается? В Нефтеюганске снова эвакуируют школы 10966
  5. ​Из благополучной семьи и без криминального прошлого: СМИ рассказали о подростке- лжеминере из Нефтеюганска 10568
  6. ​Бывший глава Нефтеюганска Дегтярев вернулся к адвокатской работе 10407
  7. Югорчанка хотела поправить свое финансовое положение, но подарила кредитные деньги лжепровидице 10106
  8. ​В Нефтеюганске прошел забег Дедов Морозов и Снегурочек 8631
  9. ​Нетрезвая автоледи спровоцировала массовое ДТП в Югре 8404
  10. ​В Нижневартовске эвакуируют крупные торговые центры 8183